Статья Использование Интернет-ресурсов в ходе применения дистанционных образовательных технологий


Использование Интернет-ресурсов в ходе применения дистанционных образовательных технологий
На современном этапе развития образования роль учителя как единственного источника знаний ушла в прошлое. В век информационных технологий любой ребенок может получить знания из различных источников самостоятельно, если он хочет и умеет это делать. Учитель выступает в этом тьютором, его задача обучить школьников способам добывания знаний, умению отбирать информацию, логически ее выстраивать. Эти метапредметные умения уже не зависят от предмета преподавания. Главное, что ИКТ не только повышают учебную мотивацию учащихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения.
Одним из компонентов применения ИКТ в образовательном процессе являются дистанционные образовательные технологии. Под дистанционным обучением понимается образовательная система на основе ИКТ в виде получения образовательных услуг без посещения образовательного учреждения. Преимущества данных технологий состоят в следующем: обучение в любое удобное время независимо от определенного места, индивидуализация обучения, электронный контроль и независимость оценок, возможность постоянных консультаций с учителем.
Главным преимуществом дистанционного обучения является использование обучающимся самостоятельного поиска информации, что имеет характер творческой деятельности. При этом дистанционное обучение не может заменять учебники и пособия, которые должны формировать систематическую основу в учебно-познавательной деятельности учащихся.
Можно выделить основные направления использования дистанционных образовательных технологий: организация системы информационно-методической поддержки образовательного процесса, применение дистанционных образовательных технологий для дополнительной подготовки обучающихся, по каким-либо причинам не посещающих школу, развитие способностей школьников с повышенным творческим потенциалом, развитие коллективной творческой деятельности обучающихся школы со сверстниками, совместное выполнение проектов, проведение олимпиад, конкурсов, диспутов, в ходе повышения квалификации педагогических кадров.В настоящее время Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга завершает работу в режиме районной опытно-экспериментальной площадки над темой «Использование интегрированной информационно-коммуникационной среды для изучения учебных дисциплин гуманитарных областей». В сети Интернет в настоящее время имеется большое количество разнообразных ресурсов, но отсутствует их полный перечень, так как их количество практически неисчерпаемо и эти ресурсы систематически изменяются.
В ходе работы над данной темой мы сочли целесообразным создать инновационный продукт – некую систематизацию Интернет-ресурсов для изучения учебных дисциплин гуманитарных областей учащимися образовательных учреждений, которые мы используем в работе. Разнообразны информационные образовательные ресурсы сети Интернет, используемые в нашей педагогической практике. Так, к наиболее значимым образовательным ресурсам глобальной информационной сети для изучения учебных дисциплин гуманитарных областей учащимися образовательных учреждений мы относим, электронные коллекции – демонстрационные и иллюстративные материалы (фотогалереи, фотоальбомы, коллекции музыкальных произведений, видеофильмов и др.); справочно-информационные ресурсы – энциклопедии, словари, представленные в Интернете, позволяющие оперативно получить требуемую информацию справочного характера; виртуальные музеи – Интернет-ресурсы, с помощью которых можно совершать виртуальные экскурсии по различным музеям и картинным галереям мира; электронные библиотеки – каталоги и аннотации к книгам, а также тексты произведений различных авторов; электронные периодические издания – сайты газет и журналов и, в том числе, адресованные детям; интерактивное тестирование – образовательные ресурсы, ориентированные на организацию контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом учащимися; дистанционные олимпиады и конкурсы, направленные на анализ и оценку эрудиции, индивидуальных способностей школьников, проявляемых в различных научных областях.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами была создана методическая разработка-памятка для участников образовательного процесса, в которой представлены название Интернет-ресурса, Веб-адрес Интернет-ресурса и Скриншот веб-страницы Интернет-ресурса. С данной разработкой можно ознакомиться на сайте нашего образовательного учреждения http://shkola233.ru/ в разделе «Инновационная деятельность» http://shkola233.ru/strukturaoo/innovacionnyie-tehnologii/experiment/833-internet-resursi
Данные Интернет-ресурсы используются нами при организации исследовательской, проектной и образовательной деятельности учащихся.
Используемые источникиПоташникова Г.И. Педагогические Интернет-ресурсы – педагогам, родителям, учащимся. – Самара: Самарская областная универcальная научная библиотека, 2002. – 31 с.
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.