Рабочая программа по курсу Технология 3 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Е.А.Лутцева: — М.: Вентана-Граф, 2012. — 80 с.- ( Начальная школа XXI века).

Пояснительная записка
к курсу «Технология» (3 класс)
на 2015/2016 учебный год


Рабочая программа составлена для 3 класса на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
Авторской программы по предмету: Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева: - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.- ( Начальная школа XXI века).

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы

Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальностей и способностей на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникшие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. Методика изучения данного предмета ориентируется на общее развитие ребенка.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Общая характеристика предмета:
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Цели предмета:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи курса:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно- преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Технологическое образование включает в себя информационно - познавательный и деятельностный компоненты.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается в 3 классе 1 час в неделю (34 часа в год), что в полном объёме соответствует авторской программе.

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы
Кол-во учебных часов
Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
14



Не предусмотрены авторской программой

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
10


Конструирование и моделирование
5


Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
5


Итого:
34



Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.



Формы и методы обучения

Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
работа в парах
На уроках технологии используются следующие методы обучения:
практические;
словесные (рассказ, объяснение, беседа, экскурсия);
наглядные;
поисковые и др.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

Формы контроля и оценка образовательных достижений обучающихся:
текущий контроль
тематический контроль
самостоятельная работа
работа в творческих группах
выставка-презентация
Текущему контролю подвергаются знания  и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.       
 Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием)
        В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.      
Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 59».

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся I -IV классов.
В I классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. Во II, III и IV классах выставляются отметки по 5-бальной шкале.
Знания учащихся проверяются с помощью устного опроса и письменных контрольных работ. Письменные контрольные работы по русскому языку и математике проводятся только после достаточной теоретической и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.
Отметки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.

Оценка выполнения изделия в целом.
Отметка «5» ставится ученику за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Отметка «4» ставится с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Отметка «3» ставится, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда.
Оценка отдельных технологических операций.
Отметка «5» ставится за
точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов;
правильность сгибания;
выполнение равномерных стежков;
точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку;
безошибочное распознание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений,
правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых;
экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения;
умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс),
самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс),
составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV класс);
умение продемонстрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III - IV классы).

Отметка «4» ставится, если ученик
при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм,
нерационально использовал материал;
порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя;
при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки;
составил план работы по наводящим вопросам учителя (II класс) вместе с учителем (III класс),
самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс).
Отметка «3» ставится, если ученик
при разметке допустил неточность: от 3мм до 10 мм во II классе, от 2 мм до 5 мм в III классе, до 5 мм в IV классе;
неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс),
соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;
при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки;
при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку;
при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс),
при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс),
при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков.
За урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определённые знания и умения.

























Содержание курса
3 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ века. Использование человеком сил природы для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями.
Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность. Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.

3. Конструирование и моделирование (5 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций. Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (5 ч)
Информационная среда, основные источники информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации(книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе

Результаты обучения технологии в 3 классе

Личностные результаты 

Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение:
1. Лутцева Е. А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. – 80с. – (Начальная школа XXI века)

2. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: методические рекомендации. – М.: Вентана - Граф, 2012.

3. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2012

4. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2015.

5. Лутцева Е.А. Технология . 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 160 с.:

Материально-техническое обеспечение:

персональный компьютер учителя
интерактивная доска
мультимедиа проектор
обучающие диски
средства цифровой фото- аудио – видеофиксации


Оборудование:
комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)


Рекомендации по оснащению учебного процесса

Для работы учащимся необходимы:
индивидуальное рабочее место;
простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы, канцелярский нож, линейка обычная, линейка с бортиком, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
материалы для изготовления изделий: бумага, картон, ткань, текстильные материалы, фольга, калька, природные материалы и вторсырьё, клей ПВА, мучной клейстер, набор «Конструктор»;
специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов, инструментов: коробки, папки, подставки и др.

Список литературы:

Для учителя:
1. Лутцева Е. А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. – 80с. – (Начальная школа XXI века)

2. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: методические рекомендации. – М.: Вентана - Граф, 2012.

3. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2012

Для учащихся:
1. Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2015.

