Рабочая программа по Географии Тувы (8 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы имени В.П. Брагина
с. Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского кожууна
668420, Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун, с. Бурен-Бай-Хаак, ул. Ленина, 20


РАССМОТРЕНО
На заседании МО
_______________
№ протокола
«____» ________ 2016г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
________________
«____» __________2016г
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
Чульдум Л.С.____
«__»______2016г.










Рабочая программа
по географии Тувы.
8 класс
(35 часов в год – 1 час в неделю)




Учитель: Аткнина Н.В.



















2016-2017 уч. год.







География
8 класс

количество часов
программа
УМК (учебно-методический комплект)

Всего часов – 35
кол-во часов в нед. – 1
кол-во часов – в:
1 четверти – 9
2 четверти – 7
3 четверти – 10
4 четверти – 9
Программа основного общего образования по географии
К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай тувинское книжное издательство, 2006.
К.О. Шактаржик Лесные и земельные ресурсы Республики Тыва / Отв. Ред.: к.б.н. С.О.Ондар. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2000. – 48с.



Основные требования к ЗУН учащихся
В результате изучения географии Тувы ученик должен:
Знать/понимать
география, методы, географическое открытие, гипотеза, теория; рельеф. Его зависимость от геологического строения
план местности, условные знаки, масштаб, съемка местности; поверхностные, грунтовые водоносный слой; природные зоны, высотная поясность, широтная зональность, географическая широта.
Уметь:
использовать различные источники географической информации
читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа страны, наносить их на контурную карту;




















Пояснительная записка

Главная цель курса «География Республики Тыва» - создание целостных научных представлений о пространственном разнообразии природы Тувы во взаимосвязи с компонентами. Программа служит учителям ориентиром для дозированности отбора знаний и умений, т.е. стандартом географического образования.
Принципы, определяющие отбор содержания и определения структуры курса:
принцип гуманизации – значительное увеличение знаний из ряда наук, имеющих географическую значимость;
принцип проблемности – связь содержания географии с животрепещущими проблемами человечества;
принцип краеведения – расширение и углубление знаний о своей республике, населенном пункте, своей местности и опора на них в дальнейшем изучении географии.

Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны:
иметь понятие об ЭГП и дать его оценку;
знать особенности ГП в РФ и Центральной Азии и уметь их характеризовать;
основные этапы исследования истории и природы;
этапы развития экономики до революции;
ориентация и специализация хозяйства в период Тувинской Народной Республики;
основные направления географических исследований и их результативность;
формирование рельефа в результате тектонических процессов;
может ли измениться рельеф Тувы в будущем?
какие внешние силы содействовали формированию рельефа республики?
сбор коллекций горных пород и минералов своей местности;
выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых;
перспективы использования сырья для строительных материалов;
объяснение наличия мощных пластов каменного угля на территории Тувы;
особенности климата Тувы и обуславливающие их факторы;
влияние климата на формирование природного комплекса;
умение дать оценку экологическому состоянию воздушного бассейна своей местности;
влияние климата на образ жизни, здоровья и хозяйственную деятельность;
почва – естественное историческое тело, обладающее особым свойством – плодородием;
состав почвы;
основные типы почв и оценка их плодородия;
научно-художественное описание тайги: видовой состав растительности, среда обитания животных, птиц, рекреационные ресурсы.
отражение природы в устном народном творчестве, живописи, прикладном искусстве и народных промыслах;
уникальность и богатство животного мира РТ и объяснение этого явления;
приспособленность животных к суровым природным условиям;
понятие о естественном движении населении;
плотность населения и ее зависимость от природных условий;
трудовые ресурсы, образовательный уровень населения, квалифицированный труд, его высокое качество – важнейшее условие экономического развития региона;
пути решения проблемы безработицы;
понятие об экономике, отраслях хозяйства производственной и непроизводственной сферы;
виды собственности хозяйства и формы их организации;
умение анализировать отраслевую структуру хозяйства на основе статистических данных.


Календарно-тематическое планирование уроков к курсу «География Республики Тыва» – 8 класс

Тема
Кол-во часов
Дата
Основные понятия
Оборудование
Практическая работа
Домашнее задание

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА – 3 ч

1
Особенности географического положения Республики Тыва.

1

Современное ГП Тувы и его влияние на развитие республики. Особенности ГП на карте России и мира. Определение границ Тувы с регионами России и Монголией. Площадь территории, протяженность.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 1:
1). Определение по картам ГП Республики Тыва, протяженности границ с регионами России и пограничным государством.
С. 18.
На к/к отметить границы и соседей.

2-3
История исследования и освоения территории Республики Тыва.

