В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ПАСТЕРНАКА…


В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ПАСТЕРНАКА…
Терять в жизни более необходимо,
чем приобретать.
Б.Л. Пастернак
И жизнь, и творческая судьба Б.Л.Пастернака является ярким примером максимальной отдачи, стремлением получать от творчества радость, испытывая великое облегчение жизни, идти вперёд, несмотря на трудности.
«Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, - писал он незадолго до смерти. – Зерно не даст всхода, если не умрёт».
И Борис Пастернак всю жизнь безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремлённости к новым целям, во имя покорения новых вершин искусства. Отвергая жизненный и даже профессиональный опыт, он стремился охватить весь мир, отдать себе отчёт об основах строения мира, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и своё положение и назначение в мире.
Coвременный учитель в чем-то похож на пoэта, о кoторoм С.С. Аверинцев пишет: «Его задача – не тoлько и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать» (Аверинцев C.C. Поэтика ранневизантийской литературы. –М.,1977. –C. 218)
Сегодня российская школа вступила в новый этап своего развития, характеризующийся усилением демократических процессов, возрастанием роли гуманизации и гуманитаризации образования. Реалии дня ставят перед учителями-словесниками и методистами сложные задачи повышения эффективности литературного образования, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышения их культуры, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров.
Обращение к художественным текстам, к жизни и деятельности писателей способствует воспитанию нравственной и эстетической культуры учащихся, соответствует условиям духовного возрождения страны.
Одним из ярких и талантливых поэтов "серебряного века" был Б.Л. Пастернак - классик XX века.
В поисках новых путей изучения литературы в школе важное место занимает лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека.
Методисты и учителя-словесники отмечают сложность изучения лирики Б.Пастернака в школе. Сложность эта определяется, в первую очередь, особенностями стиля и языка его лирики, сложной ассоциативностью художественных образов, густой метафоричностью. Б. Пастернак пришел в литературу из музыки и философии, он великолепный импровизатор и глубокий мыслитель в поэзии, истинный лирик по природе своего таланта, поэт русской интеллигенции, отнесенный к элитарному искусству… Пастернака называют "элитарным поэтом", сложным и непривычным, для восприятия которого нужно напрягать зрение и слух, мысли и чувства.
Для изучения в школе поэтический мир Пастернака в силу своего своеобразия, самобытности и насыщенности богатством ассоциаций представляет некоторые трудности. Обычные в нашем понимании предметы и явления в его стихах переосмысливаются и проходят перед нами во всей динамичности сменяющихся картин. В постижении этих ассоциаций, переосмыслений, динамичности юного читателя ждут определенные трудности, не преодолев которые он не сможет приблизиться к пониманию поэта.
В первую очередь, это трудности, связанные со словарем, особенно в ранней лирике Пастернака. Лексика его отличается тем, что он использует «редкие» слова и выражения, которые не употреблялись поэтами предшествующих поколений. Эти слова, не бывшие в книжном обороте, придавали стихам свежесть звучания, нешаблонность, непривычность. Кроме того, поэт всегда стремился к точности словесного употребления. Поэтому в лексике его лирики часто встречаются неологизмы и архаизмы, редкие географические названия, имена философов, поэтов, художников, музыкантов, ученых, литературных персонажей. Не разобравшись в их значении, трудно проникнуть в смысл строки, строфы и целого стихотворения. Только отталкиваясь от знания его языка, можно заставить в своем сознании сработать образы, возникающие из слов. Точное значение слова дает возможность открыть скрытую обратную связь. Во-вторых, еще более сложным процессом в постижении текстов Б. Пастернака может быть работа по синтаксису стихов. Поэт нарушает привычный порядок слов в предложении, и нужны навыки и умения видеть этот своеобразный синтаксис. Необычная расстановка слов в строфе затрудняет восприятие его значения. Например:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега...
(«Метель»)
В этом стихотворении идет речь о путнике, заблудившемся в некоем посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Заблудиться в пространстве для поэта то же, что и заблудиться во времени. И потому обычные слова и словосочетания в этом стихотворении занимают необычные места, они тоже «блуждают» в нем, и тем самым создают необычное, странное впечатление неясности, заблуждения.
Таким образом, надо внимательно вчитываться в текст, разбираться в порядке слов в строфе и в его синтаксисе.
Третья ступень трудности проникновения в мир Пастернака - ассоциативные ряды его образов. Они еще более непривычны и сложны для восприятия. В этом плане М. Горький рассуждал: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов...». Хотя Пастернак в ответ писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану». Поэт делится с читателем своими мыслями, чувствами, увлекая его за собой. Лабиринты образов и мыслей наполняют раннюю лирику Пастернака. Они выражают сложность человеческой психики, ее многоплановость, хаотичность, стихийность восприятия мира. Но и они могут помешать его пониманию. И читателю опять нужно быть предельно внимательным, обладать эрудицией, тонкой чувствительностью, чтобы «дойти до самой сути». Иногда образы носят субъективный характер, это может быть образ, связанный только с каким-то периодом времени, истории, общества, для расшифровки которого нужно обратиться к литературно-историческому комментарию.
