Использование нетрадиционных направлений деятельности на занятиях хореографического коллектива.


Использование нетрадиционных направлений деятельности на занятиях хореографического коллектива.
Сегодня все более актуальной становится проблема поиска путей эффективного укрепления детского организма. Коррекция недостатков физического развития, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности-вот мощный фактор физического, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребенка.
Занятия хореографией развивают весь организм как взрослого, так и ребенка: дают силу, ловкость и грациозность, помогают быть бодрыми, гибкими, успешными и здоровыми людьми.
В течение 5 лет я работала над темой: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование ценностных ориентаций и укрепление здоровья юных танцоров».
Основные задачи, которые решались на данном этапе:
1.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
2.Развитие мышечной силы, гибкости и выносливости.
3.Совершенствование развития психомоторных способностей.
4.Профилактика плоскостопия и искривления позвоночника.
5.Воспитание у детей внутренней потребности к ведениюздорового образа жизни.
6.Воспитание ценностных ориентаций: активная жизненная позиция и отрицательное отношение к вредным привычкам.
7. Внедрение нетрадиционных методов оздоровления детей среди родителей и педагогов.
В своей деятельности педагога – хореографа я, кроме специальных направлений: классический, народно-сценический, современный танец использую некоторые оздоровительные системы:
-элементы восточной гимнастики Кацудзо Ниши;
-элементы йоги;
-партерную гимнастику;
-гимнастику, развивающую вестибулярный аппарат;
-точечный массаж по системе Йосиро Цуцуми.
Автором знаменитой восточной гимнастики является талантливый японский ученый- Кацудзо Ниши.
Восточная гимнастика Ниши- это не просто комплекс правил и упражнений, это скорее образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы, соблюдая здоровый образ жизни.
Кацудзо Ниши считал, что грамотно разработанные упражнения, построенные на вибрации, способны приносить большую пользу организму человека.
Он писал, что длительное неправильное положение позвоночника может вызвать сколиоз у детей и подростков.
Упражнение «Золотая рыбка», построенное на вибрации, устраняет перенапряжение позвоночных нервов, нормализует кровообращение, улучшает работу сердца, очищает кожу и исправляет осанку.
Оно улучшает координацию внутренней и внешней нервной системы, налаживает функции кишечника, печени, почек, кожи, мозга, сердца.
Упражнение «Радость младенца»( в нашем коллективе мы называем его «Таракан»)помогает работе капилляров, улучшает кровообращение всего организма, обновляет лимфатическую жидкость и предотвращает ее застой. Оно также построено на вибрации.
Упражнение «Смыкание стоп и ладоней» помогает работе диафрагмы, улучшает кровообращение в организме, улучшает его питание и очищение.
В «Упражнениях для спины и живота» одновременно с движениями позвоночника выполняется брюшное дыхание и медитация, что помогает восстановить кислотно-щелочное равновесие в организме, т.е. обмен веществ.
Все эти упражнения просты и весьма эффективны. Их с легкостью можно использовать в работе с детьми.
Элементы Йоги.
Само слово «йога» в переводе с индийского языка означает «Связывать, воссоединять». Йогу считают одной из самых гармоничных систем развития человека. Йога- это не просто набор упражнений, это гимнастика для души и тела и даже целая философия. Она помогает поддерживать хорошую форму и избегать стрессов.Это основанный на древнеиндийской философии метод управления психикой и физиологией с целью достижения состояния освобождения и единения с Вселенной.
Во время гимнастики йоги принимают определенные положения тела(асаны), повышающие гибкость и оказывающие влияние на все тело. Все движения выполняются медленно и плавно. Основная цель занятий йогой-достижение безмятежности разума, а также физического здоровья.
Занятия йогой требуют усердия. Но затраченные усилия с лихвой вознаграждаются. Даже новичок ощутит улучшение состояния в результате выполнения упражнений, направленных на тренировку каждого сухожилия, мускула, связки.
