Единая образовательная философия дошкольного и начального общего образования как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов


Единая образовательная философия дошкольного и начального общего образования как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Добрый день уважаемые коллеги. Хәерле көн хезмәтәшләребез.
Сегодня мы хотим познакомить вас с работой нашей преемственной группы педагогов по национальному образованию.
И перед вами, и перед нами стоит одна общая задача: формирование элементарных навыков общения на татарском языке детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для её реализации у нас образовалась преемственная группа педагогов по национальному образованию. Каждый участник группы занимается конкретно своим делом, а в целом мы работаем рука об руку в группе, где совместно, сообща решаем все наболевшие вопросы, планируем, разрабатываем и проводим мероприятия по национальному образованию.
Творческим вдохновителем, генератом идей нашей группы является Альфира Равиловна. Файруза Нагимуловна помогает налаживать связь с общественностью ( с “Бугульминской газетой”, “Бөгелмә авазы”, с городским метод объединением ). Ляйсан Магсумовна наш секретарь, координирующий языковой материал. Консультантом по вопросам технической поддержки являюсь я, Эльмира Рафиловна.
Все мы находимся постоянно в тесном сотрудничестве. Мы учителя наблюдаем и координируюем работу с дошкольниками, даем экспертную оценку результативности работы, а воспитатели не просто передают нам своих воспитанников в школу, а сопровождают их в период адаптации, прослеживают в течение года учебные достижения и корректируют свою деятельность исходя из полученных результатов.
Связывающим звеном работы нашей группы стали сквозные воспитательно-образовательные модули. Что это такое? В первую очередь, сквозные образовательные программы, которые интегрируют урочную и внеурочную деятельность и в тоже время связывают дошкольников и младших школьников единой социально-значимой деятельностью.
Свою работу мы проводим в рамках сквозных модулей, каждый из которых подчинен единому алгоритму.
1. Это единая общественно-значимая цель, которая сопряжена с жизнью общества на данный момент: “День Республики”, “День родного города”, ”День Конституции”, “День родного языка”, “ Сабантуй” и другое.
2. Далее эта цель реализуется через социально-значимую деятельность и освоение компетенций, доступных каждой возрастной параллели: старшие дошкольники вместе с родителями, готовят подделки или оформляют выставки рисунков. Например: по теме «Тукай илендә”, разучивают песни по стихам, школьники оформляют тематические стенгазеты, готовят спектакли “Су анасында, шүрәледә кунакта”.
И все это выливается в общий для прогимназии результат: марафон “Тукай һәрвакыт күңелебездә” с концертными номерами, выставками, просмотрами спектаклей.
Мы прекрасно понимаем, что для достижения высоких результатов недостаточно лишь учебной деятельности (уроки, занятия по обучению татарскому языку), а необходимо с детьми всех возрастов проводить совместные мероприятия.
Различные формы проведения этих мероприятий стимулируют интерес школьников к изучению татарского языка. А малыши стремятся быть похожими на их старших друзей .Например,очень интересным и функциональным получился наш арт проект «Тылсымлы китап». Идея создать развивающую и в то же время развлекательную книгу для малышей зародилась уже давно. В нынешнее время удивить детей чем-либо очень сложно. Но мы не знали как она должна выглядить, каким должно быть её содержание. С этой поначалу не разрешимой задачей мы пошли к своим старшим друзьям, младшим школьникам. Насколько мы были удивлены , когда на нас обрушилась лавина их предложений. А по другому и быть не могло ведь они и сами только «вчера были теми малышами», которые делали свои первые шаги в изучении нового языка. Каждая страница этой книги посвящена какой-либо теме. Младшие школьники стали не только идейными вдохновителями, но и приняли активное участие в создании самой книги. Так участники клуба «Татар орнаментын яратучылар» предоставили нам свои работы, придавшие национальный колорит нашей книге. Ребятишки приняли это новшество на «ура», их словно подменили. Больше часа дети дошкольники с удовольствием играют с книгой: развязывают тесёмочки, чтобы заглянуть в «платяной шкаф», одевают своих бумажных кукол; вставляют в прорези обеденного стола столовые приборы и рассказывают, кого пригласили сегодня на обед. Даже самым гиперактивным детям – шалунам любопытно, что спрятал фокусник в своей волшебной шляпе? А игра в магазин у нас на особом месте: продавать и покупать, считать и взвешивать любят все дети.
С помощью этой «волшебной книги» наши дети не только играют с книгой, но и практически изучают языки.
Выставки ко «Дню родного языка», ко Дню рождения Г.Тукая, М. Джалиля, по творчеству Р. Миннуллина (дошкольники декламируют стихи, поют песни, школьники занимаются постановкой спектаклей, инсценировкой); фестивали, например, фестиваль татарской песни «Язгы тамчылар», татарской народной сказки, театрализованные группы, акции «Язучы якташларыбыз», праздники «Сабан туй», «Навруз», флэшмоб «Сабантуйчик», агит проект «Мин татарча сөйләшәм”, конкурс “Йолдызлар сәгате”, где дошкольники и младшие школьники связаны единой деятельностью: одни создают декорации, оформляют мероприятие, рисуют рисунки и т.д., другие показывают. Всё это помогает увидеть таланты наших воспитанников.
Крепко прижилась в нашей преемственной группе идея создания авторских интерактивных тренажеров по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста татарскому языку (стадия закрепления изученного материала) – одна из нас создает идею той или иной игры, вторая занимается компьютерной версткой, третья придумывает вариации, а четвертая обучает детей, как нужно играть. Таким образом, создается авторское учебное пособие-тренажер, в которую с удовольствием играют и дошколята и младшие школьники, причем обучение дошкольников в свободное от учебы время осуществляют сами школьники в компьютерном классе. Учителя наблюдают и координируют работу с дошкольниками, дают экспертную оценку результативности работы.
Мы хотим сказать, что такой подход к организации образовательной деятельности позволяет проследить успешность не только каждого конкретного ребенка от 2 до 11 лет, но и результативность сквозных программ, которая доказана участием и победами в муниципальных и республиканских очных конкурсах, конференциях и олимпиадах, дистанционных всероссийских викторинах и онлайн-олимпиадах.
Так, по результатам освоения сквозной программы «Наша родина – Татарстан» - Хасанова София, учащаяся 3 класса заняла 3 место в Международном конкурсе исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие», организованном КФУ. Усманова Миляуша была победителем в очной олимпиаде «Татарский язык», организованным «Центромм социально-гуманитарного образования».
Таким образом, мы создаем условия, дающие возможность всем детям проявить свою индивидуальность, работать самостоятельно, творчески. И всё это позволяет нам реализовывать идеи, разрешать проблемы и выходить на достойный результат с оптимальным использование имеющихся ресурсов.