Рабочая программа по дисциплине Экономика организации специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП 01 Экономика организации
2016 г.
Одобрена цикловой
комиссией
Утверждаю:
Председатель:
________________
Директор ГАПОУ ТТТ г. Орска:
_______________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Организация-разработчик: ГАПОУ «Торгово-технологический техникум» г. Орска Оренбургской области
Разработчик:
Куватова Елена Викторовна – преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программа подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при переподготовки и профессиональной подготовки специалистов в сфере торговли.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина Экономика организации относится к общепрофесссиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организаций;
- рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы построения экономической системы организации;
- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
- основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
- планирование деятельности организации.
Менеджер по продажам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Менеджер по продажам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 122 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
122
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
практические занятия
40
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
работа с учебником
оформление доклада
реферат
составление таблиц и схем
домашняя работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика организации
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике
Содержание
2
1
Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Организация – понятие и основные признаки.
2
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций
Содержание
4
1
Понятие и виды предпринимательства.
2
2
Организационно-правовые формы хозяйствования.
Тема 1.3. Производственная структура организаций
Содержание
4
1
Производственная структура организации, ее элементы.
2
2
Производственный цикл, его структура.
Практические занятия
2
1
Расчет длительности производственного цикла.
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1
4
1
Понятие логистики. Принципы, задачи и функции логистики. Внутрипроизводственная логистика.
2
Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Техническая подготовка производства.
Раздел 2. Материально-техническая база организации
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве
Содержание
8
1
Понятие основного капитала, его сущность и значение. Понятие и состав нематериальных активов предприятия.
2
2
Амортизация и износ основного капитала.
3
Показатели эффективного использования основного капитала. Аренда и лизинг основного капитала.
4
Производственная мощность, ее сущность и виды.
Практические занятия
8
1
Расчет стоимости основного капитала.
2
Расчет амортизационных отчислений основного капитала.
3
Расчет показателей использования основных средств.
4
Расчет производственной мощности предприятия.
Тема 2.2. Оборотный капитал
Содержание
2
1
Понятие оборотного капитала, его состав и структура.
2
Практические занятия
2
1
Расчет показателей использования оборотного капитала.
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность
Содержание
2
1
Понятие капитальных вложений, их состав и структура.
2
Практические занятия
2
1
Расчет эффективности капитальных вложений и срока окупаемости.
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2
6
1
Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов.
2
Ресурсы и энергосберегающие технологии.
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда.
Содержание
4
1
Понятие трудовых ресурсов. Структура кадров организации.
2
2
Определение производительности труда.
Практические занятия
4
1
Расчет численности торгового персонала.
2
Расчет показателей производительности труда.
Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда
Содержание
4
1
Определение понятий оплата труда и заработная плата. Мотивация труда.
2
2
Формы и системы оплаты труда.
Практические занятия
4
1
°Расчет заработной платы различных категорий работников.
2
Расчет фонда оплаты труда.
Контрольная работа по разделам 2, 3
2
Раздел 4. Основные показатели деятельности организации
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции
Содержание
4
1
Понятие и состав издержек производства и реализации продукции.
2
2
Определение себестоимости.
Практическое занятие
4
1
Расчет суммы и уровня издержек производства и обращения по статьям и по предприятию в целом.
2
Анализ структуры себестоимости продукции и способов ее оптимизации.
Тема 4.2. Ценообразование
Содержание
2
1
Экономическое содержание цены. Виды цен.
2
Практические занятия
2
1
Определение цены товара
Тема 4.3. Доход, прибыль и рентабельность
Содержание
6
1
Сущность и источники образования валового дохода.
2
2
Прибыль, ее источники и виды.
3
Рентабельность. Виды и показатели рентабельности.
Практические занятия
6
1
Расчет валового дохода торгового предприятия.
2
Расчет основных видов прибыли.
3
Расчет рентабельности продукции.
Тема 4.4. Товарооборот, товарные запасы, товарооборачиваемость.
Содержание
2
1
Товарооборот, товарные запасы, товарооборачиваемость.
2
Практические занятия
4
1
Планирование розничного товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
2
Планирование товарных запасов. Расчет товарооборачиваемости в днях и в оборотах.
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4
12
1
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования.
2
Составление калькуляции и сметы затрат.
3
Ценовая политика организации. Ценовая стратегия организации.
4
Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации.
5
Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов.
6
Управление финансовыми ресурсами организации. Инвестиционный портфель организации.
Раздел 5. Планирование деятельности организации
Тема 5.1. Планирование деятельности организации
Содержание
2
1
Понятие планирования. Бизнес-план. Структура бизнес-плана.
2
Практические занятия
2
1
Составление бизнес-плана.
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5
10
1
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные.
2
Технико-экономические показатели использования оборудования.
3
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
4
Значение внешнеэкономической деятельности организации. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности: экспорт, импорт, реэкспорт, встречные сделки.
5
Совместное предпринимательство, основные условия создания и функционирования.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Дифференцированный зачет
2
ВСЕГО
122
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программа дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер со всеми их дополнительными устройствами;
- ноутбуки;
- кинопроектор;
- калькуляторы.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие/Л.Е. Чечевицына, Е.В. Чечевицына – изд. 9-е, дополн. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378 с.
Дополнительные источники:
1. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 693 с.
2. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учеб. для ссузов / Е.Ф. Борисов. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. – 415 с.
3. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и Ко», 2007. – 272 с.
Интернет-ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. http://www.6pl.ru/
3. http://blanker.ru/
4. http://www.taxpravo.ru/
5. http://www.minfin.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
определять организационно-правовые формы организаций;
тестовые задания
планировать деятельность организации;
оценка на практическом занятии
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оценка на практическом занятии
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
оценка на практическом занятии
рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату;
оценка на практическом занятии
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
оценка на практическом занятии
Знания:
основные принципы построения экономической системы организации;
устный опрос
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
оценка на практическом занятии
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
тестовые задания
механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
тестовые задания
основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
оценка на практическом занятии
планирование деятельности организации.
устный опрос
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
оценка на практическом занятии
оценка на практическом занятии
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
оценка на практическом занятии, выполнение заданий
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
оценка на практическом занятии
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
оценка на практическом занятии
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
оценка на практическом занятии
Профессиональные компетенции
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
оценка на практическом занятии
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
оценка на практическом занятии
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13PAGE 15
15