«Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС начального общего образования»


«Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
30.12.2015г.
РМО учителей начальных классов
Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников посредствоим использования современных образовательных технологий.
Задачи:
- повышение интереса педагогов к современным образовательным технологиям как способу формирования УУД;
- проанализировать опыт работы по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС;
- сделать выводы об эффективности использования современных образовательных технологий в обеспечении положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников;
- сконцентрировать внимание педагогического коллектива необходимости повышения уровня самообразования.
Много в мире профессий разных –Много творческих, сложных, опасных,Но одна есть из самых важных –Учитель начальных классов
В состав нашего методического объединения УНК входят творческие, креативные, активные, позитивные и очень трудолюбивые педагоги.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Тема: «Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть
известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,
так должен и может быть прекрасным мастером педагог
А. С. Макаренко
В своей деятельности МО УНК нашей школы постоянно ищет пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
 
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же  - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД).
Мотивационная часть
Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (игровая, проектная, исследовательская, учебная, практическая, оценочная, рефлексивная, поисковая, дискуссионная) Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Так вот, реализация новых образовательных стандартов должна помочь нам выровнять это колесо, т.е. сделать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективным.
Но как?
Все обновления в образовании меняют роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
В основу деятельности нашего МО во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, формировании УУД с применением современных образовательных технологий.
Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных про- цессов (В.А. Сластенин).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приёмов и средств, приме- няемых в какой-либо деятельности (А.В. Хуторской).
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в образовательный процесс позволит учителю: • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Итак, в своей работе для эффективного формирования и развития УУД мы используем следующие современные образовательные технологии: (на слайде).
Сегодня мы представим опыт работы по нескольким технологиям:
Обучение в сотрудничестве
Игровые технологии
Проектные технологии
Технология коллективной творческой деятельности (во внеурочной и внеклассной деятельности)
Инновационная деятельность
Обучение в сотрудничестве
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету.
Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую  очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [Г. А. Цукерман, 1993]. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Доклад из опыта работы учителя………………………………………………
Игровые технологии
Отчественный педагог В.А. Сухомлинский сравнивал игру с искрой, которая зажигает огонек любознательности, пытливости, и без которой не происходит полноценного умственного развития.
Надо отметить многогранность игры в жизни человека на всех этапах возрастного развития. В первую очередь, в игре происходит социализация ребенка. Через систему сюжетно-ролевых игр дети усваивают и присваивают общественные нормы, ценности, установки. В процессе игры происходит самореализация, игровая деятельность дает возможность практиковаться в различных формах жизнедеятельности, в том числе и в коммуникации. И, конечно же, игра развлекает, наполняет досуг.
Кроме того, специально организованная игровая деятельность имеет коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую функции. Обучающую функцию игры стоит отметить особо. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения. Можно сказать, что игровая технология представляет собой модель деятельности педагога и обучаемого. Цель совместной деятельности – проектирование, организация и реализация учебного процесса посредством игры.
В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения). Кроме того, распространен вариант применения как формы учебного или воспитательного процесса. Игровые технологии в обучении основаны на особенностях игровой деятельности. Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Кроме этого, составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Современные игровые технологии в обучении активно используют многоплановость игровой деятельности, которая позволяет выделить группы обучающих игр: имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, инновационные игры и другие.
Доклад из опыта работы учителя………………………………………………
Проектные технологии
Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися  системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит  многостороннее развитие растущей  личности.
Считая ребенка центром педагогической системы, основоположник использования метода проектов в педагогике видный американский социолог, философ и педагог-реформатор Джон Дьюи (1859—1952) призывал постоянно следить за развитием обучающегося и именно его рост принимать за меру успешности обучения.
Дьюи доказывал, что обучение и усвоение знаний должно осуществляться в процессе актинией деятельности. Будучи автором ставшего ныне расхожим афоризма: «Ребенок—это не сосуд, который необходимо наполнить, а светильник, который надо зажечь», американский ученый считал, что процесс познания включает в себя четыре стадии: обоснование проблемы; выдвижение гипотез и альтернативных способов или методов ее решения; прогнозирование последствий, которые возникнут в результате реализации той или иной гипотезы; выбор оптимального решения данной проблемы.Характерной чертой проектных технологий является «обучение через открытие». Целью проектной деятельности является:
-Повышение личной уверенности каждого ученика.
-Развития осознания значимости работы, сотрудничества.
-Развития исследовательских умений.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Доклад из опыта работы учителя………………………………………………
Технология коллективной творческой деятельности (во внеурочной и внеклассной деятельности)
И. П.Иванов - Доктор педагогических наук, академик РАО, основоположник «Педагогики сотрудничества»
Технология коллективной творческой деятельности– это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.Концептуальные идеи, принципы:·         идея включения детей в улучшение окружающего мира;·         идея соучастия детей в воспитательном процессе;·         коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;·         комплексный подход к воспитанию;·         личностный подход, одобрение социального роста детей.Результатом КТД является позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений воспитанников детских объединений.
Доклад из опыта работы учителя………………………………………………
Инновационная деятельность
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В. Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.
В связи с этим на базе Муниципального образовательного учреждения « Травниковская средняя общеобразовательная школа» в 2015 – 2016 учебном году открыта инновационная площадка «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно-исторических традиций казачества».
В работе инновационной площадки заложен деятельностный подход в воспитании, когда ребёнок не просто готовится в школе к будущей жизни, а уже живёт реальной, сегодняшней жизнью, где ему уготована интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: учебная, трудовая, благотворительная, творческая.
Данная площадка обеспечит на основе тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, семей учеников гармоничное развитие ребенка:
способность реализовать потребность в познавательной,
коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности;
самосознание, саморазвитие;
способность к сохранению семейных традиций
развитие гражданских, патриотических и лидерских качеств
Доклад из опыта работы учителя………………………………………………
Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод о том, что использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду школы, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
В любых мероприятиях
Мы в детях развиваем
Четыре вида действий,
Которые мы знаем! –
Личностные, коммуникативные
Познавательные, регулятивные!
Воспитанье духа, тела,
Ни минуты мы без дела
Не сидим и не стоим,
Все в работе, все горим!
Выгорать мы не умеем,
Развиваем свой талант:
Мы поѐм, рисуем, клеем
И желаем это вам!
Формула успеха: Увлеченность + видение + действие = успеху
Рефлексия:
-А, напоследок, я скажу…
-Уходя с семинара, я…-Мне хочется сказать…
-Мой совет коллегам
-Оказывается…
- Самым полезным для меня было…