Образовательный материал

СКО школа-интернат III-IV вида


Рассмотрено: Утверждаю:
На заседании МО начальных Директор школы-интерната
классов и коррекционных дисциплин _____________ И.И. Батищев
Протокол №___ от «__» ________ 10 г. Приказ №___ от «__» ________ 10 г



Согласовано: Утверждено:
На заседании МС на педагогическом совете
Протокол №___ от «__» ________ 10 г. Приказ №___ от «__» ________ 10 г





Рабочая программа дисциплины по лечебному массажу для 11-12 классов



2010 – 2011 учебный год









Костина Ольга Александровна









Липецк
2010 г.



ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для реализации социальной адаптации детей с нарушением зрения в 1993-94 учебном году в СКО школе-интернате III-IV вида, для учащихся был введен новый профиль профессиональной трудовой подготовки - массажист.
Потеря зрения, как мощного дистанционного анализатора, частично восполняется у учащихся со зрительной депривацией, взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния.
Наиболее конкретную информацию о форме, величине, протяженности, свойствах материала и других качествах предметов незрячий получает посредством осязания. являясь контактный анализатором, осязание позволяет незрячему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.
Как показали исследования И.М.Сеченова, Б.Г.Ананьева, Ю.А.Кулагина и других ученых, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания нет принципиальных различий. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов.
При включении учащегося в предметно-практическую деятельность активизируются резервные возможности его кожного анализатора, в следствии чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у незрячих тонких дифференцировок в кожном анализаторе, позволявших им с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности. Всё это говорит о доступности для незрячих учащихся овладеть этой специальностью.
Работа массажиста требует определенных физических и моральных сил. Острота зрения не учитывается, однако к физической и психологической готовности учащегося подходят достаточно строго. Начиная с 11 класса параллельно с обучением массажа ведется преподавание анатомии, физиологии, фармакологии, уход за больными, основам латинского языка, медицинской этики и деонтологии. Занятия по этим предметам ведут преподаватели ЛМК. После 11 и 12 классов на базе ЛОКБ учащиеся проходят допрофессиональную подготовку по курсу «Основы массажа».
Такой целенаправленный подход к отбору и обучению детей с нарушением зрения позволяет в условиях СКО школы-интерната готовить специалистов по профессии - массажист.
При разработке данной программы использовались данные рабочей программы по узкой специализации по массажу для медсестренской специальности. По учебному плану, утвержденному Министерством здравоохранения РФ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Задача - подготовка учащихся к дальнейшему обучению в Кисловодском и других медицинских колледжах.
В теме "Анатомические основы массажа" наибольшее внимание следует сосредоточить на усвоении топографии важнейших мышц и мышечных групп, сосудов и нервов. Учащиеся должны хорошо усвоить наиболее выступающие костные образования, крупные мышечные группы туловища и конечностей, уметь определять проекцию на поверхность тела важнейших внутренних органов, нервных стволов, сосудов и лимфатических узлов. Необходимо отметить заслуги отечественных ученых в развитии анатомиии и физиологии (Н.И. Пирогов, И.М.Сеченов, И.П. Павлов, В.П. Воробьев, М.Ф.Иваницкий и др.), а также указать наиболее известные работы зарубежных авторов.
С целью лучшего освоения и закрепления, теоретические знания должны сопровождаться демонстрацией соответствующих наглядных пособий, муляжей, таблиц, схем строения человеческого тела, расположения мышечных групп, сосудов, нервов.
Тему "Физиологические основы массажа" следует проходить в разрезе современных знаний физиологии в свете учения И.П. Павлова. При этом необходимо подчеркнуть, что основное действие массажа нервно-рефлекторное и заключается оно в вызывании кожного рефлекса.
Необходимо остановиться подробнее на описании рефлекторной дуги, по которой идут импульсы от механических раздражителей. Следует подчеркнуть, что изменения лимфо и кровообращения в коже, возникающие при массаже, в основной имеют нервно-рефлекторный характер и подчинены центральной нервной регуляции.
Излагая современные взгляды на механизм действия различных приемов массажа, необходимо отметить вопрос о значении исходного функционального состояния организма, его реактивных свойств функционального состояния центральной нервной системы.
При изложении темы "Общая методика в техника массажа" необходимо подробно остановиться на физиологическом действии массажа, на противопоказаниях и методических указаниях о проведении массажа при том или ином заболевании.
В специальной части должно быть уделено большое внимание применения массажа в комплексе с другими лечебными воздействиями, особенно с физиотерапией и ЛФК. Указать, что комплексное лечение наиболее широко применяется при различных заболеваниях и поражениях опорно-двигательного аппарата, поражение ЦНС и периферической НС, при заболеваниях ССС.
При ознакомлении с особенностями проведении массажа при двигательных нарушениях на почве поражения периферической и центральной нервной систем, обязательной указать, что у таких больных массаж применяют чаще всего как метод, обеспечивающий возможность более быстрого перехода к движениям, а поэтому здесь одновременно с массажем применяют пассивные упражнения в расслаблении отдельных мышечных групп и пассивно-активные движения.
В описании массажа необходимо строго дифференцировать массаж парализованных мышечных групп и массаж аптагонистов этих групп мышц.
При сердечно-сосудистых заболеваниях необходимо подчеркнуть, что массаж является особенно эффективным при заболеваниях с нарушениями компенсации. При тяжелых нарушениях компенсации (в условиях постельного режима) массаж может быть одним из основных видов лечебного воздействия. В последующем, с улучшением состояния больного, к массажу добавляются активные движения в мелких суставах с охватом мелких мышечных групп.
Не отрицая целесообразность медикаментозного лечения, следует показать, что массаж, а позже и физические упражнения являются таким дополнением, которое увеличивает эффект действия лекарственного вещества и физического покоя и способствует наиболее быстрому и стойкому восстановлению компенсации кровообращения.
Руководить практическими занятиями по технике массажа должен опытный массажист.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ - 11 класс (1-й год обучения).

