Активизация и обогащение речи детей в процессе использования современных образовательных методик и технологий. (на занятиях по развитию речи, грамоте, худ. литературе).

Детский сад № 42









Выступление (из опыта работы) на тему:
«Активизация и обогащение речи детей в процессе использования современных образовательных методик и технологий.
(на занятиях по развитию речи, грамоте, худ. литературе).»




Воспитатель: Зубова Л.В.






Активизация и обогащение речи детей в процессе использования современных образовательных методик и технологий. (на занятиях по развитию речи, грамоте, худ. литературе).
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, т.к. речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Ребенок в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к подготовке качества детей к школе привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения. И мы на своих занятиях по развитию речи, грамоте и художественной литературе стараемся использовать те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
А используя современные технологии и методики на своих занятиях позволяют мне развивать у детей речь, творчество, самостоятельность, мышление и др. Начиная со средней группы я стараюсь развить у детей выразительную речь, и на своих занятиях создаю такие условия в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания.
Одна из технологий которую я использую на занятиях, это Триз. Используя технологии триз, я учу детей искать и находить свои решения. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, соображении, в придумывании чего-то нового. Решение сказочных задач и придумывание новых сказок включает в себя разные виды детской деятельности. Технологии триз дают мне и детям методы и инструменты творчества, владея которыми дети и воспитатель могут найти общий язык, понять друг друга.
Например, на своих занятиях по художественной литературе я часто играю с детьми в путешествия. Путешествуя по разным знакомым детям сказкам – Алдар Косе и жадный бай, «Зимовье зверей» «Заюшкина избушка и др. Главный итог этих путешествий – это попасть в страну знаний и понять, что знания – это и есть главное богатство. На таких занятиях я стараюсь заострить внимание детей на нравственной стороне, а в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо, а что такое плохо. Разъяснить смысл каждого события, спрашивая детей, как они его понимают.
Очень интересны на занятиях метод, который я использую, это метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с детьми решаем такие проблемы: как спасти колобка от лисы, как сделать, чтоб жадный бай стал добрым и щедрым, как помочь зайчику выгнать лису из избушки и др. Благодаря мозговому штурму дети поняли, что из любой ситуации, можно найти выход.
Одним из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, является метод каталога или сказка на новый лад по Дж. Роддари. Суть его состоит в том, что я начинаю сказку, а дети по цепочки ее продолжают. Дети очень любят составлять таким образом сказки, т.к. сюжеты получаются интересными и непредсказуемыми.
Так же мне хочется остановится на технологии, которую я применяю на своих занятиях грамоте, развития речи и художественной литературе, это мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: предметно-схематичными модулями, сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами. Содержание мнемотаблицы - это графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа, сказки. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составления рассказов
при пересказах худ. литературы
при отгадывании и загадывании загадок
при заучивании стихов.
На своих занятиях по развитию речи, грамоте, худ. Литературе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде и др. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета и установить последовательное изложение выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
В средней группе я давала детям цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягода - красная. Сказочные персонажи изображены в виде геометрических фигур (треугольника и круга). Например, Медведь большой коричневый круг, лиса - оранжевый треугольник и т.д. Уже в старшей и подготовительной группе схемы рисуются в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
В старшей группе на занятиях по развитию речи я совместно с детьми составляли мнемотаблицы по блокам «зима», «Весна», «Осень». Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа
- последовательность рассказа
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать еще об одном методе, это моделирование схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении художественной литературе и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность. Заранее приготавливаем модели к данному произведению. А в подготовительной группе дети уже сами под моим руководством будут учиться выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения.
Используя все эти технологии и методы на своих занятиях по развитию речи, грамоте и художественной литературе детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Все эти методы и технологии которые я применяю на свих занятиях, позволяют и помогают обогатить и активизировать речь ребенка. И я буду дальше продолжать расширять и применять на своих занятиях новые технологии и методы.


















15