Применение современных образовательных технологий в свете новыз ФГОС в изучении истории и обществознания


Применение современных образовательных технологий в свете новых ФГОС ООО в изучении и преподавании истории и обществознания Работу выполнилаучитель истории и обществознания ВКК МБОУ СОШ № 94 им. Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И. Кудиненко Елена Михайловна г. Воронеж. 2015 г. Мое педагогическое кредо Личность создает историю, а не история – личность.«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все то, что может сделать учитель, - это указать дорожку». Р.Олдингтон Для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом, педагогу следует постоянно работать над совершенствованием своего мастерства, овладевать современными педагогическими технологиями и методами обучения. Задачи, стоящие перед педагогомв период перехода к ФГОС ООО 1. осознать новые требования к собственной профессиональной деятельности2. ответить себе на вопросы: чему и как учить? Ключевые особенности ФГОС ООО Стандарт предыдущего поколения – стандарт содержания образования Стандарт нового поколения – совокупность требований, обязательных при реализации ФГОС ООО образовательными учреждениями. Что изменилось? Структура стандартаФГОС представляет собой совокупность требований:1/ к структуре основной образовательной программы;2/ к условиям реализации основной образовательной программы;3/ к результатам освоения основной образовательной программы. 2. Методология стандарта: Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.3. Требования к результатам. Ориентация не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Системно-деятельностный подход в обучении истории и обществознания – это такой подход, при котором учащийся сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Цели системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся в ходе изучения истории и обществознания создание установки на самостоятельность;свобода выбора;подготовка к жизни;достижение личностных и метапредметных результатов. В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет:поисквыборанализсистематизацию ипрезентациюинформации Транслируетинформацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Подготовка к уроку Традицион-ная деятель-ность Учитель пользуется жестко структурирован-ным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Деятельностьучителя, работаю-щего по ФГОС Учитель пользуется сценар-ным планом урока, предо-ставляющем ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.При подготовке к уроку учитель использует учеб-ник, методические реко-мендации, интернет-ресур-сы, материалы коллег. Обменивается конспекта-ми с коллегами Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС ООО Традиционнаядеятель-ность учителя Деятель-ность учитетеля, работаю-щего по ФГОС Предмет изменений Основные этапы урока.Главная цель учителя на уроке. Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.Успеть выполнить все, то что запланировано Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)Организовать деятельность учеников:По поиску и обработке информации;Обобщению способов действия;Постановке учебной задачи и т.д. Характеристика изменений (продолжение) Характеристика изменений (продолжение) Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности учащихся) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д. Формулировки: проанализируйте, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), исследуйте, измените, придумайте и т.д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и /или индивидуальная Характеристика изменений (продолжение). Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО Взаимодействие с родителями учащихся Проходит в виде лекции, родители не включены в образовательный процесс. Информированность родителей учащихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями учащихся может осуществляться при помощи Интернета. Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ учащихся. Создается учениками (ребята изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, рекреаций, холлов. Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Важны положительные оценки по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения школьников относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов. Формы, типы и виды учебных занятий по истории и обществознанию УрокЛекцияЛабораторное занятие Семинарское занятиеПрактическое занятиеДиспутЭкскурсия Изучение нового материала; повторительно-обобщающий; комбинированный; контрольный.Обзорная, тематическая.По материалам учебника, по документам.Тематическое; обобщающее; обобщающее и систематическое.По развитию познавательных умений; по решению познавательных задач; по проверке творческих работ.Тематическая и обзорная. Применение современных технологий на уроках истории и обществознания Модульно-блочная системаПроектная деятельностьПрименение видеоносителейКомпьютерные образовательные технологииИнтернет-ресурсы Большая роль информационно-коммуникативных технологий Знания Повторительно-обобщающие уроки Уроки контроля Уроки изучения нового материала Видовое разнообразие уроков истории и обществознания Урок изучения нового материала Виды уроков«Спектакль», «Турнир», «Путешествие», «Воображаемая экскурсия», «Базар»«Брифинг», «Пресс-конференция», «Симпозиум», «Съезд»Кино-, теле-, видеоурокиМодульный урок Принцип созданияФорма проведения уроков подсказана названием темы, а также исторической эпохой, в ее основе – воспроизведение внешних атрибутов, наиболее типичных для данного времени мероприятий или эффективные способы изучения новой темы.Имитация деловых встреч.Способ предъявления учебной информации.Специфическая структура занятия и четкость «обратной связи» УрокиСамоопределения,самореализации «Исторический портрет».«Интервью»«Урок-суд» Урок-дискуссия.Урок Проблемных поисков, раздумий Способы учеб-ной работы со-средоточенные на анализе дея-тельности ис-торических лиц и, создающие эф-фект их личного присутствия Комплекс проблемных задач, преиму-щественно историко-нрав-ственного содержания Доминанта вос-питательных иразвивающих целей, направ-ленных на внутренниймир человека Повторительно-обобщающие уроки КВН, викторина, конкурс знатоков, олимпиада Итоговая работа по пройденному материалу Игровые способы проверки полученных знаний Контрольный урок Обновление образовательных стандартов личность семья общество государство Общественный договор Федеральные государственныеобразовательные стандарты С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Основы ФГОС ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ:«ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Ожидаемые результаты образования по предметам: «История» и «Обществознание» личностные (как фактор развития мотивационных ресурсов учащихся);метапредметные (как фактор развития инструментальных ресурсов);предметные (как фактор развития когнитивных ресурсов). Библиотека учителя истории и обществознания Новый стандарт общего образования – http://www.standart.edu.ru/Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияКонцепция федерального государственного образовательного стандарта общего образованияИстория – обществознание – http://history.standart.edu.ru/Учительская газета – http://www.ug.ruЭлектронное приложение к учебнику «Обществознание: глобальный мир в XXI веке:уче. Для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др./Под ред. Л.В.Полякова- М.:Просвещение,, 2013.Электронное приложение к учебнику «История России, 1945-2008гг.:учеб. Для общеобразовательных учреждений /А.И.Уткин, А.В.Филиппов, С.В. Алексеев /Под редакцией А.А.Данилова и др. – М.:Просвещение, 2008.