Например, в стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». Далее через шесть строк читаем:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Здесь читатель может ограничиваться сравнением грачей - птиц с картами (треф). Но пристальный читатель может проследить такую связь: грачи - девятки треф - самолеты. Стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей.
Как видно, предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга, но вместе с тем и сближены. Это сближение отдаленного делает образ необычным, новым и заставляет читателя открывать за поэтом иные связи в мире.
Следующая сложность — метафора Пастернака, чаще всего зрительный образ. Метафоры неожиданные, иногда поражающие своей смелостью и непривычностью. Они придают стихам исключительную выразительность.
Другая особенность, создающая преграду к пониманию стиха - это пропуск соединительных звеньев - эллипсис. Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия, взволнованность. Может быть видом умолчания, таинственности, недоговоренности.
Еще одна трудность поэтики Бориса Пастернака - органичная внутренняя связанность различных элементов стиха. Часто метафора навеяна не только сходством отдельных элементов сопоставляемого, но и звуковой организацией стиха. Свободные ассонансы, обычно не использующие опорную согласную, вызывают у художника и у читателей ощущение полной свободы метафоры. Сходство здесь не только в явлениях, их обозначающих. Очень важно ощущение первичности, достигаемое некоторым смещением первичных образов и использованием непривычных в поэтическом словаре слов. Диапазон словесного инвентаря Пастернака огромен: от самых высоких образцов до интеллигентного просторечья былых лет, и даже, до вульгаризмов («Зори сигают через заборы» и т.п.).
Важное место в поэзии Пастернака занимают отклики на литературные образы прошлого. Особенно много «литературных эхо» у него обращено к А.С.Пушкину и М. Ю. Лермонтову.
И еще одна особенность поэзии Б. Пастернака, которую также надо хорошо знать при изучении, это использование переносного значения слова. Прямое и переносное значение в образе у него как бы меняются местами.
Огромная роль в восприятии его стихов отведена читательскому воображению, как бы дорисовывающему поэтическую картину. И тогда процесс чтения стихов становится сродни процессу творчества. За всем стоит главный принцип, сформулированный автором как «образ мира, в слове явленный».
В общей работе школы по воспитанию чувства прекрасного необходимо использовать опыт библиотек, музеев, клубов, кружков, организации экскурсий, художественной самодеятельности, музыкальных гостиных и кинолекториев, факультативных занятий, наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и внеклассных занятиях, результаты знакомства с читательскими дневниками, опыт проведения межпредметных праздников и тематических конференций.
Надо отметить, что в нашем городе есть такая возможность тесного сотрудничества школ и музеев. С 2010 года наша школа (сначала СОШ №12 с углубленным изучением английского языка, а затем и МБОУ «Гимназия №3») принимает самое активное участие в ежегодном музейном конкурсе на лучшее исполнение произведений Б.Л.Пастернака «Цель творчества - самоотдача». А в юбилейном 2015 году статус конкурса был приятно изменен, и мы уже выступали на республиканском уровне. Каждый год тематика мероприятия заставляет и преподавателей, и учащихся углублять и расширять знания о жизни и творчестве Бориса Леонидовича. То приходится разбираться тщательным образом в романе «Доктор Живаго», т.к. именно ему, отметившему свое 55-летие, был посвящен один из конкурсов; то открываем для себя Пастернака – переводчика: «Фауст» Гёте, «Мария Стюарт» Шиллера, «Стойкий принц» Кальдерона, стихи Байрона, Рильке, Китса, стихи грузинских поэтов, «Генрих IV», «Отелло», «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» и, конечно же, «Ромео и Джульетта» - Шекспира - эти произведения, переведенные Борисом Леонидовичем Пастернаком, стали достоянием русского читателя. А вот уже постигаем «Природу, мир, тайник Вселенной»… Учащиеся читают и стихи, и прозу, проникая в поэтический мир Пастернака, участвуют в литературно-музыкальных композициях, рисуют иллюстрации к произведениям, да и самого Пастернака, вникают в самую суть его творчества, а заняв призовые места победителей, еще получают и право на посещение уроков и экскурсий в самом музее Б. Пастернака. Считаю, что такие уроки, мероприятия, конкурсы просто необходимы. Наследие Б. Пастернака хранит немало тайн, для постижения которых стоит потрудиться юным читателям, чтобы в полной мере насладиться этой сокровищницей русской и мировой культуры 20 века. Оно завоевало любовь и признание взыскательных и строгих ценителей поэзии, стало поводом для раздумий над вечными вопросами человеческого бытия. Несомненно то, что оно окажет большое влияние на духовное становление и развитие личности учащихся.
И, несмотря на то, что «вся жизнь, по словам Пастернака, была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант», мы говорим о Пастернаке – великом поэте, мудром человеке, прекрасном мастере слова, черпающем силы противостоять хаосу в творчестве.
Читая Пастернака, нужно быть не только знатоком языка и речи, но и эрудитом, тонким человеком, философом.