Использование групповых форм работы на уроках истории с целью активизации познавательной деятельности учащихся


Использование групповых форм работы на уроках истории с целью активизации познавательной деятельности учащихся АВТОР: Пяткина Лилия Николаевна учитель истории и обществознания НЕ ТЕРЯЙ ВЕРЫВ СВОИ ЗНАНИЯПОДУМАЙ...


Групповая деятельность - процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого . 1. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.2. Одновременное взаимодействие учащихся.3. Равноправное участие каждого в работе группы. 4. Отчетность групп. 5. Рефлексивная деятельность в группах. Первый этапОрганизация индивидуальной работы учащихся:с учебным текстом,историческими источниками, иллюстрациями. индивидуальными заданиями, дополнительной литературой,. Второй этап Работа в парах постоянного состава Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты. Третий этап Групповая работа. Начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему). Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Ученикам предлагается; обсудить задачунаметить пути ее решения реализовать их на практике представить найденный совместно результат. Этапы организации групповой работы 1) Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Групповая работаЗнакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), Подведение итогов группового задания. Заключительная частьк) Сообщение о результатах работы в группах. л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Памятка "Как работать на уроке в группе" 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Если в группе учащиеся приблизительно равны по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 3. Если твои товарищи справляются лучше тебя, не стесняйся обратиться к ним за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарищей, если они исправит ту или иную ошибку. 4. Если ты видишь, что твой товарищи справляется хуже тебя, помоги им, однако старайся делать это так, чтобы они сами работали с полным напряжением сил. Следи за тем, не делают ли они ошибок, если делают, то тактично и доброжелательно исправляй их. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Один за всех - и все за одного. Рефлексияклассно здоровоничего хорошегосупермне было интереснобыло скучноничего не понятно Список литературы1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. 3. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975. 4. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985.