Технологическая карта урока Окружающий мир по теме Русское искусство до 18 века (4 класс, УМК Начальная школа XXI века


Описание проекта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Используемый УМК: учебник Виноградовой Н. Ф. Окружающий мир. 4 класс. В 2-х ч., М: Вентана-Граф, 2011
Тема урока: Русское искусство до XVIII века.
Тип урока: открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с архитектурным искусством Древней Руси; выявить характерные особенности строительства и оформления храмов, соборов на Руси.
Задачи урока:
- на основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры;
- выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве;
- создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
В результате изучения темы ученик должен иметь представление:
- об особенностях средневекового культурного процесса Древней Руси;
- о преемственности в русском зодчестве;
- об основных чертах русского зодчества;
- архитектурно – строительной культуре в Древней Руси,
- музеи народного деревянного зодчества,
- художественные и архитектурные особенности русской церкви на примере Храма Василия Блаженного, Дмитриевского Собора на Нерли во Владимире.
- о культурных ценностях, сформированных в средневековье.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самооценку и взаимооценку; проводить соотнесение цели и результата работы, определять направление дальнейшей работы.
Познавательные: умения осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных форм ее предъявления; проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков; доказательно отстаивать свою точку зрения; обобщать информацию, формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; осуществлять постановку и формулирование проблемы, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществление группового взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, уважения к ценностям православной культуры;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Перечень оборудования к уроку: проектор, компьютер, презентация «Архитектурное искусство Древней Руси».
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:
- Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. М: Вако, 2015 г.
- Александров В. Н. «История русского искусства». Минск «ХАРВЕСТ», 2007 г.
- Даль В. И. «Толковый словарь русского языка». М: Эксмо, 2010 г.
- Электронные ресурсы Президентской Библиотеки Ельцина Б. Н.
Проектирование плана и хода урока
Средства обучения Деятельность учителя (методы и приемы работы) Деятельность ученика
(содержание учебного материала) Формируемые УУД
Организационный момент (1 мин.) Личностные УУД
Самоорганизация
Коммуникативные УУД
Умение слушать учителя
Регулятивные УУД
Выдвигать версии
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Коммуникативные:
-умение с точностью выражать свои мысли в устной форме
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Познавательные
- формирование умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Регулятивные
- принятие учебной задачи, сформированной учителем
Личностные
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные:
- формирование умения высказывать свое предположение (версию)
- формирование умения планировать свою деятельность
Познавательные:
- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
-формирование умения находить ответы на вопросы, используя различные источники информации и свой жизненный опыт
Коммуникативные
- формирование умения слушать и понимать речь других
- формирование умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Познавательные
- формирование умения выявлять сущность, особенности объектов
Личностные
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
мультимедиа Приветствует уч-ся. Проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение.
Слайд 1
Создает рабочий настрой. Учащиеся воспринимают на слух и визуально контролируют свою готовность к уроку. 2. Формулирование проблемы и темы урока (3 мин.) мультимедиа Занавес, на котором нарисована дверь.
Понаблюдаем за экраном,
А холст пусть ждёт своей поры,
Как будто мы в игру играем
И вот вам правила игры.
Поверьте, мне, как я Вам верю,
И следуйте за мной теперь.
Есть тайна за запретной дверью,
А мы откроем эту дверь,
Открываем занавес. Стоит мольберт. Художник рисует
Войдем в простор чужих владений!
Садится на стул, смотрит в окно, думает Художник наш вот – вот заснёт. Вы зрители его видений
А я в них – ваш экскурсовод.
тихо засыпает
Заснул Художник.
Холст не начат,
Меж тем идёт куда-то он.
Встаёт и садится за свое рабочее место (парта)
Что это значит? Это значит,
Что наш Художник входит в сон.
А нам по волшебству кино,
Увидеть сон его дано.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 2
Учащиеся слушают и высказывают предположения.
Учащиеся формулируют тему урока.
- Русское искусство до 18 века
3.Повторение пройденного материала. - Что такое искусство? О каких жанрах древнерусского искусства вы узнали на прошлых уроках?
Выдаёт индивидуальные задания к уроку.
- На протяжении всего урока у нас будут работать эксперты. Их задача «Выявить новые слова, значение которых не прозвучало и дать им определение, используя различные источники информации»
Дают определение понятию «искусство», перечисляют изученные жанры древнерусского искусства
2 ученика на протяжении всего урока работают в роли экспертов, на листочках записывают новые понятия, определение которых не прозвучало. 4. Актуализация знаний. мультимедиа Выход на тему урока.
- Наш Художник ушёл в сон, а что же он видит?
Учитель подводит детей к понятию «архитектура», «зодчество».
Слайд 4
- Из чего, из каких материалов строили в древней Руси?
Слайд 4-14
Подведение детей к формулированию цели урока.
- Как вы думаете, можно ли архитектуру отнести к наследию русской культуры?

