Решение проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Кафедра математических и естественно - научных дисциплин
Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах





Выпускная квалификационная работа

Решение проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников









Автор: студентка группы 43 «А»
Антропова Марина Анатольевна
Руководитель:
Маркушевская Елена Александровна






Волгоград
2015 г



Содержание:
Введение..3
Глава I. Теоретические основы решения проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.6
Сущностные характеристики логических универсальных учебных действий младших школьников6
Особенности решения проектных задач в начальной школе на уроках математики..12
Выводы по первой главе...19
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по решению проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников...20
2.1. Диагностика сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников...20
2.2. Совокупность проектных задач по математике направленных на формирование логических универсальных учебных действий36
Выводы по второй главе47
Заключение...49
Список литературы..52
Приложения..55












Введение
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед российским учителем ставится цель научить ребенка учиться.
Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач формирование универсальных учебных действий.
Современные концепции развития универсальных учебных действий, разработаны на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов).  Данная концепция конкретизирует требования к результатам начального образования и является значимой и необходимой в процессе планирования обучения в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной и последующих после начального звена образовательных ступенях. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Необходимо определить важность формирования универсальных учебных действий, в частности логических, в контексте идей стандартов второго поколения; даны определения и основные характеристики универсальных действий; предоставлены рекомендации по формированию универсальных логических действий на уроках математики у обучающихся в начальной школе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация  развивающего потенциала общего среднего образования,  актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно  психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением  предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении. А новые стандарты должны вызывать желание скорейшего перехода на них. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
Несмотря на то, что данный вопрос подробно разработан в теории, однако на практике в массовых начальных школах отсутствуют методические разработки и рекомендации о формировании логических универсальных действий младших школьников в условиях решения проектных задач.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование логических универсальных учебных действий младших школьников в условиях решения проектных задач.
Цель: обосновать условия формирования логических универсальных учебных действий младших школьников в рамках решения проектных задач.
Задачи:
Уточнить сущностные характеристики логических универсальных учебных действий младших школьников.
Выявить особенности решения проектных задач в начальной школе.
Разработать совокупность проектных задач по математике, направленных на формирование логических универсальных учебных действий младших школьников.
Метод исследования: Изучение и анализ учебной и методической литературы; педагогический эксперимент, наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей, анализ устных и письменных работ учащихся, тестирование, беседа, анализ результатов эксперимента.

База исследования: МОУ СШ № 12 города Волгограда класс 1 «Б»
ГЛАВА I. Теоретические основы решения проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
1.1. Сущностные характеристики логических универсальных действий младших школьников.
          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. (12, С. 10)
      Для нашего исследования особый интерес представляют логические универсальные учебные действия, которые  имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). (10, С. 5)
Дадим краткую характеристику  психологического содержания операций, составляющих логические универсальные учебные действия.
( 5, С. 7)
Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности.
Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций.
-  кодирование (декодирование) объекта; 
-   выделение признаков объектов и кодирование их 
а) в произвольной, самостоятельно созданной символике),
б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;
-   описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
-   кодирование (декодирование)   операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций).
В качестве сложного составного логического универсального учебного действия можно рассматривать общий прием решения задач.
Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике. (9, С. 35)
Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями. Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения. (7, С. 2)
При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
1.  Анализ текста задачи.
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. (10, С. 15)
      Основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление. Поэтому необходимо  формировать логические универсальные учебные действия на уроках математики уже в начальной школе. (3, С. 45)
       Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, логических, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности  младших школьников, которые учитывают потребности детей в познании окружающего мира и научные данные центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание,  планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление.( 8, С. 16)
Так, математика формирует у детей такие логические и алгоритмические знаково-символические познавательные действия как замещение, кодирование, декодирование, а также планирование, моделирование. Также начинается формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. (8, С. 17)
А также для формирования логических УУД можно использовать загадки, шарады, анаграммы, синквейны.
Удивление- сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям, потому на уроках математики детям предлагается большое количество логических упражнений: «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Рассели фигуры» и другие. Такие упражнения вызывают интерес у детей, развивают мыслительный процесс, формируют такие мыслительные процессы как анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепочки, доказательство. Развитие логических УУД на уроках математики способствует решение нестандартных задач, Это разнообразные числовые ребусы, и головоломки на развитие смекалки, логические задачи. основанные на построении цепочки рассуждений, провоцирующие задачи (задачи- шутки, задачи на смекалку), комбинаторные задачи. Каждая нестандартная задача- это маленькая проблема, которая требует от учеников повышенной умственной активности и находчивости в поисках непроторенных путей решения. Выделяются так называемые задачи ловушки, провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного ответа. Они обладают высоким развивающим потенциалом, способствуют воспитанию одного из важнейших качеств критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к предмету. В работе используется 3 вида подобных задач:
1 тип: задачи, навязывающие в явной форме вполне определённый ответ: что легче 1 кг пуха или 1 кг железа?
2 тип: задачи, условия которых подталкивают к выполнения какого-либо действия с заданными числами или величинами, тогда как это действие не требуется.
3 тип: задачи ,условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.
«Крестьянин продал козу за 3 рубля. Спрашивается по чему каждая коза пошла?
Очевидный ответ: «По 1 рублю»
- опровергается: козы по рублям не ходят, ходят по земле.
Значительная часть логических УУД формируется на литературном чтении. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения с персонажами другого, сопоставление по жанру и по виду(познавательного или художественного) Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебников: «Почему ты так думаешь?»(считаешь, полагаешь), «Обоснуй своё мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.На первичном этапе работы дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя, рассказчика. (13, С. 36)
Таким образом одним из видов познавательных универсальных учебных действий являются логические универсальные учебные действия и включают: умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения.



















