Образовательный материал

Методика использования карикатур на уроках истории
Если бы первобытные люди умели смеяться, то история пошла совсем бы по другому пути развития.
Оскар Уальд

Методическое обеспечение и организация работы с визуальными образами на уроке истории становятся все более важным компонентом школьного исторического образования, поскольку изучение истории в основной школе направлено, в том числе, и на формирование умения работать с различными источниками социальной и историографической информации. Сегодня учащийся должен уметь интерпретировать карту, диаграмму, фотографию, карикатуру и т.д.
Но в то же время специфика сегодняшнего дня (когда избыток информации существенно меняет и возможности учителя, и базовые знания школьника) предполагает необходимость более тщательно относиться к подбору и практическому применению визуальных образов на уроках истории.
О работе с одним из таких визуальных образов, а именно с карикатурой, и говориться в данной статье.
Карикатура - это рисунок, изображающий кого-либо в намеренно преувеличенном, смешном, искаженном виде. Она издавна считалась одной из важнейших форм невербального общения людей. В политическом взаимодействии карикатура начала употребляться чуть ли не с XIIIв. до новой эры, а в эпоху коммунистической идеологии считалась важнейшим средством изобразительной наглядности. Но хотелось бы верить, что и в наше время воспитательная ценность карикатуры не утрачена. Ведь ее идейно-политическая направленность определенного периода времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает пищу для размышлений о том или ином историческом периоде.
Важно, чтобы использование карикатур в школьном курсе истории, преимущественно нового и новейшего времени, не сводилось лишь к исследованию в каком-либо одном ракурсе, например:
- иллюстрирование материалов по истории культуры и быта;
- демонстрация карикатур во время рассказа учителя;
- познавательные задания, направленные на объяснение смысла карикатуры и подписи к ней;
- извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи и пр..
Ведь возможности карикатур в качестве источников исторической информации и средств развития критического мышления многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а в нескольких ракурсах. Примерный план такого комплексного анализа карикатуры, включающий в себя вопросы о содержании, целях и смыслах изображения, авторских убеждениях, предполагаемой аудитории зрителей и собственном отношении к идее карикатуры, предложил В.А. Кузьмин в своей статье «Политический блок уроков в обществоведческом курсе» в журнале Преподавание истории в школе за 1997 год, №1. А так же Рыбаков С.Д., на примере карикатур политического содержания, разработал несколько способов организации работы с иллюстративным материалом на уроках истории (ПИвШ, 2007, №5).
Особенно важным в этом направлении является учебное пособие для учителей «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе», разработанное Коротковой М.В. В нем автор дает разностороннюю классификацию карикатур, перечисляет особенности работы с ними и приводит этому наглядные примеры.
Какого-либо фундаментального труда о карикатурах, как наглядных средствах обучения и методике работы с ними, к сожалению, еще нет. Есть лишь небольшие упоминания о них в трудах Вагина А.А., Гора П.В., Никифорова Д.Н., Скляренко С.Ф. и др..
В школьных учебниках по истории (как зарубежных стран, так и России) приводятся лишь сами изображения карикатур и подписи к ним, с обозначением названия карикатуры, даты ее создания и, по возможности, имя автора. Поэтому, как правило, на уроках истории карикатуры используются редко и эпизодически, без целенаправленного поэтапного обучения школьников интерпретации данного вида исторического источника.
Экспериментальная диагностическая работа, проведенная среди учащихся старших классов, показала, что без специального обучения школьников умению анализировать карикатуру как исторический источник, ученики невнимательны к деталям, не стараются объяснить смысл авторских аллегорий и гипербол, не могут обосновать свои выводы, не обращают внимания на психологические характеристики персонажей и поверхностно определяют идеи карикатуры. В связи с этим можно сделать вывод, что при восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются лишь определенные обобщающие ассоциации, хотя за внешним сюжетом рисунка кроется более глубокий общественно-политический смысл.
Понять скрытый смысл карикатур школьникам помогут навыки владения определенными алгоритмами, прежде всего, – алгоритмом анализа разного вида исторических источников. Ни один же из опрошенных старшеклассников не смог предложить алгоритм разбора карикатуры как исторического источника (в то время, как ученики гимназии знают алгоритм анализа письменного исторического источника). В ходе фронтальной работы по составлению алгоритма анализа карикатуры ученики предлагали такие поверхностные вопросы, как: Кто автор карикатуры? Когда и где создана карикатура? Кто изображен?

