Мой доклад на РМО учителей русского языка и литературы Современный урок как основа эффективного и качественного образования


Современный урок как основа эффективного и качественного образованияРМО учителей русского языка и литературыСержантово 16.11.2015 год Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В.А. Сухомлинский Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения…Урок занимает приблизительно 98% учебного времени… А урок остаётся !!!Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего. Традиционный урок: плюсы и минусы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПлюсыМинусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Плюсы Минусы На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». Коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.Традиционный урок: плюсы и минусы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Плюсы Минусы Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Традиционный урок: плюсы и минусы Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.  фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки; урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других. Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?Современный урок Признаки современного урока1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания.2. Личностно ориентированный подход.3. Компетентностный подход.4. Динамичная и вариативная организация урока.5. Использование современных педагогических технологий. ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМУрок изучения нового материалаУрок закрепления знанийУрок комплексного применения знанийУрок обобщения и систематизации знанийУрок контроля, оценки и коррекции знаний ОрганизационныйЦелевойМотивационныйКоммуникативныйСодержательныйТехнологическийКонтрольно-оценочныйАналитическийОсновные компоненты современного урока Источники воспитательного воздействия на уроке Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение , мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла);Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония;Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;Через личность самого учителя (в наибольшей степени). Современная педагогика ориентирована на то, чтобы- ребёнок научился учиться;- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов;проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться». Интерактивные методы обучения…Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;повышение познавательной мотивации;обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Методические приёмы интерактивного обучения:игрыпары и группы«мозговая атака»«общая дискуссия»проектысеминары«общий галдёж»словесные ассоциациивоспроизведение информации «НЕСТАНДАРТНЫЕ» урокиУрок- творческий отчет,урок-аукцион, урок-ток-шоу, урок-капитал-шоу «Поле чудес», урок-викторина, урок-КВН, урок-выставка, урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-экскурсия, урок-путешествие в прошлое (или будущее), урок-эстафета, урок-соревнование и т.д. Правила управления успехом на уроке1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.3. Благоприятный психологический климат на уроке.4. Способность учителя удивлять.5. Любовь к детям.6. Индивидуальный подход.7. Умение учителя продумывать домашние задания.8. Комментирование отметки.9. Коллективная познавательная деятельность на уроке. Творческих успехов, дорогие коллеги!