Образовательный материал


Школьная библиотека - центр развития информационной грамотности, как одного из важнейших аспектов обновления содержания образования.
В начале 90-х гг. прошлого века в школьном образовании существовало много образовательных систем. Системы были рассогласованы по содержанию и по целям обучения. Создание стандартов первого поколения решало задачу обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Основное назначение стандартов первого поколения — сохранение единого базового ядра образования за счет введения минимально допустимого (инвариантного) уровня содержания и требований к подготовке. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы.
Новыми нормами становятся:
· жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
· жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Одной из наиболее динамичных характеристик современности является постоянная циркуляция в обществе больших объемов информации, именуемая информационными потоками. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в обществе, стремительному развитию информационных технологий.
Смена парадигмы образования имеет весьма существенное следствие для школьных библиотек, поскольку изменяется образовательная функция библиотеки. Библиотекари становятся фигурами, от которых зависит возможность реального повышения уровня информационной грамотности учащейся молодежи.
Мы должны получить подготовленного к жизни в условиях информационной цивилизации выпускника.
Ожидания к уровню подготовки учащихся в области информационной грамотности в ФГОС сформулированы в той его части, которая содержит Требования к результатам основных образовательных программ на всех ступенях обучения от начальной школы до старшей школы по всем образовательным областям. Особенностью ФГОС является усиление ориентации на результаты образования, сформированные на основе деятельностного подхода, ориентированного на овладение учащимися универсальных способов познания и освоения мира. Поэтому работа с информацией является важнейшим аспектом обновления содержания образования.
Работа по развитию способов ориентации в мире информации идет по двум линиям – предметная и надпредметная. Под предметным направлением подразумеваются виды, формы работ с новым знанием в рамках определенной предметной области. Надпредметное направление задает иную плоскость – какие способы работы с информацией вообще должен освоить ученик в процессе обучения. Речь идет об определенных умениях: поиск, отбор информации, ее анализ, выявление достоверности информации, работа с различными источниками и позициями. Руководство над этим направлением может осуществлять школьный библиотекарь.
Информационная культура личности является основой любой деятельности, связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Она дает возможность эффективно осуществлять самообразование.
С целью формирования информационной грамотности на базе школьной библиотеки можно организовать кружок.
Примерный тематический план кружка по информационной грамотности.
Тематический план
работы кружка «Информина» (развитие информационной грамотности у уч-ся 5-7 кл.)
(1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)
№ ппНаименование тем Всего часов
1 Введение. Информационная культура школьника. 1,5
2 Тема 1. Понятие "информация". Информационное общество. Информационные ресурсы. 1,5
3 Тема 2. Типы и виды документов, используемых в учебном процессе 1,5
4 Тема 4. Библиотека как центр информационного обеспечения учебной деятельности (абонемент, читальный зал, отдел хранилищ, медиатека)
Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.
Практикум. Подготовить викторину «Информина» для нач.школы4,5
5 Тема 5. Информационные ресурсы школьной библиотеки.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки)
Библиографическое описание документа.
Практическое занятие. «Объясни этот набор слов»
Экскурсия в районную библиотеку. 4,5
6 Тема 6.Методы работы с книгой.
Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист. Корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.
Художественное оформление книги. Иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии текста.
Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников.
Понятие о периодической печати.
Практическое занятие по поиску информации «Восстанови логическую цепочку». 6
7 Тема 7. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий.
Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации.
Практическое занятие по поиску информации «Правда ли это?». 4,5
8 Тема 8. Работа с информационными ресурсами.
Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий, типы литературы, типы справочных изданий. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Методы работы с информацией. Способы чтения. Научно-справочный аппарат книги. Оценка информационных ресурсов. Анализ текста.
Практическое занятие «Найди ошибку» 4,5
9 Тема 9. Поиск информации.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека. Предметные картотеки. Информационно-поисковые системы. Методика составления ключевых слов. 4,5
10 Тема 10. Поиск информации в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители. Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.
Практическое занятие «Использование 1С: Школа для подготовки д.з.» 6
11 Тема 11. Выполнение мини-проектов; оформление мини- проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок 12
Итого 51
Лишь объединяя усилия многих, всех и каждого в отдельности, можно решить столь актуальную сегодня задачу формирования информационной культуры.