Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности в начальной школе по направлениям развития личности

Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности в начальной школе по направлениям развития личности
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) основывается на реализации образовательной программы начального общего образования средствами образовательного учреждения через внеурочную деятельность.
Дополнительное образование, является ресурсом внеурочной деятельности. Оно должно быть направлено, прежде всего, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В настоящее время, школа является мощной базой дополнительного образования и решает такие важные задачи как:
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- создание условий для развития личности в целом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Организация внеурочной деятельности направлена на развитие личности:
спортивно- оздоровительное
духовно- нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Проводя различные мероприятия с использованием фольклора, убеждаешься в том, что устное народное творчество является основой основ в развитии личности ребенка. Поэтому ведущая идея моего опыта заключается в следующем: фольклор должен стать ценным средством обучения и воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Приобщение к ценностям народной культуры красной нитью должно пронизывать все слои образования, в том числе и дополнительного. Ведь с детства малыши слышат колыбельные песни, потешки, подрастая, учатся отгадывать загадки, знакомятся с пословицами, поговорками, песнями, играми, народными сказками.
Фольклор приобщает к истории, у детей возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре. У учащихся формируются положительные патриотические качества: любовь к Родине, к родителям. Кроме того, все это способствует развитию познавательных процессов: памяти, мышления, речи, воображения, что весьма актуально для умственного развития детей.
В конвенции о правах ребенка об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной.»
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег»
Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.
Кружок «Делу время, а потехе час» (интегрированный курс развития речи и трудового обучения) разработан для учащихся начальных классов с целью активизации познавательной деятельности, развития речи как важнейшей задачи начальной школы, совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук, артикуляторной моторики, расширения кругозора на основе здоровьесберегающих технологий с применением различных форм фольклора.
В ходе работы подобран речевой материал для занятий (сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, детские народные песни). Формы, приемы, методы, изучения русского фольклора способствуют творческому развитию. Дети знают пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки.

Основные направления и формы работы кружка.
Создание пальчиковых кукол, в основном, по русским народным сказкам.
Инсценировка русских народных сказок.
Разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек.
Проведение массовых мероприятий с соблюдением народных традиций.
Сказки открывают ребенку окружающий мир, знакомят его с культурой и традициями своего народа. Создание пальчиковых кукол и инсценировка сказок создает доброжелательную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять участие в учебно-воспитательном процессе, развивает положительную мотивацию; познавательный интерес; активизирует речь. Повышение учебной мотивации ведет к активному развитию учеников, осознанию собственной успешности, ощущению радости от творчества, желанию быть лучше.
Пословицы и поговорки - это своеобразная энциклопедия народной жизни, в которой заключена целая программа воспитания детей. Разучивание потешек позволяет подготовить ребенка к игре, а через нее к познанию окружающего мира. Загадка развивает наблюдательность, помогает совершенствовать человеческую мысль. Народная песня является важнейшей частью общего духовного состояния народа. Загадки, потешки широко использую на занятии кружка.
Народный праздник – удивительная школа общения. Традиционными стали такие праздники как: «Осенины», «Покровсие посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица».
Примером приобщения к ценностям народной культуры средствами фольклора является одно из занятий.
Тема: Узор для тарелочки.
Цель: Учить рисовать узор на тарелочке. Закрепить знание детей о понятии посуда.
Развивать воображение, память, речь, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность; Внимательное отношение к старшим.
I. Орг момент.
II. Подготовка к работе.
Отгадайте загадки.
Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник) 
Я беру ее за ручку,
Наливаю в нее чай,
Пей, он сладкий и горячий
И скорее допивай. (Чашка)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
В ней лежит еда
Из нее едят всегда. (Тарелка)
(вывешиваются предметные картинки)
Как назвать одним словом то, что мы видим на доске? (посуда)
Какую посуду вы еще знаете?
Закройте глаза. (Вывешивается картинка стола)
Что изменилось?
Можно ли назвать одним словом то, что мы видим на доске? Почему?
Назовите мебель.
III. Введение в тему.
Я вам приготовила конверт. Сложите картинку. Что у вас получилось?
Какой формы наша тарелка?
Для чего нам нужны тарелки?
Сравните 2 тарелки (пластиковая и фарфоровая) тяжелая легкая, мелкая глубокая,
пластиковая фарфоровая.
А чем похожи эти две тарелки? (дно, края).
Какая тарелка вам больше нравится? Почему?
IV. Сообщение темы занятия.
На уроке мы будем украшать тарелочки красками. Научимся правильно наносить рисунок и пользоваться красками.
А вот для кого мы будем украшать тарелочку, мы узнаем из сказки.
«Машенька и медведь» (чтение сказки)
Как Машенька попала в лес? Кто жил в домике на опушке?
Почему девочка хотела уйти от медведя? Что придумала Машенька? Для кого мы будем украшать тарелочки?
V.Выполнение работы
Давайте сначала обведем шаблон тарелки. Обводить нужно снаружи и изнутри шаблона.
(Образцы тарелок) ребята работают у доски. Подойдите к той тарелочке, которая вам понравилась.
Посмотрите, как можно украсить тарелки. Какого цвета тарелка? Что украшено у тарелки (дно, края) какого цвета рисунок. Какая тарелочка нравится больше? Мы будем украшать вот такую тарелку. (Образец тарелки)
Посмотрите, что вы видите на столах? Чего нет? (кисточки) Это потому, что наносить рисунок вы будете пальчиками. Сколько у их вас? Давайте посчитаем.
Что произойдет, если вы сначала на палец наберете красную краску, а потом синюю? (смешаются краски) Что бы этого не произошло, у вас на столах лежат влажные салфетки. А еще можно рисовать разными пальчиками, тогда краски не смешаются.
(выполнение работы с учителем)
VI. Анализ работ.
Посмотрите, какие тарелочки получились. Все правильно пользовались красками? Как вы думаете, понравятся бабушке тарелки? И мне они тоже нравятся.
А что б бабушка еще больше обрадовалась нашим тарелочкам, мы ей напечем сказочных вертушек, поможем Машеньке.
Тюшки-тютюшки!
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы,
Сахар положили мы.
Ягоды, творог –
Лепим пирожок
Тюшки-тютюшки
Кушайте ватрушки!

Никогда проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной "правильной" морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Помочь усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам русского фольклора. Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, культуре – очень важная задача. Фольклорный материал дает возможность проводить индивидуальную работу с каждым, развивает эмоционально – волевую сферу, воспитывает доброту, уважение к старшим, учит жить в коллективе, формирует основы национального самосознания.
Таким образом, применение фольклора во внеурочной деятельности является мощным ресурсом дополнительного образования.