мастер-классИспользование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе


Мастер-класс
по теме "Использование технологии развития критического мышленияна уроках в начальной школе"
Яглова Марина Анатольевна
учитель начальных классов
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
Организационный момент:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех.

Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Очень хочу напомнить сегодня с вами слова В.А. Сухомлинского «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

И вспомнить сегодня фразу из любимого нами фильма «Ирония судьбы..»:
« Ошибки врачей более заметны, чем ошибки учителей».
Очень надеюсь, что мы с вами стараемся делать меньше ошибок в своей работе и поэтому желаю вам быть...
И никогда не становиться...( слайд)
Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
1 этап: Мотивация
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамических изменений главным становится, умение учится самостоятельно.
- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научит отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.
Что же такое ТРКМ?
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы.
Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, уроках окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Что же дает ученику и учителю данная технология?
Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе с художественным текстом.
Тема моего мастер- класса
"Использование технологии развития критического мышленияна уроках в начальных классах"
2 этап: Теоретическая часть
Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.
3 этап. Практическая часть.
Я бы хотела, чтобы вы на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.
Итак, вы ученики 3 класса.
I часть
На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.
1) Метод «Аквариумные рыбки»
Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)
-Подберите синонимы к слову РАДОСТЬ? а антоним?
- Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?
- Кто нам дарит радость?
2) метод «Ассоциативная карта»
Напишите слова – ассоциации к слову «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».
3) метод «Ключевые слова»
Давайте попробуем восстановить события из отдельных слов: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, БЕДА,ЗИМА, РОДИТЕЛИ, СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?
(1- «Аквариум», 2 – Ассоциативная карта 3 - «Ключевые слова»,.)
II часть
Давайте посмотрим приёмы на стадии осмысления, где идёт знакомство с текстом.
Из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ).
Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?
Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стихотворение)
Перед вами лежит текст произведения. Мы будем читать его с паузами.
Метод «Чтение с остановками»
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)
У всех день рождения − радость.
А у клестят − беда.
-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают)
Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения.
-А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).
-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
МЕТОД «КОРЗИНА ИДЕЙ»
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы.
Читаем с пометками метод «Инсерт»
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
-Что же вы знали, что удивило( о чем думали иначе), что новое для вас ,о чем вы хотели бы узнать дополнительно?
-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.
- А что же родители?
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
-Проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью «Метода 6 шляп». Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.
И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы)
Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).
В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
А ЧТО ПО - ВАШЕМУ ПРОИЗОЙДЕТ ДАЛЬШЕ?
МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут, не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
-А теперь я предлагаю обратиться вам к детской энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты
-Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.
Продолжим читать рассказ
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменилась ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)
-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
III этап Рефлексия
- Понравился ли вам РАССКАЗ? А главные герои?
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?
-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
- А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?
- Какими приёмами мы пользовались при работе с текстом? (Чтение с остановками, инсерт, прогнозирование, метод 6 шляп).
- Сделайте вывод: Что же нужно для счастья детям?
1 команда: Напишите письмо –письмо без остановки. День рождения всегда радость!
Метод ЭССЕ (Написание эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому опыту).
2 команда: Составьте СИНКВЕЙН
- Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии
4 этап: Подведение итогов.
Проанализируйте мастер-класс на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.
Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.