Презентация для родителей по теме Эмоциональные нарушения детей — дошкольников


Эмоциональные нарушения у детей-дошкольниковКолесникава Наталья Николаевна « Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка-дошкольника» Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом». Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. Термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere – двигать,возбуждать,волновать. В эмоциях имеются три составные части:АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение);КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом);ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении). Различают:первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление;вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций. Факторы риска эмоциональных нарушений Группы нарушений в развитии эмоциональной сферы Выделяются три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики.I). Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.II). К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию. III). К нарушениям психомоторики относят: 1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы; 2. Гипомимию легкое понижение выразительности мимики; 3. Маловыразительную пантомимику. Условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. 1. Биологические:-Генетические (депрессии у родителей,потом у детей);-Соматическая ослабленность из-за частых болезней; 2. Психологические - тип нервной системы ;- нарушение адекватности реагирования на воздействия извне;- недоразвитие самоконтроля поведения 3. Социально – психологические Дисгармоничный стиль воспитания: внутрисемейные проблемы, конфликтыОтношение воспитателя, учителя; - Отношения окружающих. А.И.Захаров выделил виды свойств личности, предрасположенных к неврозу:1)эмоциональная чувствительность и ранимость;2) наивность;3) выраженность чувства «я»;4) постепенное раскрытие возможностей личности(латентность);5) противоречивость развития;6) внутренний тип переработки эмоций(импрессивность) 7) неравномерность психического развития. Эмоциональное неблагополучие, как отклонение в развитии личности, возникает при потере согласия со своими чувствами, и невозможностью самореализоваться. Еще одной из причин эмоциональных расстройств являются неадекватные поощрения и наказания взрослых. Основой невроза является ПТ –психотравма, это внешний раздражитель,оказывающий патологическое, болезненное воздействие на индивида.ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная2) пролонгированная Самое опасное влияние на личность ребенка оказывают пролонгированныепсихотравмы как в школе, так и в семье А.Фрейд выделяет 3 типа детских конфликтов: 1. Внешние( между личностью ребенка и объективным миром), это страхи перед миром – страх потери любви, критика. 2. Глубоко осознанные конфликты: когдавозникают противоречия между истинными желаниями и требованиями.Этим конфликтам сопутствует чувство вины. 3. Внутренние конфликты, их создает подсознательное, содержащее инстинкты и аффекты противоречивого рода: любовь и ненависть, активность и пассивность. Условно можно выделить 3 группы детей,имеющих проблемы в эмоциональной сфере: 1) агрессивные дети(с длительными аффективными поведенческими реакциями) . 2) эмоционально- расторможенные дети,которые реагируют на все слишком бурно, «заводят других детей», слишком громко и вызывающе кричат, плачут… 3) слишком застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые, робкие дети. Они стесняются громко и явно выражать свои чувства и эмоции. Тихо переживают свои проблемы. Характер проявления эмоциональных реакций зависит от типа НД – темперамента. Дети, относящиеся ко 2 группе – холерики, а к 3 – меланхоликиили флегматики. Однако можно встретить детей агрессивных с ранимой, нежнойдушой, где агрессия играет защитный,компенсаторный характер. Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящиек эмоциональным расстройствам детей:1.Неприятие( явное или скрытое) Явное неприятие, когда рождениеребенка было нежелательным, иливместо желаемого мальчика родиласьдевочка.Скрытое, когда внешне всевыглядит благополучно ,но нет душевного контакта с ребенком.Неприятие порождает в характере ребенка негативизм, агрессию, либо неверие в свои силы. 2. Гиперсоциоальное воспитание –чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и приводит к аутоагрессии, либо к замкнутости,отгороженности,эмоциональной холодности. 3.Тревожно – мнительное воспитание, когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате ребенок вырастает робким, тревожным, несамостоятельным, мучительно неуверенным в себе. 4. Эгоцентрический тип воспитания.Ребенку навязывается представлениео себе, как о сверхценности: он «кумир»,смысл жизни родителей. При этом интересы окружающих игнорируются…В результате он не переносит никакиелишения, капризен,расторможен, агрессивновоспринимает любыепреграды. К социально – психологическим факторам эмоциональных нарушений относятся дидактогении ,то есть негативные психические cостояния вызванные неправильным отношением учителя; школьными фобиями, страхом отвечать у доски. Коррекция эмоциональных нарушений Ведущим методом педагогической коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей: 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций; 3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи; 4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза». 5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания; 6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения; 7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении». Основными направлениями коррекцииэмоциональных нарушений являются:- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;- повышение их активности и самостоятельности;коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и cаморегуляции…