1.2. Особенности решения проектных задач в начальной школе на уроках математики
Одним их наиболее эффективных средств обучения является проектная деятельность. Задачи начальной школы заключаются в том, чтобы подготовить детей к проектной деятельности через решение проектных задач. (9, С. 4)
Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. (9, С. 5)
Проектная задача отличается от проекта тем, что для ее решения школьникам предлагаются все необходимые средства, материалы и требуемые данные в виде набора (или системы) заданий. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть даже «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. (9,С. 6)
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. (9, С. 8)
Анализ научно-педагогических исследований ряда авторов (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе дает основания для разработки новой образовательной технологии, которую обозначили как «проектно-задачная технология обучения». (9, С.9)
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.(9, С. 11)
Несмотря на то, что данный вопрос подробно разработан в теории, однако на практике в массовых начальных школах отсутствуют методические разработки и рекомендации о формировании логических универсальных действий младших школьников в условиях решения проектных задач.(9, С. 12)
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет, достигнут результат.( 3, С. 26)
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.(4, С. 22)
Подобный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. (6, С. 24)
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других). (10, С. 7)
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, более подробно структурные компоненты проектной задачи.
Описание проблемной ситуации. В этой ситуации не должна быть поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы пути ее преодоления и возможных вариантов конечного продукта было несколько.
Выполнение системы заданий. Учитель предоставляет набор действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. А это означает, что создан какой-то реальный «продукт».
Результат решения задачи. Он может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т.к. нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащихся наиболее подходящего с их точки зрения способа описания и представления результатов работы. (11, С. 9)
Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся в малых группах (в отдельных случаях в парах).
Обратимся к классификации проектных задач:
предметные,
межпредметные,
разновозрастные,
одновозрастные.
Межпредметные и разновозрастные проектные задачи и время их проведения должны быть согласованы между всеми учителями начальной школы.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно–тематическом планировании учителей начальной школы. На решение предметных проектных задач требуется 2 урока, на решение межпредметных разновозрастных задач по 2 урока ежедневно в течение недели (кроме решения проектных задач других занятий не предусматривается). Такие недели проектных задач становятся кульминационными точками учебного года. (13, С.14)
В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20 - 26 учебных часов, что составляет 20 - 30% учебного времени. Но эти потери оправданны тем, что задача начальной школы не только в приобретении знаний, умений и навыков, но и проявлении этих знаний, умений, навыков в новом качестве. (14, С. 10)
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

· мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) . Так же существует классификация проектов:
По целям и задачам.
а) Практико-ориентированный проект.
Цель: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
По предметно-содержательной области.
а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По характеру контактов между участниками.
а) Внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) межрегиональные;
д) международные.

















Вывод по первой главе
Логические универсальные учебные действия – это анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
К логическим универсальным учебным действиям относятся:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
В данной главе мы рассмотрели, такое понятие как «проектная задача», под которой мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»). Рассмотрели типы проектных задач и их место в образовательном процессе начальной школы. Установили отличие проектной задачи от других типов задач и от настоящего проекта. Выделили этапы решения проектных задач:
- мотивационный;
- планирующий – подготовительный;
- информационно- операционный;
-рефлексивно – оценочный.


Глава II. Опытно – экспериментальная работа по решению проектных задач на уроках математики как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников
2.1. Диагностика сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
Для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников была выбрана база исследования МОУ СШ № 12 города Волгограда 1 «Б» класс (экспериментальный) и 1 «А» класс (контрольный) .
В 1 «Б» классе обучается 20 человек, из них 6 девочек и 14 мальчиков.
По отношению к учебе проявляют заинтересованность; обладают общими интересами: большая часть класса посещают кружок информатики; ходят на дополнительные платные занятия по математике.
Класс делится на микрогруппы по интересам: учащиеся, которые отдают предпочтение спорту составляют одну микрогруппу (45%); учащиеся, которые увлекаются изобразительным искусством, составляют другую микрогруппу (35%); в третью микрогруппу вошли учащиеся, которых не привлекает ни спорт, ни изобразительное искусство (15%); в другую микрогруппу входят учащиеся, которые отдают предпочтение занятиям по математике (5 %).
Хоть класс и делится на микрогруппы, но явных конфликтов не наблюдается, так как они стараются поддерживать дружеские отношения.
В 1 «А» классе обучается 21 человек, из них 14 девочек и 7 мальчиков.
Учащиеся 1 «А» класса проявляют заинтересованность по отношению к учебе; часть класса посещает кружок танцев, другие увлекаются спортом.
Класс делится на микрогруппы: учащиеся, которые отдают предпочтение спорту (39%) составляют одну микрогруппу; учащиеся, которые увлекаются танцами (39%) составляют другую микрогруппу; в третью вошли учащиеся, которые увлекаются математикой (18 %); оставшиеся учащиеся, вошли учащиеся, которые ни привлекает занятость (4%).
Наше исследование проходило в три этапа.
1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста.
2 этап – формирующий этап – реализация условий развития логических универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математики.
3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста, проведен анализ полученных результатов.
В начале констатирующего этапа нами была поставлена задача, выявить уровень сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся 1 класса. Для этого была подобранна диагностика в форме теста, для выполнения которого каждому учащемуся предоставляется индивидуальный лист. (см.приложение 1)
Данные тесты были взяты из работ (С.Х. Сафонова,Н.А. Бернштейном, А.Н. Рябинкиной, В.В. Тарасун.)
Тест 1. «Исключение понятий»
Цель: определить уровень сформированности показателей логических универсальных учебных действий таких как: анализ, сравнение, суждение, умозаключение.
Ребёнку предлагается следующее задание для определения уровня развития логического мышления учащихся, используется методика «Найди лишнее слово».
Задание из 10 пунктов, нужно найти «лишнее слово» и подчеркнуть его. За каждый правильный ответ 1 балл.
Данное задание:
Шиповник, смородина, каштан, малина, крыжовник.
Окружность, треугольник, четырёхугольник, линейка, чертёж.
Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
Весёлый, быстрый, печальный, вкусный, осторожный.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, болото.
Иней, пыль, дождь, роса, снег.
Волгоград, Россия, Москва, Ижевск, Ярославль.
Шкала оценивания:
9 -10 баллов – высокий уровень.
7 – 8 баллов – средний уровень.
5 и менее баллов – низкий уровень.
После проведения данного теста были получены следующие результаты в 1 «Б» классе:
Уровни
Абсолютные числа
%