Уч-ся отвечают на вопросы учителя
1 уч-ся читает доклад по данному вопросу.
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) работа с ресурсами Президентской Библиотеки
компьютер
мультимедиа Учитель предлагает прочитать текст, перейдя по ссылке http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.03.2016&DocUNC_ID=1463&Token=7UWDmLHpdV/Q66lIDiduaA==&lang=ru-RU с. 52 (Первые дерев. Гравюры) и дополнить ответ товарища. Грабарь, Игорь Эммануилович (1871-1960).
    История русскаго искусства/ Игорь Грабарь ;
в обраб. отд. частей изд. приняли участие:
Алекс. Бенуа, И. Я. Билибин,
Ап. М. Васнецов [и др.] . - Москва :
издание И. Кнебель , [1910-1913] . - 30 см
     Т. 1: Архитектура. - [1910]. - 507, [11] с.,
1 л. фронт. (ил.), 3 л. ил. : ил., портр.
- На частн. тит. л.: История архитектуры. Т. 1. Допетровская эпоха .ББК 85.113(2)
Источник копии: РГБМесто хранения оригинала: РГБ
Учитель нацеливает на разнообразие используемых в архитектурном искусстве приемов оформления фасада и внутреннего обустройства.
Слайд 15-23 Учащиеся находят ответ на поставленный вопрос
Учащиеся заранее подготовили проекты о храмах и соборах, построенных в России до 18 века (в том числе в Тюменской области и ближних регионах)
7. Применение нового знания (10 мин.) Работа с ресурсами Президентской Библиотекикомпьютеры, магнитофон Учитель рассаживает детей в соответствии с табличками (работа по группам)
- Как называется книга? Кто автор? Издание? год?
- Полистайте альбом. Что мы видим, о чем можем узнать? Где можем прочитать информацию об изображениях?
- Что изображено на фотографиях?
-Найдите изображение № 19. Найдите его описание.
Проверка работы 2 гр.
- Что у вас получилось, что вы узнали нового?
Учитель предлагает обменяться мнениями и дать аргументированный ответ на вопрос
-Можно ли архитектуру отнести к наследию русской культуры?
Художник просыпается и начинает рисовать храм, увиденный во сне. Занавес закрывается 1 группа - по ссылке открывает
Учебный атлас по истории древнерусского искусства: вып. 1-3/ изд. под ред. прив.-доц. А.И. Некрасова .- Москва : Скоропечатня Левенсон , 1916
http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.03.2016&DocUNC_ID=6969&Token=ayib+PxCIl5phd1Tb4rJ0A==&lang=ru-RU)

Под музыку (колокольный звон) учащиеся работают над альбомом, в котором представлены изображения храмов.
2- собирают мозаику (храм Василия Блаженного, Церковь Покрова на Нерли), изучают информацию.

Через определенное время 1 и 2 группы меняются местами.
3гр (эксперты)-работают с разными источниками (толковые словари: ресурсы Президентской Библиотеки- Ожегов, печатное издание В. И. Даль)
Выслушивают по 1 учащемуся из каждой группы Коммуникативные
-формирование умения работать в группах, парах.
- формирование умения излагать своё мнение, аргументируя его; описывать объект, передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Познавательные
- формирование умения осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы и электронных ресурсов Президентской Библиотеки
Регулятивные
- формирование умения принимать и удерживать учебную задачу, сформированную учителем
- формирование умения планировать свою деятельность; отличать верно выполненное задание от неверного
8. Рефлексия (2 мин.) мультимедиа Учитель предлагает высказать свое мнение о виртуальной экскурсии, закончив одну из фраз со слайда.
Слайд 25
Учащиеся высказывают свои мнения.
Личностные
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности
9. Домашнее задание (2 мин.) компьютер Учитель предлагает в течение недели подготовить проекты (долгосрочное дом. задание)
Слайд 26
Учащиеся воспринимают задание. Уточняют. Регулятивные
- формирование умения принимать учебную задачу