№ п/п
Содержание
Всего часов
Теоретических
Практических

1
Введение
2
2
-

2
Анатомические основы массажа
4
2
2

3
Физиологические основы массажа
2
2
-

4
Правила и гигиенические основы массажа
2
2
-

5
Приемы и техника массажа
20
4
16

6
Общий и частный массаж
60
10
50

7
Массаж в детской практике
4
2
2

Итого:
94
24
70

Практика в стационаре
72


НАВЫКИ И УМЕНИЯ
После 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь:
а)строение скелета человека;
б) знать крупные мышечные группы туловища и конечностей;
в) проекцию на поверхность тела важнейших внутренних органов, нервных стволов, сосудов и лимфатических узлов;
г) знать приемы и технику массажа и уметь применять их на практике;
д) проводить общий и частный массаж.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 12 класс (2-год обучения).

№ п/п
Содержание
Всего часов
Теоретических
Практических

1
Спортивный, гигиенический и самомассаж
2
2


2
Сегментарный массаж
20
6
14

3
Точечный массаж
20
6
14

4
Лечебный массаж:





а) терапевтические заболевания
20
8
12


б) нервные заболевания
16
6
10


в) травмы и заболевания ОДА
16
6
10


г) кожные заболевания
4
2
2

5
Массаж и ЛФК
10
4
6


ИТОГО:
108
40
68


Практика в стационаре:
72


После окончания курса массажа учащиеся должны:
а) знать основные виды массажа и владеть ими;
б) уметь применять различные виды массажа (лечебный, гигиенический, профилактический);
в) уметь применять лечебный массаж при различных видах заболеваний и травм;
г) сочетать кассах и ЛФК.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Общая часть - 11 класс (1-й год обучения)
1. Введение
Понятие о массаже. Виды массажа: гигиенический, спортивный, лечебный. Механизм действия массажа. Местное и общее рефлекторное действие массажа. Значение работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова., Н.Е.Введенского, А.А. Ухтомского для понимания сущности действия массажа .Краткие сведения из Истории массажа.
Работы отечественный ученых по методике и физиологическому обоснованию массажа. Значение массажа для практической медецины.


2. Анатомические основы массажа.

Общие сведения о строении скелета человека. Суставы, их устройство. Мышечная система человека, функции мышц. Мышечные группы верхних и нижних конечностей, плечевого пояса шеи туловища. Топография сосудистой системы в частях тела. Лимфатическая система. Расположение сети лимфатических путей и узлов. Подкожный слой, строение кожи.

3. Общие физиологические основы массажа.

Массаж как модификация пассивных движений. Преимущества массажа перед пассивными движениями (дифференцированное воздействие на отдельные ткани организма).
Роль кожи в физиологическом действии массажа. Нервно-рефлекторные влияния, общие и местные: восстановление нервно-рефлекторной деятельности, возбуждающее, тонизирующее или успокаивающее действие массажа. Механическое действие массажа. Продвижение тканевых жидкостей, усиление кровотока, смещение тканей, растяжение их, действие на периферические нервные окончания, улучшение кожного дыхания. Влияние массажа на нервную систему. Рефлективное действие массажа. Влияние массажа на общее состояние и самочувствие массируемого.
Влияние массажа на обмен веществ, на мышцы. Повышение обменных процессов в мышечных тканях. Усиление кровоснабжения и выведения из мышц конечных продуктов обмена. Усиление сократительной функции мышц. Влияние массажа на кровеносную, лимфатическую систему и сердце. Изменение капиллярного кровообращения под влиянием массажа.
Тренирующее действие массажа на сосудистую систему и сердце. Улучшение газообмене между кровью и тканями.

4. Привила и гигиенические основы массажа.

Помещение и инвентарь. Требования, предъявляемые к массажисту (уход за руками, одеждой), правильность выполнения приемов массажа, позы массажиста, длительность процедуры общего и частичного массажа, внимательное отношение к массируемому.
Массажные средства (смазывающие вещества и присыпки). Преимущества и особенности «сухого» массажа. Курс массажа и длительность отдельных процедур. Понятие об единице массажа и объеме массажа.

5. Общая методика и техника массажа.

Основные и вспомогательные приемы. Характеристика массажных движений. Поглаживание. Приёмы поглаживания - основные; плоскостное поверхностное и плоскостное глубокое, обхватывающее, непрерывное и прерывистое; вспомогательные приемы: поглаживание граблеобразное и щипцеобразное. Техника выполнения поглаживания. Физиологическое действие поглаживания. Показания к применению тех или иных приёмов поглаживания. Методические указания пои проведении поглаживания.
Растирание: освоение приемы - прямолинейные, круговые, спиралевидные.
Вспомогательные - пиление , штрихование, строгание. Техника выполнения приемов растирания. Физиологическое действие растирания. Показания к применению тех или иных приемов растирания. Методические указания к применению растирания.
Разминание: основные приемы - непрерывное и прерывистое. Вспомогательные - валяние, накатывание, сдвигание, пощипывание, растяжение, надавливание. Техники разминания. Физиологическое действие разминания. Показания к применению тех или иных приемов разминания. Методические указания к применению разминания.
Вибрация. Виды вибрации. Основные приемы - прерывистая и непрерывистая вибрация. Вспомогательные приемы - сотрясение, встряхивание, рубление, похлопывание, пунктирование. Физиологическое действие вибрации .Показания к применения различных приемов вибрации. Методические указания к применению вибрации.
Массаж с помощью специальных аппаратов. Аппаратный массаж как вспомогательное средство к ручному массажу. Преимущества ручного, массажа перед инструментальным. Различные виды массажных аппаратов: вибрационные, вакуумные и ударные. Правила пользования массажными аппаратами.