Высокий уровень
2 чел
10.4%

Средний уровень
12 чел
66.7%

Низкий уровень
6 чел
22.9%

Полученные результаты данного теста можно отобразить с помощью круговой диаграммы.
Низкий 22,9% Средний 66,7% Высокий 10,4%
Иные результаты теста в 1 «А» классе: 55% всех учащихся составляют те, которые относятся к среднему уровню логических универсальных учебных действий; 27% учащихся относятся к низкому уровню, то есть это учащиеся, которые хотят развить логические универсальные учебные действия, и 18% составляют учащиеся, которые уже сформировали логические универсальные учебные действия .
Полученные результаты данного теста можно отобразить с помощью круговой диаграммы.
Низкий 55% Средний 27% Высокий 18%

Таким образом, следует отметить, что у большей части учащихся обоих классов имеют средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий.
Тест 2
«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
 Цель: определить уровень развития умения классифицировать, обобщать, сравнивать.
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить равно 10.
Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.
Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
Данное задание:
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко – это?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка – это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.
Шкала оценивания:
8-10 баллов – высокий.
3-7 баллов – средний.
0-3 балла – низкий.

Низкий 15,2% Средний 58,2 % Высокий 26.6%
После проведения данного теста были получены следующие результаты:
Уровни
Абсолютные числа
%

Высокий уровень
1 чел
15.2%

Средний уровень
12 чел
58.2%

Низкий уровень
7 чел
26.6%


Иные результаты теста в 1 «А» классе: 45% всех учащихся составляют те, которые относятся к среднему уровню логических универсальных учебных действий; 20% учащихся относятся к высокому уровню, то есть это учащиеся, которые хотят развить логические универсальные учебные действия, и 35% составляют учащиеся, которые относятся к низкому уровню сформированности логических универсальных учебных действий.
Полученные результаты данного теста можно отобразить с помощью круговой диаграммы.
Низкий 45% Средний 20% Высокий 35%
По данным результатам двух тестов, можно сделать вывод, что оба класса имеют средние уровни развития логических универсальных учебных действий.
В диагностический комплекс нами был включен контрольная работа, цель которого выявить степень сформированности логических универсальных учебных действий среди 1-х классов.
Учащимся были предоставлены следующие задания:
ВАРИАНТ- I
После праздника на одной тарелке осталось 5 бутербродов, а на другой – 3. Сколько бутербродов осталось на двух тарелках?
Заполни пропуски.
9 – . = 2 . + 3 = 8 8 + . = 10 . – 3 = 4 . + 4 = 5
7 – . + 1 . – 6 = 3 5 + . = 6
Сравни и поставь знаки «>», «<», «=»
19 – 1 * 18 12 + 1 * 17 14 – 4 * 1 10 + 6 * 16
Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой длиной 10 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок короче другого.
Саша и Коля познакомились 3 года назад. Сколько лет тогда было Коле, если через 2 года ему будет 10 лет?
Вариант-II
1. Света угостила Лену 6 ирисками, а Ивана 4. Сколько ирисок отдала Света?
2. Заполни пропуски.
10 – . = 3 + 2 = 7 8 – . = 1 6 + . = 10 . – 2 = 7 . – 4 = 4 9 + . = 10 . – 7 = 1
3. Сравни и поставь знаки «>», «<», «=»
19 – 1 * 18 12 + 1 * 17 14 – 4 * 1 10 + 6 * 16
4. Начерти один отрезок длиной 2 см, а другой длиной 7 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок длиннее другого.
5. Маша и Настя познакомились 2 года назад. Сколько лет тогда было Маше, если через год ей будет 9 лет?
Результаты данной контрольной работы в 1 «А» классе таковы: на оценку «5» написали пять учеников, на оценку «4» шесть учеников, на оценку «3» - семь учеников и на оценку «2» - два ученика.
Результаты данной контрольной работы в 1 «Б» классе следующие: на оценку «5» написали девять учеников, на оценку «4» восемь учеников, на оценку «3» - четыре ученика и на оценку «2» - один ученик.
В контрольной работе были допущены ошибки в решении задачи. С первым заданием в целом справились все; второе задание вызвало затруднение, на заполнение пропусков; третье - учащиеся справились без ошибок; четвертое задание – некоторые учащиеся неправильно начертили отрезки; пятое – не вызвало никаких затруднений.
Результаты данной контрольной работы классе можно отобразить в таблице:
Первый контрольный срез
Отметка


