Обобщение педагогического опыта Методические приемы по формированию у детей прочных орфографических навыков.


Методические приемы по формированию у детей прочных орфографических навыков.
Повышение орфографической грамотности обучающихся по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. Ни для кого не секрет, что у подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызовет особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения, привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Чтобы учащиеся овладели грамотным письмом, во-первых, они должны писать на уроках много, но без ошибок. А теория должна изучаться так, чтобы ученику она казалась нужной, необходимой помощницей, чтобы он на нее опирался. Для этого учащимся в своих классах я предложила завести тетрадочки – выручалочки, где они в игровой запоминающейся форме записывают изучаемые орфограммы. Так, например, О-№ 6 выглядит так:
К О-№ 12 я придумала слово «ГАЖО» ( в корнях –лаг-, -лож- перед Г – А, а перед Ж – О). А О- № 13 мои ученики запомнили благодаря слову «СОСТЩА» ( в корнях – раст-, ращ- -рос- перед С –О , а перед СТ, Щ – А). Орфограмму № 14 мы зарисовали в такой форме:
Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Он должен использоваться на уроках ежедневно.
На каждом уроке даю новое слово учащимся, которое они должны найти в словаре. Тот, кто первый находит это слово, записывает его на доске, подчеркивает орфограммы – буквы, ставит ударение и указывает грамматические признаки. Затем словарное слово проговаривается хором. Учащиеся составляют с этим словом словосочетания или предложения. А перед этим я обязательно даю этимологию слова, что очень интересно детям. Напрмер, слово пельмени (финск.) пель – ухо, нянь – хлеб - хлебные ушки.
Через некоторое время ученики начинают хорошо ориентироваться в словаре, и он становится надежным помощником для них.
Самостоятельно выполняя упражнения, работая над сочинением, изложением, ученик заглядывает в словарь. Так формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою работу.
Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием – здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание.