Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования


Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений.
В решении этой задачи особенно значимой становится роль учреждений дополнительного образования, которые остаются одним из главных социальных институтов, основными задачами которого являются удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, духовных, образовательных потребностей детей, приобщение к культурным ценностям, эстетическое воспитание.
За последнее время система дополнительного образования значительно изменилась и приобрела ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. Сегодня система ДОД работает в режиме инноваций. Расширяются ее направления. Обычно дополнительное образование дошкольников осуществляется в рамках дошкольных образовательных учреждений. Организация в учреждениях дополнительного образования “дошкольного звена” – сегодня становится неотъемлемым компонентом выполнения социального заказа населения, а также результатом поэтапного решения федеральных и региональных задач в области образования, одна из которых – всестороннее развитие личности, не может быть решена без приобщения к народному искусству.
В народном искусстве  обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа. Трудно переоценить его значение в патриотическом  воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Художник-педагог Б.М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Поэтому дошкольное детство и является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства.
Маленьким детям еще не совсем доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. А, собственно художественную деятельность детей, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка на примере нравственно-эстетических ценностей своего народа, воспитание предпосылок чувства любви к своей Родине, осознание своей национальной принадлежности.
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир народного искусства, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.
Роспись по дереву является едва ли не одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Выбор её в качестве одного из основных средств развития нравственной культуры, объясняется еще и тем, что по своей эстетической особенности и условности она очень близка детям («самое близкое искусство»), а по своей наглядно-образной специфике доступна дошкольникам и вызывает у них особый эмоциональный отклик. На это его качество и должны опираться педагоги дополнительного образования при разработке образовательных программ для объединений художественно-эстетической направленности.
Занятия по декоративному рисованию должны рассматриваться в таких программах, как элемент в общей системы работы, направленной на духовно-нравственное развитие личности. Здесь необходимо отметить взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и интеграции,  заключающейся в информационно-образном и сенсорном насыщении ребенка, которая реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Количество же изучаемых видов народной росписи варьируется в зависимости от вида и направленности образовательных программ.
Работа педагога дополнительного образования с дошкольниками при организации занятий по декоративно-прикладному искусству строится исходя из следующих задач обучения:
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, уважительного отношения к произведениям народных мастеров;
- формирование обобщённых знаний и умений: (освоение детьми характерных элементов росписи, колорита, навыков композиции, умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др., развитие чувства формы, ритма, симметрии);
- развитие любознательности и творческого воображения;
- формирование основы национального самосознания и любви к отечеству.
Качественный уровень в обучении декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми новых знаний, методически верно и последовательно строит занятия. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Необычное начало работы, красивые и разнообразные наглядные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания и дидактические игры, обыгрывание продуктов детского творчества - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость восприятия и практической деятельности. Следует подчеркнуть, что знакомство детей с каждым новым видом народной росписи следует начинать с истории её возникновения. Именно вступительная беседа позволяет создать у воспитанников определенный уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности. При подготовке таких занятий желательно использовать нетрадиционные формы их организации: беседа с игровыми элементами, сказка, игра - путешествие, экскурсии в музеи и на выставки, которые способны вдохновить ребят и раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства. Ведущую роль в этих занятиях должны выполнять образцы народных изделий.
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка и матрешка, как нельзя лучше, подходит для знакомства с народной росписью в самом начале обучения. Образы народной игрушки легко узнаваемы детьми и радуют их, раскрывая мир веселого праздника, вызывая первый живой эмоциональный отклик.
Затем следует изучение более сложных видов народного искусства – Городец, Хохлома и Гжель и др., знакомство с их легендами и поверьями. При знакомстве с ними акцентируется внимание детей, что народные художники украшали своими узорами в основном предметы деревенского быта. Красочные и яркие соцветья городецкой росписи, удивительные узоры «золотой» хохломской росписи и голубой гжельской, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на эти хитросплетения птиц, трав и цветов в произведении народного мастера дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них просыпается желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор. Поэтому так важно, чтобы предметы искусства, впервые пробуждающие душу ребенка, и воспитывающие в нем чувство красоты, были национальными.
Готовые рисунки и поделки обязательно нужно использовать в оформление выставок, интерьеров детского учреждения, праздников и подарков родителям - все это вызывает у малышей гордость за свой труд.
Работа в объединениях дополнительного образования позволяет дошкольникам более углубленно овладеть навыками работы с разнообразными живописными материалами, техниками и видами декоративной росписи, научиться разбираться в орнаментальных композициях и цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В  детских изостудиях создается творческая атмосфера, где ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.
Значение знакомства с народным искусством для духовного и нравственного воспитания дошкольников трудно переоценить. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.. Так постепенно, шаг за шагом, кисть и карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире и, как итог, зарождения любви и интереса к народной культуре, чувства патриотизма, уважения в своей Родине. Все это постепенно должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.