«Бинарное занятие в свете реализации новых стандартов в учреждении дополнительного образования»



УНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ЛАБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ Д. ШЕРВАШИДЗЕ










Тема: «
Бинарное  занятие  в  свете  реализации
новых стандартов в учреждении дополнительного образования»

Подготовила и выступила
Педагог дополнительного образования
Миллер Елена Христиановна


ноябрь 2016 год
«
Бинарное  занятие  в  свете  реализации
новых стандартов в учреждении дополнительного образования»

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы наши дети  не из-под палки, а играя,  могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты?  Как сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии (увлекательном  деле) или на любом другом мероприятии?  Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата?
Сегодня методика обучения, как и всё в стране, переживает сложный период. Изменились цели дошкольного образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных  областей, а через интегрированные образовательные области. 
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у ребенка возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться.

Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо  частей или элементов. (сл.Ожёгова)

Бинарное  занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.   Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами.
Однообразные, скучные, монотонные  занятия - на бинарном занятии становятся интересными и увлекательными,  дети активны на протяжении всего занятия.

Цели бинарных учебных занятий

Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.

Для детей
Для педагогов

Развитие креативного, творческого мышления детей, умения применять полученные знания в новой ситуации
Формирование целостного мировоззрения
Расширение кругозора
Более рациональное использование учебного времени
Повышение мотивации к изучению образовательных областей
Возможность личностного профессионального роста
Развитие сотрудничества педагогов


Этапы подготовки бинарного занятия
выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного занятия. Идея занятия – очень важно!
формулирование целей занятия
отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов
поиск наиболее рациональной формы занятия
совместное, тщательное планирование. Занятие делится на дополняющие друг друга части
написание совместного конспекта занятия
продумывание рисков и ограничений
Более целесообразна интеграция областей « Познание и физическая культура»;  «Познание (математика) и художественное творчество»; « музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. творчество», «Социализация  и художественное творчество» и  другие.
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы).
В-третьих – усиление индивидуальности обучения, позволяет выявить тех детей, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение сложных тем. Эти занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
В пятых - повышение мотивации и заинтересованности детей, внимание поддерживается на высоком уровне.
Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения занятия увлекательна и нестандартна
В шестых - экономия учебного времени
Такие занятия позволят использовать разнообразие:
- форм организационной деятельности;
- методов обучения;
- систем контроля.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования, они могут чередоваться.
При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме.
Организация бинарного обучения требует – соответствующей многогранной работы. При переходе на бинарное обучение учебные планы и программы, которыми мы руководствуемся в работе, могут применяться в полной мере, но с дополнениями бинарного сводно-тематического плана т.е. уточняются темы программ, которые бинарны.

Результаты интеграции для образовательного учреждения: Адекватность современным требованиям образования и воспитания;  Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;  Широкий выбор деятельности;  Появление новых перспектив развития;  Получение качественного педагогического результата. 
Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
- систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю;
- увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы;
- вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания, подбор технического оснащения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Эти занятия дают возможность активизировать мышление воспитанников, применять полученные знания на практике.
Бинарные занятия позволяют развивать сотрудничество педагогов. Для проведения такого занятия требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Педагог, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».