Из опыта работы: Использование современных информационных технологий для реализации требований ФГОС НОО на современном уроке и во внеурочной деятельности


Использование современных информационных технологий для реализации требований ФГОС НОО на современном уроке и во внеурочной деятельности
Концепция модернизации российского образования предполагает изменение самой образовательной идеологии – от знания к деятельности. Это определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, способность к самообучению, организация самостоятельной работы и возможность самоорганизации учащихся.
Возникла необходимость освоения и применения учителем новых информационных технологий для создания информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий
Актуальность:
Современные ученики ежедневно сталкиваются с огромным потоком информации, получаемым из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более oпределяет уровень его образованности. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь учитель.
В чем же новизна?
Освоение нового направления в методике преподавания учебных дисциплин – инновационной компьютерной дидактики, новых средств компьютерной поддержки учебного процесса (мультмедиа)
Мои ожидания таковы:
1. Обучающиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
2. Повышается интерес детей к учебе, а, следовательно, улучшается качество знаний учащихся
3. Обучающимся знакомы информационно-поисковые и аналитические методы работы с информацией.
4. Происходит переход от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества
Но возможны и затруднения в реализации, риски:
Интернет – базы ЭОР перенасыщены низкопробными продуктами. Для достижения целей урока необходим качественный ресурс, его приходится создавать, что занимает много времени.  
Для реализации изменений необходимо предусмотреть следующие условия:
1. Фрагментарное использование видео-отрывков или картинок, отдельных заданий на уроке не производят нужного эффекта. Необходимо системное использование информационно-коммуникационных технологий.
2. Контроль за техническими и эргономическими требованиями к проведению урока с использованием компьютера
Результат изменений показал:
Личностные изменения: формирование устойчивого интереса к учебным предметам, повышение уровня самостоятельной учебной деятельности учащихся;
Метапредметные показатели: формируется культура работы с информацией, проектная культура, умение видеть проблему, ставить цели, планировать деятельность и взаимодействовать с другими людьми; развивается умение анализировать результаты своей работы и культура оценочных суждений
Предметные показатели: 100%-ая успеваемость, стабильно высокое качество знаний
Результативность участия обучающихся в предметных и творческих конкурсах ИКТ-направленности («КИТ»,«Инфознайка» и др.)
Описание инновационного опыта:
Под информационными технологиями будем понимать педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (мультимедиа, компьютеры) для работы с информационными ресурсами: способы сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте
Одним из результатов обучения в начальной школе по ФГОС НОО должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразования.
Применение компьютерных технологий очевидно, так как соответствует тому уровню восприятия информации, которым обладает современное поколение учеников, выросших на телевидении, компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.
Данная технология может быть представлена следующими этапами:
I. Повышение ИКТ-компетентности учителя, в частности:
- владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности;
- владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий;
- разработка новых путей использования ИКТ для обогащения учебной среды.
Результатом данного этапа считаю работу экспертом по направлению «Предметы начальной школы» 2, 3, 5-го открытого профессионального конкурса «Мультимедиа урок в современной школе» 1, 2-го, 3-го открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС» АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
II. Создание информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности
1. ИКТ как составная часть методического обеспечения, предназначенная для непосредственного включения в учебный процесс: готовые мультимедийные продукты (далее - ММ-продукты): электронные презентации, слайды, видео- и аудио, электронные учебники, приложения, тренажеры. Результатом считаю 100%-ное использование ММ-продуктов при подготовке уроков, 80%-ное сопровождение уроков ММ за 3 года.
2. ИКТ как самостоятельный объект изучения и как инструмент создания учебных материалов нового поколения, обеспечивающих учебному процессу новые качества и функции.
Приемы работы с информацией присутствуют как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Обучающиеся с 1 класса знакомы с проектной деятельностью.
Обучающиеся собирают по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, схем, текстовой информации, которые затем оформляются в ММ-презентацию. Данный продукт служит иллюстрацией сообщения, являясь опорным конспектом для выступления.
С 2012 года кабинет оборудован интерактивной доской Smart board с программным обеспечением SMART Notebook 10. При подготовке материалов к уроку учителю необходимо знать технологические приемы оформления собственных заданий. Дети свободно работают с панелью Инструменты, на занятиях кружка «Инфознайка» на готовых шаблонах создают дидактические материалы, которые мы используем затем на уроках. Показателем эффективности данной работы, считаю положительные отзывы присутствующих на открытом занятии «Истина-ложь» в 1 классе внеурочной деятельности «Инфознайка» на II Всероссийской научно-практической конференции АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива»
Создание авторских тренажеров всегда оправданно, т. к. они помогают выявить и устранить пробелы в знаниях по конкретной теме, у конкретного ученика. Электронные тренажеры, созданные с помощью программы презентаций Power Point, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося, облегчают процесс восприятия и запоминания информации
Задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования современного урока с учетом деятельностного подхода: обучение через деятельность, получение информации, ее анализ и вывод
Приложение
Этапы выполнения проекта в начальной школе - 7«П»
Этап Название этапа для учащихся 1-2 класса Задача Деятельность учащихся Деятельность
учителя
1.Придумываем Что? Всё! Определение темы, мозговой штурм, «фонтан идей» Предлагают идеи то самых практичных до эвристических Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта
2.Перебираем варианты Что? Это! Уточнение целей, определение рабочей идеи, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Корректирует , помогает принять решение
3. Планируем Что сделать?
Как сделать? Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
4. Принимаем решение Сделаем!
Кто делает?
Что делает? Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование Наблюдает, консультирует
5. Пробуем Делаем! Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе)
6. Показываем
Презентуем Вот что сделали. Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
7. Проверяем Как делали?
Как в следующий раз сделаем? Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо Приложение 2
Правила оформления слайдов на электронных презентациях
1. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
2. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт.
3. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
4. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
5. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
6. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять все экранное поле.
7. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
8. На просмотр слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
9. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
10. Анимация должна быть строго оправдана, «нет» анимации ради развлечения
Приложение 3
Алгоритм составления интерактивного электронного тренажера с помощью программы презентаций Power Point (используя гиперссылки)
Выбрать тему, которая вызывает затруднения у большинства обучающихся и умение, которое должно быть отработано;
Придумать игровой сюжет для тренажера с инструкцией для обучающегося;
Разработать задания для тренажера, чтобы обучающийся делал выбор с использованием определенного правила, осознанно, задания должны быть непредсказуемыми;
Результатом прохождения тренажера будет являться сумма набранных баллов и достижение игровой цели, набранные баллы переводятся в оценку.
При неуспешном прохождении тренажера предложить пройти тренажер еще раз, но только после повторного изучения соответствующей темы курса;
Исключить возможные ошибки, несколько раз апробировав тренажер;
Указать источники материалов, используемые для создания тренажера.