Урок по теме Луна — спутник Земли


Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)
Предмет: окружающий мир.
УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.»
Класс: 2
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Тема урока: Луна – спутник Земли.
Продолжительность: 40 мин.
Ресурсы (ЦОРы): http://viki.rdf.ru/item/1/download/Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.Методы, приемы, формы:
– словесный (беседа), игровой;– наглядный (мультимедийная презентация;);– практические;– метод самоконтроля;– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;- сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;
Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель: расширить знания учащихся о Луне.
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;
объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.
Развивающие задачи:
развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;
развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
прививать уважительное отношение друг к другу;
формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;
работать с готовыми моделями (глобус);
расширить знания о Луне.
Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Учимся мы наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать, наша любознательность.
- Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний
- Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)
Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClassПланеты Солнечной системы изучают ...
А) географы;
Б) химики;
В) астрономы;
Г) физики.
Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ...
А) 7;
Б) 9;
В) 11.
Плутон – это ...
А) самая большая планета Солнечной системы;
Б) самая маленькая планета Солнечной системы;
В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.
Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Что такое Земля?
А) звезда;
Б) планета;
В) пылающий шар.
III. Формулирование темы урока, постановка цели
- Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)
с о Л нце
пл У т о нпл а Н е т а
зв е здА
Звезда, вокруг которой вращается Земля?
Самая удаленная от Солнца планета?
Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?
Небесное тело, которое само светится?
Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)
- Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)
Видели ли вы Луну?
Что вы о ней знаете?
- А все ли вы знаете о ней?
А хотите ли узнать больше? (да)
Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)
Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)
1.Луна — спутник Земли.
Поверхность Луны.
Лунные фазы.
Изучение Луны человеком.
Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.
- Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?
Пристегните ремни! Внимание! Взлет!
IV. Открытие нового знания.
- Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?
1. Луна - спутник Земли. (слайд 11 )
- Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?
- Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?
- Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.
- Каково расстояние от Земли до Луны?
- Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.
- Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.
Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица — Земля — вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица — Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.
Молодцы, садитесь.
Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)
Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)
2. Поверхность Луны. (слайд 13)
Что вы видите на изображении?
Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?
- Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик). Подумайте, что назвали лунными морями. ( Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)
У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
- Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).Ребята, эти впадины называются кратерами или по – другому их называют «лунными морями».
- Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).
Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.
Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов — камней упавших из космоса).
ФизминуткаНе зевай по сторонам, Будет вправо поворот.
Ты сегодня космонавт! Раз – хлопок, два – хлопок,
Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!
Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,
Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.
Правой левую достанем, Опускаем руки вниз
А потом наоборот - И за парты вновь садись!
3. Лунные фазы
-А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1
- Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)
Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)
- А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?
Работа в парах (применение документ – камеры)
- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2
- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.
- Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)
Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».
Изучение человеком Луны. (слайд 15)
Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)
Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.
А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)
В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.
- Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)
Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)
Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?
А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!
V. Закрепление изученного материала (слайд 16)
-Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.
•Работа в группах
-Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.
Iгруппа
Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.
( «Луна - естественный спутник Земли»)
IIгруппа
Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. (Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)
IIIгруппа
Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры — это впадины, образованные от ударов метеоритов.)
- Прочитайте полученные вами высказывания.
- Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).
- Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)
- А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? ( 12 апреля 1961 года)
- Молодцы, ребята!
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Скоро прозвенит звонок
Подведем скорей итог.
- Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)
•Самооценка работы
-Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)
Крас.звезда- на уроке было легко, интересно.
Желт.звезда- испытывал затруднения.
Корич.звезда- на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.
Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.
Список литературы:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8 изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281с.
Приложение 1
Сказка «Почему у месяца нет платья»
Заглянул Полумесяц к Портному,
Не к небесному, а к земному.
-Сшей мне, мастер, нарядное платье,
Буду по небу в праздник гулять я!
Снял Портной с Полумесяца мерку.
Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней
Вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно
-Так поправился Месяц небесный!
Чуть не плачет с досады Портной:
-Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, -
Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую примерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет Портной ни минутки.
Ну, а Месяц - гуляка ночной
-Стал тем временем полной Луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
-Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последние три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил Портной,
Где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж Месяц стучится в окошко.
Да не Месяц, а тоненький Серп
-В это время он шёл на ущерб,
Не Луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной:
-Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин.
То худым, точно этот аршин.
Шить Вам платье — пустое занятье,
Оставайтесь-ка лучше без платья!
Приложение 2
Правила работы в парах
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Правила работы группахВ группе должен быть ответственный.
Если не понял, переспроси.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Работать должен каждый на общий результат.

Приложение 3
Карточки с высказываниями для работы в группах.
Iгруппа
Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.
( «Луна - естественный спутник Земли»)
IIгруппа
Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. (Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)
IIIгруппа
Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры — это впадины, образованные от ударов метеоритов.)
Приложение 4
Творческий отчёт с фотоматериалами