Образовательный материал


Здоровьесберегающие технологиина уроках химииКраснодар, 2012 Выступление на 9-ом Краснодарском педагогическом марафоне учителя химии МБОУ-Гимназии №25 Безик Юлии Борисовны Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можнорассматривать как технологическуюоснову здоровьесберегающейпедагогики — одно из самых перспективных систем XXI века, и каксовокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Как разрешить данную проблему?На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применяли сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участниковобразовательного процесса.УченикПедагогРодитель Здоровьесберегающая деятельность в школе.Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающееразвитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей,удовлетворение потребностей и возможностей.Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Данные МинздраваЗдоровые ученики-5%Хронически больные ученики-80%Нервно-психические расстройства -70% Болезни:Органов дыханияГлазКостно-мышечной системы Компоненты здоровья. соматическийКОМПОНЕНТЫЗДОРОВЬЯдуховно-нравственныйсоциально-личностныйиндивидуально-психическийСоматический - генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции.Инд.психический — эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы личности, доминантность полушария, темперамент и др. свойства психики.Соц.личностный — социальная адаптация (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний).Духовно-нравственный — учёные не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы — эторациональная организация урока.Показателем рациональной организации учебного процесса являются:Объём учебной нагрузки. Нагрузка от дополнительных занятий в школе.Занятия активно-двигательного характера.

– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.Требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения наступления утомления и снятие мышечного напряжения я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.В состав физкультминутки я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, отдых позвоночника.Для разминки на зрительную координацию, на развитие внимания и быстроты реакции использую (бегущие огоньки). Для этогоиспользуется лазерная указка. Физкультминутка для глаз вертикальные движения глаз вверх вниз; горизонтальное вправо — влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Особо выделяю методы стимулирования учебно-позновательной деятельности,направленные на снятие нервно-психического напряжения учащихся как впроцессе работы на уроке, так и в процессе выполнения домашнего задания.В педогогической пактике использую ролевые и сюжетные игры, работу индивидуальную и групповую, творческие задания, дискуссии. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урокаЧасть урокаВремя Нагрузка Деятельность 1-й этап. Врабатывание.5 мин.Относительно невелика.Репродуктивная, переходящая в прдуктивную. Повторение.2-й этап. Максимальная работоспособность.20-25 мин.Максимальное снижение на 15 мин.Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.3-й этап. Конечный порыв.10-15 мин.Небольшое повышение работоспособностиРепродуктивная, отработка узловых моментов пройденного. Для расслабления рук.«Капуста»Мы капусту рубим.Мы капусту трём.Мы капусту солим.Мы капусту жмём.«Скалка»-покатать ручку между ладонями. Психологическая установка на работу.Улыбнёмся друг другу, дети.Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.Дети повторяют за учителем:Я в школе на уроке.Сейчас я начну учиться.Я радуюсь этому.Внимание моё растёт.Я как разведчик всё замечу.Память моя крепка.Голова мыслит ясно.Я хочу учиться.Я очень хочу учиться.Я готов к работе.Работаю! Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии,становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Берегите себя и своих учеников! Использованные источники 1.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).2.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с. Адреса сайтов 1.Сеть творческих учителей. Здоровьесберегающие технологии в школе. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2331&tmpl=com 2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/312110/ 3. НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙhttp://rl-online.ru/articles/2-05/335.html