Йога не только тонизирует и укрепляет мышцы, но и оказывает влияние на внутренние органы. Например упражнения для живота стимулируют и расслабляют органы брюшной полости. Позы с поднятыми вверх ногами полезны для сердца и легких, эти упражнения усиливают снабжение мозга кровью.
Благодаря свойственной детям ловкости и гибкости, они с легкостью выполняют сложные упражнения йоги. Йога также помогает детям развить грацию, координацию движений и способность к концентрации.
Партерная гимнастика.
Термин «партерная гимнастика» появился не так давно. Его возникновение связано с развитием нетрадиционных видов гимнастики. Слово партер произошло от французского и означает «по земле».
Под партерной гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений. В положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические, динамические и комбинированные.
Партерная гимнастика или упражнения на полу развивают практически все группы мышц, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить выворотность ног, гибкость и эластичность стоп.
Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы(формирует «мышечный корсет»), выносливости. Подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, т.е. решает задачи общей физической подготовленности юных танцоров.
Партерная гимнастика содействует укреплению здоровья, физическому развитию, корректировке недостатков осанки ребенка, закаливанию организма, формированию жизненно необходимых двигательных навыков.
Точечный массаж по системе Йосиро Цуцуми.
Йосиро Цуцуми разработал оригинальную методику сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Он считал, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье и учить этому своих детей.
В своей методике автор описываетчудодейственное многоточечное раздражение активных точек на меридианах тела.
Иногда у детей от большой нагрузки устают ноги. Объяснение простое: нарушается нормальное кровообращение, расстраивается сердечно-сосудистая система. Справиться с этим недугом поможет специальная точка. На большом пальце руки располагается несколько активных точек, которые связаны с меридианом легких. Восточная медицина утверждает, что воля связана с дыханием. Когда стемление у человека ослабело, дыхание учащается. Поэтому для укрепления воли тщательно массируют,раздражают главным образом. Оба бока большого пальца, где сосредоточены активные точки.
Организм человека обладает способностью постоянно выдерживать температуру черепной, брюшной и других полостей на уровне около 37 градусов. Температура эта обеспечивается нормальным кровообращением. Распределение крови в организме все время меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Продолжительные занятия в охлажденном помещении могут вызвать головную боль, потерю аппетита, насморк, простуду.
Выполняя упражнения для согревания организма, можно уменьшить вред, приносимый переохлаждением. Точку на ладони со стороны мизинца, на кистевом суставе, слегка раздражают подушечкой большого пальца не менее одной минуты. А также, сидя на стуле с усилием приподнимаютноски обеих ног, не отрывая пяток от пола. Повторяя это упражнение не менее 30 раз можно быстро согреться.
В Японии, как и во всем мире, есть дети, страдающие полнотой. Многие из родителей исами дети очень хотят похудеть.Несмотря на это, полные дети едят когда и сколько хотят, ложатся спать, когда пожелают, спортом не занимаются. Такой образ жизни пользы не приносит, а приносит лишь вред. Йосиро Цуцуми призывал людей придерживаться правильного режима питания, распорядка дня и выполнять физические упражнения по его системе. Многие дети последние несколько лет злоупотребляют просмотром телепередач и игрой в компьютерные игры. Усталость глаз вызывается утомлением ресничной мышцы. Автор предлагает выполнять несложные упражнения, положив на глаза смоченное холодной водой полотенце.
Комплекс упражнений, разработанный японским специалистом по точечному массажу Йосиро Цуцуми позволяет снимать усталость и держать в тонусе весь организм, а также повышает сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Его упражнения полезны как взрослым, так и детям.
Гимнастика, развивающая вестибулярный аппарат.
