Список экскурсий и поэтическая викторина по Санкт — Петербургу


Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура  Санкт-Петербурга» (5 – 9 класс)
Самым важным методическим отличием учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» от других учебных дисциплин является то, что город следует изучать в непосредственном общении с ним. Поэтому важнейшей формой урока истории и культуры Санкт-Петербурга является урок вне школьной аудитории: в городском или музейном пространстве.
Исследование городской среды позволяет учащимся пополнить знания о городе, развить навыки    визуальной коммуникации, научиться ориентироваться в городском пространстве.                          
Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева).        
5-6 класс. Учебный курс «Санкт-Петербург - город-музей».
Список  экскурсий (5 класс).
«Основание Петербурга. Первое здание, первая площадь города».
«От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» (сфинксы в Петербурге, Египетский зал в Эрмитаже, египетские сюжеты на фасадах петербуржских зданий).
«Античные мифы на берегах Невы».
«Подлинные памятники античности в Петербурге» (посещение Эрмитажа).
Список экскурсий (6 класс).
«Наследие средневековья в Петербурге» (посещение Эрмитажа).
«Католицизм и протестантизм» (посещение музея истории религии).
«Петербург - город мировых религий» (посещение синагоги, мечети, буддийского храма)
7-9 класс. Учебный курс «История и культура Санкт-Петербурга».
Список экскурсий (7 класс).
«Архитектура барокко в Петербурге».
«Петербург эпохи Екатерины Великой».
«Архитектура классицизма в Петербурге».
«Павловский Петербург».
«Пригороды Петербурга» (Царское Село, Павловск, Гатчина, Ломоносов, Петергоф).
Список экскурсий (8 класс).
«Архитектура эпохи ампира».
«Музыкальный Петербург».
«Николаевский Петербург».
«Театральный Петербург» (19 век).
«Архитектура эпохи эклектики».
Список экскурсий (9 класс).
«Капиталистический Петербург».
«Архитектура эпохи модерна».
«Доходные дома Петербурга».
«Петербург - промышленный центр России и Европы».
«Конструктивизм в архитектуре Петербурга».
«Была война, была блокада».
«Сталинский ампир в облике послевоенного Петербурга».
«История, запечатленная в памятниках».
ПОЭТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»Материалы этой викторины можно использовать и на уроках по истории Санкт-Петербурга, и на классном часе, и на первом уроке учебного года,
Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский,Весь Летний сад — «Онегина» глава, О Блоке вспоминают острова,А по Разъезжей бродит Достоевский. (С. Маршак)Нашему прекрасному городу посвящали свои строки многие замечательные поэты. Но сегодня речь пойдет не о них, а о тех, кто создавал неповторимый облик Петербурга, и об их творениях.1. На коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт,В полусне, волненью недоступном, Недвижно, сжав узду, сидит. (В. Брюсов)Вопрос: О каком памятнике идет речь? Кто сидит «на коне тяжелоступном»?
2. Он, русский сердцем, родом итальянец, Плетя свои гирлянды и венцы,В морозных зорях видел роз румянец И на снегу выращивал дворцы. (Вс. Рождественский)Вопрос: Кто и какие дворцы «выращивал»? |3. Чтоб в громе пушечных ударов В Неву входили корабли,Поставил Андриан Захаров Маяк отеческой земли. (Вс. Рождественский)Вопрос: Что это за «маяк»?4. Крепостной мечтатель на чужбине, Отрицатель италийских нег,Лишь о снежной думал он пустыне, Зоркий мастер, русский человек. (Вс. Рождественский)Вопрос: Кто этот мастер?5. Любил он простоту и линий постоянство, Безжалостной служил и точной красоте,Родному городу дал пышное убранство, Был славой вознесен и умер в нищете. (Вс. Рождественский)Вопрос: Кто «был славой вознесен и умер в нищете»?6. Но жив его мечтой одушевленный камень.Что римский Колизей? Он превзойден в веках,И Арки, созданной рабочими руками, Уже неудержим стремительный размах. (Вс. Рождественский)Вопрос: О какой Арке идет речь? Где она находится? Кто ее автор?7. На поле Марсовом, осеребренном Луною, затопившей Летний сад,Он в легком строе вытянул колонны Шеренгой войск, пришедших на парад. (Вс. Рождественский)Вопрос: Кто автор здания на Марсовом поле?8. У старой крепости, у мшистых бастионов Цветет иная жизнь, разросся парк зеленый,На светлой отмели приневского песка Счастливый слышит смех свободная река. (Ее. Рождественский)Вопрос: Что это за крепость? Что вы о ней знаете?9. Когда на мрачную Неву Звезда полуночи сверкаетИ беззаботную главу Спокойный сон отягощает,Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь туманаПустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец. (А. Пушкин)Вопрос: О каком дворце идет речь? Для кого он был построен?10. Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра! (А. Пушкин)Вопрос: О каком Петре идет речь? Где он похоронен?11. Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин)Вопрос: О каком памятнике идет речь? О каких его особенностях вы можете рассказать? Кто автор этого памятника? Когда он был открыт?
12. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной,На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин)В о п р о с: О ком идет речь?13. Обращен к нему спиною В неколебимой вышине,Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне. (А. Пушкин)Вопрос: Где находится «кумир на бронзовом коне»?14. Monsieur Габьё, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранил, (Куда-то там) гулять водил. (А. Пушкин)Вопрос: Куда француз гулять водил дитя?15. Перед гробницею святой Стою с поникшею главойВсе спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотятг Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд.Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин,Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов. (А. Пушкин)В о п р о с: О ком идет речь? Где «спит сей властелин»?
16. У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата,Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину кругом,Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой.Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.Ни плясок, ни охот, — а всё плащи да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. (А. Пушкин)Вопрос: О какой палате идет речь? Где она находится?17. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. (А. Пушкин)Вопрос: Где находится Александрийский столп? В чем его особенности?18. Погиб Поэт, невольник чести, Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. (М. Лермонтов)Вопрос: О каком поэте идет речь? Когда и где он был смертельно ранен? Что находится на этом месте?ОТВЕТЫ1. Памятник Александру III, установленный в 1909 году в центре Знаменской площади (ныне площадь Восстания). С 1994 года находится в парадном дворе Мраморного дворца.2. Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700—1771). Вместе с отцом приехал в Россию из Италии в 1716 году. С 173года — придворный архитектор, ярчайший представитель архитектуры барокко в России, автор собора Смольного монастыря, Строгановского и Зимнего дворцов. В 1740-х годах Растрелли приступил к перестройке Большого Петергофского дворца. В 1752—1757 годах по проекту архитектора кардинально перестроен Екатерининский дворец.3. Здание Адмиралтейства (строительство начато в 1806 году по проекту Захарова, завершено после смерти архитектора, в 1823 году). Это самое значительное творение Андриана Дмитриевича Захарова (1761—1811) представляет собой высшее достижение классицизма в истории русской архитектуры. Центром главного фасада является башня, украшенная позолоченным граненым шпилем с венчающим его флюгером в виде кораблика. Башня Адмиралтейства стала эмблемой города на Неве.4. Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814) — выдающийся русский архитектор, яркий представитель классицизма — родился на Урале, в семье крепостного графа А. С. Строганова. В 1786 году Строганов освободил его от крепостной зависимости. Лучшие творения Казанский собор (1801—1811),здание Горного института (1806—1811).5. Карло Росси.6. Здание Главного штаба на Дворцовой площади, построенное по проекту Росси в 1819—1829 годах, состоит из двух огромных корпусов, соединенных величественной аркой — памятником Отечественной войне 1812 года. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский.7. Василий Петрович Стасов (1769—1848). В 1817—1819 годах на Марсовом поле возникло здание казарм Павловского полка один из наиболее значительных образцов русского классицизма первой четверти XIX века.8. Петропавловская крепость — уникальный исторический и архитектурный памятник. Крепость была заложена в 1703 году. В 1712 году по приказу Петра I началось сооружение Петропавловского собора по проекту архитектора Д. Трезини. В 1733 году строительство собора было завершено. Золоченый шпиль колокольни собора вознесся на высоту 122,5 метра. В конце XVIII века были «одеты камнем» стены крепости..9. Михайловский замок (ныне Инженерный) был построен для Павла I по его проекту.10. Петр I был похоронен в Петропавловской крепости.11. Памятник Петру I (Медный всадник). Конь стоит на двух ногах. Автор монумента — Фальконе. Голову Петра вылепила ученица скульптора Мари Анн Колло; змею — скульптор Ф. Г. Гордеев. Памятник Петру Великому был открыт 7 августа 1772 года.12. Петр I. С легкой руки А. С. Пушкина, вот уже несколько поколений людей называют памятник Петру Великому Медным всадником.13. Сенатская площадь. По указу Екатерины II площадь была названа Петровской, но название это не привилось: с 30-х годов XIX века, после постройки специального здания Сената, площадь вновь стали называть Сенатской.14. Летний сад.15. Великий русский полководец М. И. Кутузов погребен в Казанском соборе.16. Галерея героев 1812 года в Эрмитаже.17. Александрийский столп стоит на Дворцовой площади. Он ничем не крепится, стоит под тяжестью собственного веса. Такой памятник — единственный в Европе.18. А. С. Пушкин был смертельно ранен 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке. В 1962 году, к 125-летию со дня смерти поэта, на месте дуэли были поставлены две гранитные стелы работы А. И. Лапирова. В 1983 году недалеко от места дуэли А. С. Пушкина открылась новая станция метрополитена, и в память об этом событии станция получила название «Черная речка». В конце перрона стоит бронзовая фигура поэта. Ее автор — замечательный скульптор М. К. Аникушин, создавший памятник А. С. Пушкину на площади Искусств.