«5»
«4»
«3»
«2»
«1»

1 «А»
5 чел (30%)
6 чел(33,3%)
7 чел (28,5%)
2 чел (8,2%)
-

1 «Б»
9 чел(32,8%)
8 чел(31,2%)
4 чел(20,5%)
1 чел(15,5%)
-


Итак, результаты диагностического комплекса показали, что учащиеся обоих классов в основном имеют средний уровень логических универсальных учебных действий. Таким образом, нами было выявлено, что учащиеся 1 «А» класса: 60% - средний уровень логических универсальных учебных действий; 20% - низкий уровень логических универсальных учебных действий; 20% - высокий уровень логических универсальных учебных действий. В 1 «Б» классе следующие результаты: 45% - средний уровень логических универсальных учебных действий;
30% - низкий уровень логических универсальных учебных действий; 25% - высокий уровень логических универсальных учебных действий.
После формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез. В обоих классах было проведено повторное диагностирование, состоящие из теста «Исключение понятий», теста «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и контрольной работы № 2 по теме «Сложение и вычитание». Цель повторного диагностирования заключается в выявлении степени изменения уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся.
Работа по тесту «Исключение понятий» показала следующий результат в 1 «А» классе: по сравнению с первой диагностикой результаты получились выше, то есть высокого уровня логических универсальных учебных действий достигли 20% учащихся, среднего уровня 45% учащихся, на низком уровне оказались 35% учащихся. Данные результаты так же можно отобразить на круговой диаграмме.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
 Низкий-30%. Средний-40%. Высокий-30%.
Результаты по тесту «Исключение понятий» в 1 «Б» классе следующие: по сравнению с первой диагностикой результаты получились выше, то есть низкого уровня логических универсальных учебных действий достигли 25% учащихся, среднего уровня 40% учащихся, на высоком уровне оказались 35% учащихся. Данные результаты так же можно отобразить на круговой диаграмме.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Результаты тестирования в экспериментальном классе «Исключение понятий» можно изобразить в виде столбчатой диаграммы.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Работа с тестом «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» в 1 «А» классе также показала результаты выше результатов первого среза. То есть учащиеся остались на прежних уровнях сформированности логических универсальных учебных действий. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень логических универсальных учебных действий учащихся находится на среднем уровне, это можно изобразить на графике.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Работа с тестом «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» в 1 «Б» классе показала результаты такие же, как и результаты первого среза. То есть учащиеся остались на прежнем уровне умений общаться. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень общительности учащихся находится на среднем уровне, это можно изобразить на графике.


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Результаты теста в экспериментальном классе «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» можно представить в виде графика.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Повторный контрольный срез проводился по теме «Сложение и вычитание », включал следующие задания:



Данный вид контрольного среза представляет собой отражения результатов сформированности логических универсальных учебных действий учащихся.
Анализируя работы учащихся 1«А» класса, можно выделить следующие результаты: на оценку «5» написало десять учеников (55,5%), на оценку «4» семь учеников (34,5%), работа выполнена полностью, но допущено несколько недочетов в рассуждениях, на оценку «3» - три ученика (10%).
Следовательно, вывод поданной работе можно представить в таблице:

5
4
3
2

Второй контрольный срез
10
(55,5%)
7
(34,5%)
3
(10%)
-


Проведя повторное диагностирование можно сравнить все полученные результаты.
Результат двух проведенных контрольных срезов можно представить в виде сравнительной таблицы.

контрольный срез
оценки



5
4
3
2



количество учащихся

1«А»
первый
5 (30%)
6 (33,3%)
7 (28,5%)
2 (8,2%)


второй
10 (55,5%)
7 (34,5%)
3 (10%)
-

1 «Б»
первый
9 (32,8%)
8 (31,2%)
4(20,5%)
1(15,5%)



второй
6 (25,8%)
7(38,7%)
6(25,8%)
3(9,7%)


Сравнив данные результаты диагностического комплекса, сделаем
вывод, что в действительности логические универсальные учебные действия предопределяет отношения между знаниями и практикой не только на обезличенном уровне, но и на личностном, то есть личного становления как человека культур.