За чувство равновесия в человеческом организме отвечает часть внутреннего уха, называемая лабиринтом или вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат- это орган воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направления движения тела человека. Нас поражает исключительная способность гимнастов сохранять равновесие в самых рискованных положениях. Восхищаясь великих танцоров, гимнастов, акробатов, канатоходцев, мастеров фигурного катания, мы не задумываемся о том, что способность сохранять определенную позу при выполнении какого-либо движения свойственна не только спортсменам и артистам цирка. Каждый практически здоровый человек в определенной мере обладает ею.
Если функции органов, обеспечивающих равновесие, резко нарушается, человек не может ходить, он вынужден только лежать.
На наше тело оказывают влияние различные физические факторы. Важнейший из них- сила притяжения Земли ли сила тяжести. Поэтому управление равновесием и выполнение любого движения в основном подчинены преодолению этой силы окружающим его предметам.
Хороший спортсмен или танцор никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездках на транспорте. А для физически «отсталых» людей это порой настоящий бич. Нередко им приходится отказываться от путешествий на воздушном или морском транспорте. Объясняется это тем, что недостаточно тренированный вестибулярный аппарат под действием изменяющейся скорости, рывков, покачивания приходит в состояние раздражения: учащается пульс, появляется тошнота, головокружение, ухудшается самочувствие.
Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. В любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке. Танцорам рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (повороты,кувырки, перевороты) и специальные , так называемые вращательные упражнения, а также круговые движения головой, повороты на месте кругом(поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу). Для развития вестибулярного аппарата юных танцоров разработаны несложные упражнения, которые необходимо выполнять систематически.
Внимание на экран. (Демонстрация видеоролика). Успешное решение оздоровительных задач возможно только на основе совместной деятельности педагога и родителей. Для привлечения родителей к активному оздоровлению детей я использовала различные формы работы с семьей: анкетирование, информационная папка, тесты.
Анкетирование родителей по теме «Здоровый образ жизни вашего ребенка» позволило определить уровень оздоровления детей в семье. Выяснилось, что многие воспитанники не соблюдают режим дня, не делают утреннюю гимнастику, редко гуляют на свежем воздухе, много времени проводят за просмотром развлекательных телепередач и компьютером. А многие родители стали забывать о семейных походах и совместных занятиях спортом.
В связи с этим я оформила информационную папку для родителей, в которую вошли консультации для родителей: «Гигиена ваших повседневных движений», «Как тренировать свой вестибулярный аппарат?», «Красивая осанка- это здорово!». «Гибкий стан. Гимнастика для красоты и здоровья», «Подвижность голеностопного сустава».
Также я составила тесты по темам: «Развито ли у вашего ребенка чувство равновесия?», « Тренировочный комплекс для равновесия».
В процессе работы мною был разработан комплекс занятий по темам:
«Танцевальные композиции», «Использование элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий на занятиях ансамбля танца «Родник», «Упражнения народно-сценического экзерсиса. Основные правила и техника исполнения белорусского танца», «»Упражнения классического танца. Основные правила и техника исполнения Украинского танца», а также комплекс игр и упражнений.
Данные методические разработки могут быть использованы в работе руководителей хореографических объединений, музыкальных работников , преподавателей физкультуры и т.д.
Апробация данных игр и упражнений в ходе оздоровительной работы доказала свою эффективность: уже через 3 месяца уменьшился процент заболеваемости воспитанников. Также улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки. В процессе выполнения упражнений воспитанники стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка (Стала более устойчивой и положительной)
Из мониторинга заболеваемости детей за период 2013-2014годы можно сделать вывод, что применение на занятиях в хореографическом коллективе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса и формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей и подростков стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Многие из моих воспитанников уже взрослые, но в какой бы стране они не оказались, кем бы они не стали, все выбрали здоровый образ жизни и активную жизненную позицию. Посмотрите, пожалуйста на экран.
(Демонстрация слайдов).
Закончить мне хочется словами великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «Здоровье- одна из самых больших жизненных ценностей человека. Задача каждого педагога научиться сохранять его и научить этому своих детей».