Работа по анализу текста при подготовке к ГИА


Маркова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
Работа по анализу текста при подготовке к ГИА Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего русский язык.
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроках русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей. В связи с этим следует организовать работу учащихся над комплексным анализом текста уже с 5 класса. В  5-6  классах  пользоваться текстами художественного, в 7-8 классах – публицистического и научного стилей. Диагностируя  степень овладения навыками анализа, подбирать задания разного уровня сложности. Тогда в 9 классе у учащихся будет меньше трудностей при создании собственного текста (изложения и сочинения).
Не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в 9 классе, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить и воспроизвести художественный текст.
Комплексный анализ текста включает в себя несколько этапов.
Первый этап анализа. После прочтения текста учащимся предлагаются задания для его осмысления:
- доказать, что это текст, то есть, перечислить основные признаки текста на конкретном материале;
- определить тему;
- определить основную мысли текста, его идею;
- определить стиль текста с перечислением основных признаков выбранного стиля в качестве доказательства своего мнения;
- определить тип речи и аргументировать выбор.
Первая часть ГИА требует адекватного понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с заданной степенью свернутости, а также владение способами сжатия текста. Таким образом, изложение, хоть и является традиционной формой работы, имеет свою специфику, которую должны осознать учащиеся.
Чтобы облегчить работу по восприятию услышанного текста, учащегося необходимо научить анализу видимого текста с точки зрения требований его трансформации. Другими словами, нужно, во-первых, научить видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения; во-вторых, научить разделять главную и второстепенную информацию; в-третьих, помочь овладеть всеми приемами сжатия текста.
Второй этап комплексного анализа – это орфографический и пунктуационный разбор текста. В идеале такая работа проводится с 5 класса.
Третий этап работы – языковой анализ текста. В эту часть работы должны включаться:
- все виды анализа слов;
- характеристика средств речевой выразительности.
Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов, понимание позиции автора, анализ изобразительно-выразительных средств текста поможет девятиклассникам справиться с заданиями теста А1, А2, А3.
Каждый из этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу речетворчества, к созданию собственного произведения в виде сочинения-рассуждения.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему - одно из самых сложных заданий, так как выпускникам необходимо не только объяснить смысл высказывания лингвиста, но и найти лексические и грамматические явления, а также указать их роль в тексте. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи-рассуждению. Особое внимание следует уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
Комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую - в процессе выполнения заданий второй части, связанных с нормами литературного русского языка. Подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку – это решение целого ряда задач. Формирование у учащихся языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций – это систематическая работа учителя по развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логики их мышления и бережного отношения к языку путем освоения теоретических знаний о языке и речи и совершенствования своих умений на практике.
Литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи – М.: Просвещение, 2005. – 347 с.
Пахнова Т.М.Комплексная работа с текстом как путь подготовки к ГИА в 9 классе//РЯШ-2010-№1,с.3-16
Степанова Л.С.,Цыбулько И. П.Методическое письмо: об использовании результатов новой формы ГИА выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях .-М.:2009-15с.