Уровни диалогического взаимодействия


высокий
средний
низкий


До
После
До
После
До
После

Экспериментальный класс
20%
35%
20%
35%
60%
30%

Контрольный класс
25%
28%
30%
33%
45%
39%


Таким образом, сравнивая результаты двух контрольных срезов нами было выявлено значительное увеличение процентного соотношения количества человек на высоком и среднем уровне сформированности логических универсальных учебных действия у учащихся экспериментального класса, чем в контрольном. Следовательно, данные результаты подтверждают эффективность развития логических универсальных учебных действий на уроках математики.





















2.2. Совокупность проектных задач по математике направленных на формирование логических универсальных учебных действий
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Методический анализ образовательной системы – «Школа России»
«Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Главная концептуальная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.
Программа «Школа России» построена на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единую систему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления.
Методический анализ учебника – математика 1 класс.
Учащиеся 1 класса, в котором проводился эксперимент обучаются по учебнику «математика», автор которого М. И. Моро.
Учебник математики – книга, излагающая основы научных знаний по математике в соответствии с целями обучения, определенной программой (Школа России).
Применительно к уровню образовательной подготовки учащихся, в учебнике фиксируется объем и система знаний, подлежащих изучению.
Содержание и построение учебника определяется задачами преподавания математики для 1-го класса общеобразовательных учреждений.
В учебниках предлагаются: упражнения для повторения курса математики за I класс; задачи повышенной трудности .
Учебник алгебры содействует развитию логического мышления. Дает систематическое, научно-обоснованное, доступное для учащихся данного возраста изложения основных теоретических сведений по алгебре. Включает достаточное количество разнообразных задач и упражнений.
С помощью этого учебника, учащимся легко проверить свои полученные знания, так как после каждой главы идут контрольные задания.
В учебнике помещены рисунки, чертежи предназначенные для оказания помощи при чтении текста, при рассмотрении конкретных примеров и для восприятия.

п/п
Тема урока
Тип урока
Виды логических универсальных учебных действий

1.
Числа от 1 до 10
Урок закрепления знаний
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

2.
Числа от 1 до 10
Урок закрепления знаний
(Р) оценка, контроль, коррекция

3.
Числа от 1 до 10
Урок закрепления знаний
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

4.
Числа от 1 до 10
Урок закрепления знаний
(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

5.
Числа от 1 до 10
Урок закрепления знаний
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
умение делать предположения и обосновывать их.




Этапы проектной задачи
Название этапа
Сроки
Ученик
Педагог

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
Координация работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.
Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.
Координация работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.
Координация работы. Создание портфолио проекта.















Фрагмент урока № 1
Тема: Числа от 1 до 10
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи: 1) формировать положительную учебную мотивацию.

Название этапа
Сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

Подготовительный
Один урок (40 мин)
Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.
«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. Будущие первоклассники».
- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?
Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам
- Им надо выучить числа от 1 до 10.
-Уметь присчитывать и отсчитывать по одному.








Мы изготовим книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников
(Р)-самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, сознание качества и уровня усвоения.


Анализ: на данном этапе урока учитель настраивает детей на новый вид работы. Раскрывает логические универсальные учебные действия с помощью групповой формы работы.



Фрагмент урока № 2
Тема: Числа от 1 до 10
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи: 1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач.
Название этапа
Сроки

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

Проектировочный
Один урок(40 мин)
Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет делать одну или две странички (зависит от количества групп) нашей книжки. Повторим правила работы в группе.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
(Р) – учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Анализ: На данном этапе урока проектной задачи, учитель распределяет учащихся на группы, в которых учащиеся развивают свои умения сотрудничать с одноклассниками, а также продолжают развивать логические универсальные учебные действия.




Фрагмент урока № 3
Тема: Числа от 1 до 10
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи: 1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач.
Название этапа
Сроки

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

Практический
3 урока (40 мин)
Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1.
 Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя. 1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранного числа) 2) Иллюстрирование числа (рисунок, аппликация) 3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданными числами
4) Выбор пословиц и поговорок с заданными числами
5) Представление работы группы


Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.











Задание 3. 
Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.
Учащиеся распределяют работу в группе. И каждый выполняет свою работу.