2

Этапы исследования истории и природы. Исследования П.А. Чихачева, Русского географического общества, Г.Н. Потанина и современные археологические открытия.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 2, 3:
2). Показ на карте пути освоения территории Тувы и географических открытий.
3). О чем говорят некоторые названия географических объектов на карте.
С. 8.


ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ. ОХРАНА НЕДР – 3 ч

4
Геологическое строение.
1

Основные тектонические структуры, их отражение в рельефе.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 22.


5
Рельеф Тувы. Горы.
1

Разнообразие рельефа: преобладание гор, горных хребтов.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 27.
Нанесение на к/к Тувы горных систем.

6
Рельеф Тувы. Межгорные котловины.
1

Котловины. Влияние рельефа на условие быта, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 27. Нанесение на к/к межгорных котловин.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ТУВЫ – 2 ч

7
Полезные ископаемые.

1

Разнообразие и богатство минерального сырья. Закономерности пространственного распространения полезных ископаемых.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 4:
1). Нанести на к/к месторождения важнейших полезных ископаемых республики и своей местности.
С. 33.

8
Контрольная работа по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые РТ».
1


Физическая карта Тувы, карты учебника.



КЛИМАТ И АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – 1 ч

9
Климат.

1

Климатообразующие факторы и формирование климата. Инверсия. Основные типы климата РТ и своей местности. Агроклиматические ресурсы.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 5: Наблюдение за погодой в течение одного месяца. Анализ полученных данных.
С. 36. Составление рассказа о прогнозировании погоды по местным приметам и признакам.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ – 3 ч

10
Внутренние воды. Реки.

1

Речные системы. Влияние рек на природу и хозяйственную деятельность населения.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 6: Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, водохранилищ, аржаанов.
С. 40.

11
Внутренние воды. Озера, аржааны, подземные воды.

1

Значение внутренних вод. Размещение и использование, проблемы их охраны.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 40. Работа по изучению своего кожууна с. 48.

12
Водные ресурсы.
1

Водные ресурсы: орошение, проблемы мелиорации. Охрана водных ресурсов.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 40.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ – 3 ч

13-14
Почвы и почвенно-земельные ресурсы.

2

Почва, ее состав. Факторы почвообразования. Основные типы почв в Туве, оценка их плодородия.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 7: Разработка проектов сохранения и повышения эффективности использования земельных ресурсов Тувы в том числе своей местности.
С. 49.
Вопросы 1, 3, на с. 51.

15
Контрольная работа по теме: «Климат, внутренние воды и почвы РТ»
1






РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ – 4 ч

16
Многообразие растительного мира.

1

Зональность растительного и животного мира как основа формирования ПЗ.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 8: Основные типы растительности, их размещение. Видовой состав растительного мира.
С. 49.
Вопросы 4, 5, на с. 51.

17
Размещение природных зон на территории РТ.

1

Размещение ПЗ на территории Тувы, высотная поясность. Ресурсы природных зон.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 9: Научно –художественное описание тайги.
С. 50.
Нанесение на к/к Тувы природных зон.

18
Животный мир.
1

Виды животных. Наличие эндемиков.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 52.
Вопросы 2, 3 на с. 56.

19
Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

1

Охрана животных: защита среды их обитания. , создание заповедников и заказников. Противопожарные мероприятия.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 10: Нанесение на контурную карту заповедников и охраняемых территорий Тувы.
С. 57.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – 3 ч

20-21
Население и трудовые ресурсы.

2

Демографическая ситуация в Туве, ЕП и основные его тенденции. Трудовые ресурсы и проблемы занятости населения.
Карты учебника.

С. 65. Работа по изучению своего кожууна.

22
Контрольная работа по теме: «Растительность, животный мир и население РТ».
1






ХОЗЯЙСТВО И ТРАНСПОРТ – 12 ч

23-24
Промышленность.
2

Отрасли промышленности. Развитие наукоемких отраслей и современные технологии.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 83. Работа по изучению своего кожууна.

25-26
Сельское хозяйство.

2

Отрасли: животноводство и растениеводство.
Физическая карта Тувы, карты учебника.
П/р № 11, 12:
11). Анализ экономической эффективности работ коллективного и частного аратских хозяйств.
12). Анализ эффективности использования земель своей местности. Предложения по повышению эффективного использования сельскохозяйственных угодий.
С. 74.

27
Транспорт.
1

Основные виды транспорта в Туве.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 93.

28-30
Экономические районы.
3

Территориальная организация и районирование хозяйства.
Физическая карта Тувы, карты учебника.

С. 98. Нанесение
на к/к экономических районов.

31
Контрольная работа по теме: Хозяйство и транспорт Республики Тыва.
1






32
Годовая контрольная работа по теме: «География Республики Тыва».
1






34
Обобщающий урок по курсу «География РТ».
1







Резерв – 1 час
15