Предлагаемый примерный алгоритм развернутого анализа карикатуры разработан с учетом результатов экспериментальной диагностики и схем анализа карикатуры Кузьмина В.А. и Р. Кушевой. Его освоение необходимо ученикам в той же мере, что и освоение алгоритма анализа письменного исторического источника.
Обучение интерпретации карикатур как исторических источников должно проходить несколько этапов:
1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.
Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:
Опишите, что вы видите на карикатуре.
Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?
2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.
Возможные вопросы и задания:
Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
Дайте обоснование своим выводам.
Укажите даты события (явления, процесса).
3 этап. Определение авторского мнения, идей.
Вопросы и задания:
Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
С какой целью создана карикатура?
Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
Какие мнения, идеи она выражает?
Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?
4 этап. Психологические характеристики персонажей.
Вопросы и задания:
Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?
Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?
Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?
5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.
Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.
В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)
Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. Конечно, исходя из замысла педагога и особенностей изображаемого, работа с карикатурой может быть дополнена такими вопросами и заданиями, как:
Объясните надпись (надписи) к карикатуре.
Придумайте свой заголовок к карикатуре.
Что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что ?
Придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.
Как и при отработке любого умения, учитель должен вначале показать образец выполнения действия: сам проанализировать карикатуру или сделать это фронтально вместе с классом, но под руководством учителя и с его дополнениями, комментариями.
Например, проанализируем карикатуру Кукрыниксов
Опишите карикатуру.
Ответ: Изображен волк, которому два господина в цилиндрах скармливают пирожок с надписью «Чехословакия». В стороне стоит третий господин, который довольно потирает руки.
Кого символизируют персонажи карикатуры? Приведите обоснования своим выводам.
Ответ: волк символизирует Германию (головной убор, немецкий крест на шее), два человека на первом плане – Францию и Великобританию (флаги на цилиндрах), человек на заднем плане – США (одежда, дым и сигары в виде знака американского доллара).
Определите историческое событие.
Ответ: Мюнхенский сговор, 1938 г.
Какими психологическими характеристиками наделяет персонажей автор?
Ответ: Германия – жадность, агрессия; Франция и Великобритания – трусость, угодничество, хитрость (стремятся направить агрессию Германии на Восток); США – как бы не при чем, но внимательно наблюдает за происходящим, ехидно улыбаясь и потирая руки, т.е. извлекают пользу за счет других.
Какие идеи хотел донести автор карикатуры?
Ответ: Западные страны «скормили» Гитлеру Чехословакию, стремясь направить агрессию Германии на Восток.
С какой целью создана карикатура?
Ответ: автор стремится разоблачить коварную роль западных держав в Мюнхенском сговоре.
Таким образом, в процессе работы с карикатурами ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию у учеников умения адекватно воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную и искусствоведческую культуру, расширяет кругозор учащихся. Школьники в процессе работы с карикатурами приобретают способность реагировать на наглядные объекты социальной информации, критически воспринимать и осмысливать их. В условиях идеологического и политического плюрализма особенно ценный результат освоения методики интерпретации карикатур – это умение определять, интересы и ценности каких социальных групп или отдельных личностей выражает та или иная сатирическая наглядная агитация.
Итак, подводя итоги всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что возможности сатирических наглядных средств, коим в первую очередь является карикатура, в современном преподавании не только не утратили своей значимости, но, напротив, постепенно приобретают «второе дыхание». Этому способствуют несколько обстоятельств. Во-первых, карикатуры уже распространились на новые историко-бытовые сюжеты, а также расширился спектр «осмеяния» исторических деятелей. Во-вторых, в учебниках появились целые серии подлинных карикатур благодаря тенденции к более документальному их оформлению. Серийность позволяет учителю использовать систему познавательных заданий с применением карикатур. Для одних типов сатирических рисунков достаточно комментирования, описания и объяснения. Для других же используются более сложные виды познавательной творческой деятельности, включая постановку вопросов, обмен мнениями, расшифровку подписей, защиту и критику художника, составление собственных карикатур. В любом случае карикатура приобщает ученика к работе с документальным источником, вводит его в творческую лабораторию историка.
Кроме того, карикатура может и должна использоваться при диагностике исторического мышления школьников. Задания на интерпретацию такого вида источника информации, как карикатура, в настоящее время широко используются в зарубежных национальных экзаменах (аналогом которым служат российские Единые государственные экзамены).











15