Каждой группе учащихся выдается:
1) лист формата А4;
2) шаблоны цифр;
3) конверт с набором одинаковых геометрических фигур (10 шт);
4) карточки с
пословицами и поговорками, содержащими в тексте числа;
5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте числа;
6) ножницы, клей.


Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю. (приложение 2)
(Р) – учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя



Анализ: Выполняя задания на данном этапе, учащиеся формируют логические универсальные учебные действия через решение проектных задач.























Фрагмент урока № 4
Тема: Числа от 1 до 10
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи: 1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач. 4) учить адекватно оценивать свою деятельность.
Название этапа
Сроки

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

Контрольно-коррекционный
Два урока (40 мин)
Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.
Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.
Учащиеся представляют результат работы своей группы – «Страничку числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали.
обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10.
(Р) – оценка, контроль, коррекция


Фрагмент урока № 5
Тема: Числа от 1 до 10
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи: 1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач.
4) учить адекватно оценивать свою деятельность.

Название этапа
Сроки

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

Заключительный
Один урок (40 минут)
Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.
работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.
Показывают свои работы.
(Р) – проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы, умения делать предположения и обосновывать их.


Выводы по второй главе.
Внедрение проектных задач в учебный процесс способствует развитию учащихся и появлению желания у них развить логические универсальные учебные действия.
Наше исследование проходило в три этапа.
Первый этап – констатирующий эксперимент. Проведя диагностический комплекс, состоящий из теста «Исключение понятий», теста «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и контрольного среза, было видно, что на первом этапе результаты теста оказались в 1 «А»(контрольный) класс: низкий уровень- 35%, средний уровень-45%, высокий уровень-20%; результаты теста в 1 «Б» (экспериментальный) класс: низкий уровень- 22,9%, средний уровень-66,7%, высокий уровень-10,4%; результаты методики оказались на среднем уровне развития, и результаты контрольного среза по теме: «Сложение и вычитание» оказались чуть выше среднего уровня.
Второй этап – формирующий эксперимент. Разработали совокупность фрагментов уроков по теме: «Название задачи «Матиматикус»».
Так после проведения формирующего эксперимента, был проведен повторный диагностический комплекс, показал следующие результаты тестирования в 1 «А» классе: низкий уровень-35%, средний уровень-45%, высокий уровень-20%; в 1 «Б» классе: низкий уровень-26,6%, средний уровень-58,2%, высокий уровень-15,2% Результаты методики оказались на среднем, чуть выше среднего уровня. Результаты контрольного среза оказались на уровне выше среднего.
Сравнивая результаты двух контрольных срезов нами было выявлено значительное увеличение процентного соотношения количества человек на высоком и среднем уровне сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся экспериментального класса, чем в контрольном. Следовательно, данные результаты подтверждают эффективность развития логических универсальных учебных действий на уроках математики.
Следовательно, внедряя проектные задачи в учебный процесс, учащиеся становятся более активными, сплоченными, раскрепощенными в общении, готовыми к взаимодействию и развитию логических универсальных учебных действий.
























Заключение.
Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на указанные требования.
Таким образом, цель данного исследования заключалась в обосновании условий формирования логических универсальных учебных действий младших школьников в рамках решения проектных задач.
Первая задача исследования заключалась в уточнении сущностных характеристик логических универсальных учебных действий младших школьников. В ходе её решения было установлено, что логические универсальные учебные действия – это анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Также были установлены последовательности операций логических универсальных учебных действий и их задачи.
Последовательность операций:
-  кодирование (декодирование) объекта; 
-   выделение признаков объектов и кодирование их 
а) в произвольной, самостоятельно созданной символике),
б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;
-   описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
-   кодирование (декодирование)   операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций).
Задачи логических универсальных учебных действий:
.  Анализ текста задачи.
2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Вторая задача исследования состояла в выявлении особенностей решения проектных задач в начальной школе. В ходе её решения было установлено, что проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Также в ходе решения второй задачи было установлено, отличие проектной задачи от проекта; педагогические эффекты и структурные компоненты проектной задачи.
Третья задача исследования – разработать совокупность проектных задач по математике, направленных на формирование логических универсальных учебных действий младших школьников. В ходе её решения было разработано и апробировано пять фрагментов уроков по математике по теме: «Числа от 1 до 10», в которых применялись проектные задачи.
Результаты констатирующей и контрольной диагностики исследования подтверждают результативность опытно– экспериментальной работы.
Методические рекомендации по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников через решение проектных задач:
- используйте в своих уроках проектные задачи, они способствуют лучшему формированию логических универсальных действий
- разрабатывайте уроки с использованием проектных задач, они развивают самостоятельность у учащихся
- проектные задачи способствуют умению работать в группах
- проектные задачи развивают у учащихся логические универсальные учебные действия.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель достигнута. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов.






















Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008.
2.  Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
3. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий/ И.М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование.
4.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы. Проект. Режим доступа: http://government. ru/docs/3342
5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995
6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
10.  Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. .
11.  Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / под ред. Ю. П. Дубенского / Н. А. Краля. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2005.
12.  Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат.
13. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
14. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
15. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000.
16. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
17.  Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с. – ISBN 6135-0.
18. Программа развития универсальных учебных действий / Вестник образования. – М. : Просвещение, 2009.
19.  Ступницкая, М. А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1-4 / М. А. Ступницкая. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
20.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобразования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. – № 000.
21. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

25. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27.http://orenik.odtdm.ru/index.php?catid=50:2011-11-08-18-55-41&id=423:2013-11-21-13-40





















Приложение 1

Шиповник, смородина, каштан, малина, крыжовник.
Окружность, треугольник, четырёхугольник, линейка, чертёж.
Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
Весёлый, быстрый, печальный, вкусный, осторожный.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, болото.
Иней, пыль, дождь, роса, снег.
Волгоград, Россия, Москва, Ижевск, Ярославль.















Приложение 1
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко – это?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?























Приложение 1
ВАРИАНТ- I
После праздника на одной тарелке осталось 5 бутербродов, а на другой – 3. Сколько бутербродов осталось на двух тарелках?
Заполни пропуски.
9 – . = 2 . + 3 = 8 8 + . = 10 . – 3 = 4 . + 4 = 5
7 – . + 1 . – 6 = 3 5 + . = 6
Сравни и поставь знаки «>», «<», «=»
19 – 1 * 18 12 + 1 * 17 14 – 4 * 1 10 + 6 * 16
Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой длиной 10 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок короче другого.
Саша и Коля познакомились 3 года назад. Сколько лет тогда было Коле, если через 2 года ему будет 10 лет?
Вариант-II
1. Света угостила Лену 6 ирисками, а Ивана 4. Сколько ирисок отдала Света?
2. Заполни пропуски.
10 – . = 3 + 2 = 7 8 – . = 1 6 + . = 10 . – 2 = 7 . – 4 = 4 9 + . = 10 . – 7 = 1
3. Сравни и поставь знаки «>», «<», «=»
19 – 1 * 18 12 + 1 * 17 14 – 4 * 1 10 + 6 * 16
4. Начерти один отрезок длиной 2 см, а другой длиной 7 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок длиннее другого.
5. Маша и Настя познакомились 2 года назад. Сколько лет тогда было Маше, если через год ей будет 9 лет?



Приложение 1












Приложение 1






Приложение 2
































13 PAGE \* MERGEFORMAT 146115



Низкий уровень средний уровень высокий уровень

Памятка для будущих первоклассников
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Объект 13Root EntryArial Cyr1"А
·Arial Cyr1"Ь
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 °

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияArial Cyr1"А
·Arial Cyr1"Ь
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 °

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияArial Cyr1ЬArial Cyr1"ИArial Cyr1
·8
·Times New RomanО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 °

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияII I низкий уровенья
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияколичество учеников
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияколичество учеников
·Объект 4Arial Cyr1ЬArial Cyr1
·8
·Arial Cyr1"М
·Arial Cyr1"З
·Arial Cyr1"ј
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Связанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияI срез

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·-
·I срез
·13
·Количество учеников
·Объект 18Рисунок 1C:\Users\user\Pictures\MP Navigator EX\2013_10_09\IMG.jpgРисунок 1C:\Users\user\Pictures\MP Navigator EX\2013_10_09\IMG.jpg