Техника массажа по отдельным анатомическим областям.

Массаж верхних конечностей. Массаж пальцев, кисти, лучезапястного сустава, предплечья, локтевого сустава, плеча и плечевого сустава.
Массаж дельтовидной мышцы, плече-лопаточного пояса массаж важнейших нервных стволов и окончаний. Методические указания к массажу верхних конечностей.
Массаж нижних конечностей. Массаж пальцев, стопы, голеностопного сустава, голени, коленного сустава, бедра, тазобедренного сустава. Особенности массажа области ягодичных мышц. Масса важнейших нервных стволов и окончаний. Методические указания к массажу нижних конечностей.
Массаж спины. Массаж поверхностных и глубоких мышц спины. Массаж межреберных нервов, методические указания к массажу спины. Массаж груди, Массаж поверхностных и глубоких мышц груди. Массаж межреберных нервов. Методические указания к массажу груди.
Массаж живота. Массаж брюшной стенки. Массаж органов брюшной полости (желудка, тонких и толстых кишок, печени, желчного пузыря, почек). Методические указания к массажу живота.
Массаж головы и лица. Массаж волосистой части головы. Массаж важнейших нервных окончаний. Техника массажа нервов и болевых точек.
Массаж шеи. Массаж мышц шеи и затылка. Методические указания к массажу шеи.
Массаж в детской практике.

Массаж и гимнастика для детей грудного возраста. Основные пособия для проведения индивидуальных занятий по массажу и гимнастике с детьми раннего возраста. Массаж как средство профилактики и лечения рахита. Гигиенические условия проведения массажа. Общий массаж детей при ослаблении мышц у них. Массаж при дефектах осанки и искривлении позвоночника. Последовательность в сочетании массажа и корригирующей гимнастики. Массаж и ЛФК при детских параличах. Значение и место массажа в комплексном лечении других заболеваний детского возраста.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 12 класс (2-й год обучения).

