Доклад «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе развивающих личностно – ориентированных технологий.»
Подготовила
учитель начальных классов
Дорожкина О. И.
Г. Железногорск
2015 г.
СЛАЙД №1. «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий.»Обоснование необходимости формирования
ключевых образовательных компетенций младших школьников
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
СЛАЙД №2. К принципам компетентностного подхода относятся следующие :- диагностичность, т.е. ориентация на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;
- комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних факторов и влияний;
- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.
Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
СЛАЙД №3. Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач.
СЛАЙД №4. Этапы формирования ключевых компетенций
Первый этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений.
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося (существуют методики диагностики, о которых мы сейчас говорить не будем).
Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждого ученика, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам.
Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций.
СЛАЙД №5. Портрет выпускника начальной школы
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
активно познающий мир
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
проявляющий уважительное отношение к окружающим, к иной точке зренияумеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
обладающий навыками самоорганизации и здорового образа жизни
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
СЛАЙД №6. Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников
Направления
В образовательном процессе В системе дополни-
тельного образования Во взаимодействии с ближайшим социальным
окружением
Адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса Организация разнообразного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся Определение миссии образования
Отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки Система мер по воспитанию здорового образа жизни Оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений
Дифференциация и индивидуализация обучения в системе образования Воспитание умения делать выбор через организацию занятий по интересам Адаптация учащихся к современным условиям жизни
Учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной
работы Воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся Привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу
СЛАЙД №7. Пути реализации по формированию
ключевых образовательных компетенций учащихся
По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы:
Основные виды деятельности по формированию
ключевых образовательных компетенций младших школьников
урочная внеурочная внешкольная семейная Общественно полезная
Городской музей, городская детская библиотека, ЦДТ
– Урок «Праздник знаний»
–Урок - экскурсия
- Урок-конкурс
- Урок-игра
- Урок-викторина
- Урок - аукцион
- Турнир знатоков
- Защита рефератов и исследовательских работ
- Групповая форма
- Подготовка сообщений и рефератов
Блиц-турнир- Уроки с использованием видеоматериалов - Классные часы,
тематические линейки
-Праздники
-Турниры
-Викторины
-Выставки
-Игры
-Беседа – диалог,
-Конкурсы,
-КВН
- Защита рефератов и исследовательских работ -Экскурсии
-Военно-патриотические мероприятия
«Невыдуманные рассказы» (встречи с ветеранами войны)
патриотические игры,
-Семейный праздник
-«Мама, папа, я – спортивная семья»,
-конкурс рисунков
исследовательская работа
-Мини-спектакли,
-Открытые уроки,
- «Каждое дело с пользой»
- агитбригада по ПДД
- конкурс плакатов,
«Энциклопедия добрых дел»,
-операция «Будь здорова,
книжка»,
-творческая, издательская деятельность
Отдельно выделяю проведение предметных недель, которое включает все основные виды деятельности, помогая вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышая их интерес к изучаемым учебным дисциплинам. Важное место занимает выбор методов и приёмов.
СЛАЙД №8. Методы развития ключевых образовательных компетенций
Методы Содержание методов
учебно-организационные Проблемно-диалогическая технология
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность по выбранной теме, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант.
учебно-интеллектуальные Частично поисковые методы
Проблемно-сообщающие методы
Исследовательские методы
учебно-коммуникативные Технология формирования правильной читательской деятельности
Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста
Технология развивающего обучения
учебно-информационные Изложение текстов различными способами
Формулирование проблемных вопросов
Качественное и количественное описание объекта
Создание модели изучаемого объекта
Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования
Поиск информации в литературе и Интернете
Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
Представление информации в оптимальной форме
СЛАЙД №9. Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций
Компетенции
Приёмы
Ценностно-смысловые «Верные – неверные утверждения»
«Сегодня на уроке я…»,
« Своей работой на уроке я…»
«Я выбрал эти задания , потому что…» «Хочу, потому что смогу»,«Полезно-вредно»
Учебно-познавательные «Огонёк общения»
«Кто больше»
игра «Волшебная палочка»
«Да или нет»
«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …
«Мозговой штурм»
Социокультурные«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи», «Что было бы, если бы…», «Акция – проект», «Тренинг»,«Копилка хороших поступков»
Коммуникативные Игра «Лото», «Синквейн»,
«Сочини сказку по ключевым словам»
«Вопрос – ответ», «Если бы я был…»
Информационные «Вопросы для любознательных», «Интересные факты»
«Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»
«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»
Природоведческие
и здоровьесберегающие«Состояние моей души»
«Что полезно, а что вредно»
«Хорошо или плохо»
Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных и функциональных возможностей младших школьников.
СЛАЙД №10. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
СДАЙД №11. Спасибо за внимание!