Адаптированная рабочая программа по преодолению дизорфографии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА


Рассмотрено «Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании зам. директора по УВР директор школы
методического совета Нурмухаметова А.Н. Алибаев Ш.Г.
ГБОУ БСКОШИ 7 вида _______________2015г ______________2015г
протокол №
от «____»__________2015г.







Адаптированная рабочая программа по преодолению
дизорфографии


на 2015-2016 и 2016-2017 учебные года

















Учитель-логопед: ___________ /Галимова А.Б./
Количество занятий в неделю 2
Общее число занятий 120




с. Лагерево – 2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография трудности формирования орфографического навыка широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др.).
Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, совместно с учитель русского языка. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Группы комплектуются в количестве 24 человек
Контингент учеников в группах учащиеся 5, 6 и 7 классов общеобразовательной школы.
Сроки реализации - 2 учебных года.

Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся..
Задачи:
Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, по законам и с применением синтаксических правил.
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю

















Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.
Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие.М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 200
Форма занятий
Этап. Тема
Период
К-во часов







Подгрупповая, индивидуальная
Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти
артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка;
уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и);
уточнение артикуляции согласных;
заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.).
четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста)
упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука обозначение голосом, артикуляция и буквы графическое изображение);
работа со словами паронимами;
фонематический анализ слов различной звуконаполняемости;
упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков;
звуковой анализ слов, работа со схемами;


4

Подгрупповая индивидуальная
Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки
упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным,
с разными ударениями;
упражнение по определению ударения в словах-омонимах;
упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины,
чтение слоговых таблиц


4

Подгрупповая индивидуальная
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и
фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью
; фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах;


10

Подгрупповая индивидуальная
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука
звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце;
упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце
Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в середине слова
звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине;
упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине;
упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине




Подгрупповая индивидуальная
Языковой анализ и синтез.
Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы.
Развитие объема слухоречевой памяти
составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин;
зрительные, слуховые диктанты
повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц




Подгрупповая индивидуальная
Развитие зрительного восприятия букв
реконструкции букв;
упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв;
работа с зеркально-расположенными буквами;
нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте




Подгрупповая индивидуальная
Работа над праксисом кисти руки
тренировка в пробах на динамический праксис (кулак ладонь ребро);
прописывание букв в воздухе, на столе;
обведение букв по точкам;
штриховка контурно изображенных фигур;
использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина;
упражнения в прописях




Подгрупповая индивидуальная
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Сочетание чк, чн
характеристика звуков ж и ш;
упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши;
характеристика звуков ч, щ; упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу;
упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн;
фонетический анализ слов с этими сочетаниями;
дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов
придумывание слов и предложении;
подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером




Подгрупповая индивидуальная
Развитие морфологического анализа
анализ групп родственных, однокоренных слов; упражнения в выделении единого корня в словах
подбор однокоренных слов;
разбор слов по составу;
подбор однокоренных слов с корнями омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода);




Подгрупповая индивидуальная
Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова
упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов;
сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной;
упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой
Упражнения в написании звонких и глухих согласных в корне слова
упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной;
сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных;
упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой




Подгрупповая индивидуальная
Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме
вписывание пропущенных ъ и ь;
написание коротких диктантов;
дидактические игры на различение ъ и ь;
перенос слов с разделительными а и ь




Подгрупповая индивидуальная
Развитие лексико-грамматических категорий
подбор синонимов;
подбор антонимов:
придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами




Подгрупповая индивидуальная
Развитие лексико-семантических связей
объяснение многозначных слов;
работа над лексической сочетаемостью слов




Подгрупповая индивидуальная
Согласование имен существительных с различными частями речи в роде, числе, падеже
тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными, причастиями в падеже




Подгрупповая индивидуальная
Беспредложное и предложное управление
упражнения в спряжении глаголов
Правописание личных окончаний глаголов




Подгрупповая индивидуальная
Развитие синтаксического анализа
составление предложений с заданным словом;
работа с деформированными предложениями




Подгрупповая индивидуальная
Развитие связной устной и письменной речи
составление рассказа по серии сюжетных картин;
работа с деформированным текстом;
написание изложения





Заголовок 115