1. Спортивный массаж. Показания к применению спортивного массажа. Квалификация спортивного массажа (гигиенический, тренировочный, предварительный, восстановительный, самомассаж и массаж при спортивных повреждениях). Технические приемы и особенности массажа при различных видах спорта. Противопоказания.
Гигиенический массаж и самомассаж. Задачи гигиенического массажа. Технические приемы, употребляемые в гигиеническом массаже. Самомассаж как широко доступная форма гигиенического массажа. Техника самомассажа нижних конечностей, ягодичных мышц и поясничной области. Самомассаж мышц груди, живота и спины. Самомассаж верхних конечностей, трапециевидной мышцы, шеи и волосистой части головы.
2. Понятие о сегментарном массаже.
Техника и методика сегментарного массажа.
3. Понятие о точечном массаже.
4. Методика и техника лечебного массажа.
Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Понятие о травме. Лечебное значение массажа и показания к его применению. Массаж как метод восстановительной терапии при последствиях травматических поражений.
Массаж при повреждениях мягких тканей. Показания и противопоказания к применению массажа. Техника массажа при гематомах, ушибах, растяжениях связок и суставной сумки, при ранениях, при инфильтратах, при расстройствах лимфо - и кровообращении (отек), миозитах и фасцитах, при ожогах и отморожениях, спаечных рубцах
Массаж при повреждениях суставов. Показания и противопоказания к применению. Техника массажа при гемартрозах, вывихах, травматических артритах и синовинтах, растяжениях и разрывах связок, бурситах тевдовагинитах. Массаж при повреждениях костей. Показания и противопоказания к массажу. Техника массажа при закрытых и открытых переломах, травматических остиеомиелитах, ампутационных культях (подготовка к протезированию).
Массаж при контрактурах и анкилозах. Показания и противопоказания к массажу. Техника массажа. Массаж при мышечном ревматизме и фиброзных анкилозах. Массаж при искривлениях позвоночниках (сколиоз, лордоз, кифоз, кифосколиоз). Массаж при неправильном развитии грудной клетки. Массаж при заболеваниях и травматических повреждениях центральной и периферической нервной систем. Анатомо-физиологическая характеристика центральной и периферической нервной систем. Понятие о нервных импульсах, рефлекторной дуге, реактивности организма. Дифференциация центральных и периферических расстройств. Виды расстройств. Показания и противопоказания к применению массажа при травматических повреждениях и заболеваниях центральной нервной системы.
Массаж при невритах, невралгиях и плекситах. Особенности массажа при неврите лицевого нерва (сочетание массажных приемов с активными упражнениями для мышц лица: мимических и жевательных). Особенности массажа при неврите седалищного нерва, межреберных нервов.
Массаж при двигательных параличах и парезах (вялых и спастических). Массаж при общих неврозах. Показания и противопоказания к применению массажа. Правильное комбинирование и чередование массажа с ЛФК и другими видами лечения.
Массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Задачи .массажа при сердечно-сосудистых заболеваниях. Методика и техника массажа при заболеваниях сердца, гипертонической болезни, застойной печени. Значение и место массажа в комплексном лечении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Правильное сочетание массажа и лечебной гимнастики. Массаж как средство дополняющее и усиливающее действие других физических лечебных методов и лекарственной терапии.
Массаж при заболеваниях органов дыхания - эмфиземе легких, бронхитах, бронхиальной астме и др. Задачи пассажа. Показания и противопоказания к методике и технике массажа в зависимости от характера заболевания. Комбинированное применение массажа и дыхательной гимнастики.
Массаж при заболеваниях органов пищеварения. Показания к применению массажа при моторных и секреторных нарушениях желудочно-кишечного тракта (вялость, атония кишечника, запоры, поносы, геморрой, хронические холециститы).
Особенности массажа при анатомических колитах, ослаблении брюшного пресса, энтероптозах. Противопоказания к применению массажа. Массаж в хирургической практике при операциях на органах грудной и брюшной полости. Показания. Техника массажа, после оперативного вмешательства.
Массаж при заболеваниях, связанных с нарушением обмена (ожирение, диабет, подагра). Показания к применении массажа в гинекологической практике. Подготовка к массажу. Техника массажа матки. Массаж при соединительно-тканных сращениях, рубцовых спайках, укороченных связках, при опущении или ретрофлексии матки. Показания к применению массажа в гинекологии.



