Элективный курс Обучение анализу поэтического текста

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
«Я ПОЭТ, ЗОВУСЬ НЕЗНАЙКА»
УЧИТЕЛЬ АКЕНЬШИНА О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса рассчитана на 18ч в (1 час в неделю).
Анализ поэтического текста – одна из наиболее трудных тем в курсе литературы. Кроме того, для отработки умения анализировать поэтический текст в учебное время отводится недостаточное количество часов. Тем не менее работа эта очень полезна, так как помогает прикоснуться к миру классической литературы, формировать литературный вкус, развивать собственную речь. Анализ текстов мастеров художественного слова позволит иначе взглянуть на русскую речь в целом и оценить богатство речи собственной. Поэтому курс призван, с одной стороны, расширить и углубить знания по данной теме, а с другой - помочь учащимся в определении своего отношения к гуманитарному профилю. Курс не претендует на исчерпывающий объем информации, занятия проводятся в доступной форме с использованием игровых методов обучения.
Цель: расширение и углубление знаний гуманитарной области, помощь учащимся в определении профиля обучения.
Задачи:
повысить интерес к предметной области «Филология»,
сформировать умение анализа поэтического текста,
развивать потенциальные творческие способности школьников.
Конечный результат: сборник с условным названием «Анализ поэтического текста для начинающих» (название может редактироваться самими учащимися).
Ученики, прослушавшие курс, должны знать:
теоретические понятия курса,
технологию анализа поэтического текста.
Должны уметь:
анализировать текст с точки зрения его названия, структуры, образности, лирического сюжета, жанрового своеобразия.
создавать собственные «учебные стихотворения».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
К-во часов
Тема
Виды деятельности

1
1
Различия поэтической и прозаической речи


2
1
Интонация, темп речи
Конкурс на лучшего чтеца

3
1
Строфа
Работа с текстами-образцами

4-6
3
Лирический сюжет
Работа с текстами-образцами.

7
1
Название как ключ к пониманию идеи стихотворения
Сопоставительный анализ двух стихотворений с одинаковым названием

8
1
Жанровое своеобразие
Работа с текстами-образцами, создание «учебных стихотворений»

9-11
3
Ритм, размер
Анализ текстов-образцов, создание «учебных стихотворений», создание страницы своего сборника «Вариации на тему»

12-14
3
Изобразительно-выразительные средства
Работа с текстами-образцами, создание страницы «Мое творчество»

15
1
Поэтический мир автора
Создание страницы «Образы любимого поэта»

16
1
Консультационное занятие к презентации сборников


17
1
Презентация сборников


18
1
Резервное время



Содержание программы:
Занятие 1. Различия поэтической и прозаической речи (1 час). Вводное занятие, на котором излагаются цели и задачи курса, а также конкретизируется общее понятие о поэтической и прозаической форме речи.
Занятие 2. Интонация, темп речи (1 час). Наблюдение за изменением смысла стихотворения при различном интонационном прочтении.
Занятие 3. Строфа (1 час). Анализ строфики лирического стихотворения . Разновидности строф. Строфа как один из компонентов композиции лирич стихотворения. Анализ конкретных стихотворений.(0,5 часа) Практич. занятие – конкурс на лучшего чтеца.
Занятие 4-6. Лирический сюжет (3 часа). Определение понятия. Практич. занятие, направленное на выработку умения видеть, находить сюжет в лирич. стихотворениях различных жанров: любовной лирике (1 ч), пейзажной лирике (1 ч), сатирических стихотворениях (1 час).
Занятие 7. Название как ключ к пониманию идеи стихотворения (1 ч). Урок- практикум – сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium».
Занятие 8. Жанровое своеобразие (1 час). Жанры лирики: ода, элегия, эпитафия, памфлет, эпиграмма, лирическое стихотворение. Характерные особенности каждого жанра.
Занятие 9-11. Ритм, размер (3 час). Двусложные и трехсложные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), изменение ритмического рисунка стихотворения в зависимости от его размера- 1 час. 2 часа- практические занятия по созданию собственных «учебных» стихотворений.
Занятие 12-14. Изобразительно-выразительные средства (3 часа). Возможность анализа стихотворения на различных уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, пунктуационном. Звукопись (аллитерация, ассонанс). Лексические выразительные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, метонимия, разностилевая лексика). Синтаксический параллелизм. Каждое занятие построено по принципу 0,5 ч теория, 0,5 ч практические занятия.
Занятие 15. Поэтический мир автора (1 час). Определение понятия. Практич. занятие – работа со сборником любимого поэта, создание страницы «Образы любимого поэта».
Занятие 16. Консультационное занятие по вопросам, возникшим у учащихся перед презентацией собственных сборников.
Занятие 17. Презентация самостоятельно сделанных сборников по анализу поэтического текста.
Занятие 18. Резервное.

Литература для учащихся:

Альбеткова Р.И. «Русская словесность» для 7, 8, 9 классов.- М., 2004.
Квятковский «Поэтический словарь».-М., 1998.
Сборники стихотворений С.Есенина, Ф.Тютчева, О. Мандельштама и другие по выбору учащихся.

15