2. Лутцева Е.А. Технология . 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 160 с.: ил
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Технология», 3 класс

№ п/п
Наименование разделов и тем
Календарные
сроки
Основное содержание
Формы и
методы
Контрольно-измерительные материалы, оборудование
Примечание



Плани
руемые
Факти
ческие






Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)








Образовательные результаты по разделу «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»



Предметные


Метапредметные

Личностные


Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
Соблюдать:
правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий из декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

1
Рукотворный мир как результат труда человека


Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах
Фронтальная.
Лекция учителя с элементами эвристической беседы.
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы



2
Рукотворный мир как результат труда человека


Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
цветная бумага, ножницы, клей


3
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда


Человек - творец и созидатель, созидатель духовно-культурной и материальной среды.
Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы.
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы



4
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда


Механизмы, работающие на энергии сил природы.
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
цветная бумага, ножницы, клей


5
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда


Великие изобретения человечества.
Групповая. Частично-поисковый
Учебник, иллюстрации,
цветная бумага, ножницы, клей


6
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда


Человек - творец и созидатель, созидатель духовно-культурной и материальной среды. Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества.
Групповая. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы



7
Природа в художественно-практической деятельности человека


Гармония предметного мира и природы, ее отражение в быту и творчестве народа
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы


8
Природа в художественно-практической деятельности человека


Гармония предметного мира и природы, ее отражение в быту и творчестве народа
Групповая. Практический
Учебник, иллюстрации,
бумага, ножницы, клей, природный материал


9
Природа и техническая среда


Человек - наблюдатель и изобретатель.
Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
конструктор


10
Природа и техническая среда


Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии.
Фронтальная. Практический
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы


11
Природа и техническая среда


Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии
Групповая. Частично- поисковый
Учебник, иллюстрации,
Интернет-ресурсы



12
Дом и семья. Самообслуживание


Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
картон, ткань, ножницы


13
Дом и семья. Самообслуживание


Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т.п.).
Фронтальная. Практический
Учебник, иллюстрации,
цветная бумага, клей, ножницы


14
Дом и семья. Самообслуживание


Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками).
Групповая. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
растения



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10ч)








Образовательные результаты по разделу «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»



Предметные


Метапредметные

Личностные


Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
 решать доступные технологические задачи.
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
уважительно относиться к результатам труда других людей.

15
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.


Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе.
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, иллюстрации,
Различные виды бумаги


16
Инструменты и приспособления для обработки материалов


Правила пользования канцелярским ножом
Фронтальная. Практический
Учебник, иллюстрации,
цветная бумага, канцелярский нож


17
Общее представление о технологическом процессе


Семь технологических задач (обобщенное представление о технологических операциях).
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь


18
Общее представление о технологическом процессе


Семь технологических задач (обобщенное представление о технологических операциях).
Групповая. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь


19
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)


Подбор материалов и инструментов.
Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля.
Фронтальная. Практический
Учебник, рабочая тетрадь, инструменты, цветная бумага, ткань


20
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)


Подбор материалов и инструментов.
Обработка материала (рицовка).
Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение).
Работа в парах. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, инструменты, бумага, картон, проволока


21
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)


Подбор материалов и инструментов.
Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля.
Обработка материала (рицовка).
Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение).
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, инструменты, цветная бумага, картон, проволока


22
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)


Подбор материалов и инструментов.
Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля.
Обработка материала (рицовка).
Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение).
Групповая. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, инструменты, цветная бумага, ткань, картон, проволока


23
Графические изображения в технике и технологии


Виды условных графических изображений: развёртка, схема. Виды условных графических изображений: развёртка, схема.
Чтение чертежа развёртки.


Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации


24
Графические изображения в технике и технологии


Виды условных графических изображений: развёртка, схема.
Чтение чертежа развёртки.
Разметка с опорой на чертёж развёртки.
Групповая. Защита творческих проектов
Учебник, рабочая тетрадь, линейка, ножницы, клей, цветная бумага



Конструирование и моделирование (5 ч)








Образовательные результаты по разделу «Конструирование и моделирование»



Предметные


Метапредметные

Личностные


Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы.
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.


25
Изделие и его конструкция


Простые и объёмные изделия на основе развёрток.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы.
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, Интернет – ресурсы


26
Элементарные представления о конструкции


Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям.
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, Интернет – ресурсы


27
Конструирование и моделирование несложных объектов


Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера
Фронтальная. Наглядно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, бумага, коробки, ножницы, клей


28
Конструирование и моделирование несложных объектов


Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера
Работа в парах. Репродуктивный
Учебник, рабочая тетрадь, бумага, коробки, ножницы, клей


29
Конструирование и моделирование несложных объектов


Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера
Групповая. Защита творческих проектов
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, цветная бумага, ножницы, клей



Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(5 ч)








Образовательные результаты по разделу «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)»



Предметные


Метапредметные

Личностные


Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.


30
Знакомство с компьютером.


Назначение основных устройств компьютера для ввода. Вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.
Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы.
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер


31
Работа с информацией


Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции с файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер


32
Работа с информацией


Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции с файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер


33
Работа с информацией


Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD); активауия диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий.
Работа в группах. Проектная деятельность
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер


34
Работа с информацией


Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD); активауия диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий.
Работа в группах.
Защита творческих проектов
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер




15