Список литературы

1. Азов С.Х, Курьянов А.К. «Организация лечебного массажа». Ставрополь, СтГМИ, 1993г.
2. Аленькин Б.Ф. «Массаж и движение», г.Екатеринбург, Ср-урал. Книжное изд-во 1992г.
3. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. «Гистология» г.Москва, Медицина, 1989г.
4. Белая Н.А. «Руководство по лечебному массажу», г.Москва, Медицина, 1974г.
5. Белая Н.А., Штеренгерц А.Е. «Массаж для взрослых и детей», г.Киев, Здоровья, 1993г.
6. Бирюков А. А. «Массаж и самомассаж», г.Ростов на Дону, Феникс, 1999г.
7. Васечкин В.И. «Справочник по массажу», г.Ленинград. Медицина. 1980г.
8. Вельховер Е.С., Кушнир Г.В.«Экстерорецепторы кожи»,г.Кишенев, Штиинца, 1991г.
9. Вербов А.Ф. «Основы лечебного массажа». г.Москва, Медицина, 1966г.
10. Глезер О., Далихо В.А. «Сегментарный массаж», пер. с нем., г.Москва, Медицина, 1965г.
11. Глотова О.Н. «Основы традиционной китайской медицины», 3кн., г.Москва, 1996г.
12. Голъдблат Ю.В. «Точечный и линейный массаж в невролгии», г.Ленинград. Медицина, 1989г.
13. Дикке Е. «Соединительнотканный массаж», пер. с нем.. г.Москва, Медицина, 1965г.
14. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. «Практическое пособие по массажу» г.Москва, Шаг, 1993г.
15. Дунаев И.В. «Массаж отдельных анатомических областей тела человека», г.Москва, ВОС, 1989г.
16. Дунаев И.В. «Руководство по классическому массажу», г.Москва, ВОС,1989г.
17. Куликов С.Н., Вшивцев С.Ю. «Учебные карты по точечному массажу при неотложных состояниях», СОМК. г.Екатеринбург, 1996г.
18. Куничев Л.А. «Лечебный массаж». г.Киев. Вища школа. 1983г.
19. Лопаткин Н.А., Лопухин Ю.М. «Эфферентные методы в медицине», г.Ленинград, Медицина, 1974г.
20. Лувсан Г. «Очерки методов восточной рефлексотерапии», 3 изд., г.Новосибирск, Наука Сиб. Отд., 1991г.
21. Лувсан Г. «Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии», г.Москва, Наука, 1990г.
22. Меерсон Ф.З. «Общий механизм адаптации и профилактики». г.Москва, Медицина. 1973г.
23. Обысов А.С. «Надежность биологических тканей», г.Москва. Медицина, 1971г.
24. Пишель Я.В. и др. «Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии», г.Москва, Медицина, 1991г.
25. Саркизов-Серазини И.М. «Спортивный массаж», г.Москва, Физкультура, 1963г.
26. Страковская В.Л. «Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни», гЛенинград, Медицина, 1991г.
27. Уибе П., Цайбиг Б. «Массаж», г.Москва, Медицина. 1983г.
28. «Физиология человека», Зт., под редакцией Шмидта Р. и Тевса Г. г.Москва, Мир, 1996г.

Литература в помощь преподавателю:

1. Алексеев О.Л. «Теоретические основы техлотехники», г.Екатсринбург, Сред-урал. кн.изд., 1992г.
2. Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. «Психология в медицине», уч.п., г.Москва, Кафедра М, 1998г.
3. Бабанский Ю.Н., Поташник М.И. «Оптимизация педагогического процесса», г.Киев, Радяньска школа, 1984г.
4. «Большой толковый медицинский словарь (Охйш!)», 2т., пер.с англ., под ред. Билича Г.Л., г.Москва, Вече, АСТ, 1998г.
5. Вельтищев Ю.Е., Комаров Ф.И.. Навашин С.М. и др. «Справочник практического врача», 2т., г.Москва, Медицина, 1991г.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения», г.Москва, гуманитарное изд., 2000г.
7. Куликов С.Н. «Конспекты по топографической анатомии (для студентов медицинских колледжей)». г.Екатеринбург, 1993г.
8. Куписевич Ч. «Основы общей дидактики», г.Москва. Высшая школа, 1986г.
9. Литвак А.Т., Сорокин В.М., Головнин Т.П. «Практикум по тифлопсихологии». изд. ЛГПИ им. Герцена А.М.
10. Максимова В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения», г.Москва. Просвящение, 1984г.
11. Рогов Л.С. «Модульное обучение в системе повышения квалификации средних медработников», г.Москва, Училище повышения квал.работников со средним мед.и фарм.образованием. Главное медицинское управление, 1992г.
12. «Топическая диагностика заболеваний и травм нервной системы», под ред. Одинака М.М., Спб, Деан, 1997г.
13. Хегглин Р. «Хирургическое обследование», пер.с нем., г.Москва, Медицина,1991г.
14. Транквиллитати А.Н. «Восстановить здоровье», 2-е изд., перераб., М., Физкультура и спорт (физкультура и здоровье), 1999г.
Кроме того, «конспекты по массажу СОМК 1994- 1996 уч.г.г.», дополнительная литература для подготовки теоретических и практических занятий.
15