Рабочая программа по программе От рождения до школы средняя группа


муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа
по изобразительной деятельности в детском саду
для детей 4-5 лет
(средняя группа)
Автор Т.С. Комарова
(в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы»)
Авторы - составители:
Воспитатели: Никонова Н.А.

2016 – 2017 учебный год
Особенности детей группы №10 «Кораблик»
Группу №10 «Кораблик» посещают 43 ребенка четырех лет. Из них с I группой здоровья – 15 детей (35%), со II группой здоровья 24 ребенка, с IIб 2 ребенка (60%), с III группой здоровья 2 ребёнка (5%).
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 37 семей (86%) - полные семьи, 5 семей (14%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),
1 семья (2%) - многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы: 37 детей - русские (92%), 5 детей - иностранцы (6%), 1 ребёнок (2%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.
В группе 22 мальчика (58%) и 21 девочка (42%).
В этом учебном году в нашу группу перешли 8 детей из другой группы детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
У детей сформированы культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. У некоторых недостаточно сформировано умение следить за своим внешним видом (дети учатся замечать неряшливость).
У большинства детей развита мелкая моторика.
Умеют самостоятельно организовать настольные и сюжетно-ролевые игры.
Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят
слушать книги. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.
Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.
Пояснительная записка
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.
Количество занятий (рисование) в неделю – 1 занятие, в месяц – 4. Всего-31 .
Количество занятий (аппликация) – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего-15
Количество занятий (лепка) – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего-15
Количество занятий по изобразительной деятельности всего - 61
Академический час = 20 минут
Планируемые результаты:
Выделять изобразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании:
Изображать предметы и явления , используя умения передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов: карандашей, красок(гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с сюжетом.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Создавать коллективные композиции сюжетного и декоративного содержания.
В лепке:
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации:
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой(квадрат и прямоугольник, полоски), по диагонали(треугольники), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Содержательный раздел
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя – рисование, лепку, аппликацию. Все разделы реализуются через непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты.

Непосредственно образовательная деятельность - Рисование.
№ Дата, время Тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь Диагностические задания
1 Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето» 1 2 «На яблоне поспели яблоки» 1 3 «Красивые цветы». 1 Октябрь
4 «Цветные шары (круглой и овальной формы)». 1 5 «Золотая осень». 1 6 «Сказочное дерево» 1 7 «Яички простые и золотые» 1 Ноябрь
8 Рисование по замыслу. 1 9 «Маленький гномик» 1 10 «Рыбки плавают в аквариуме» 1 Декабрь
11 «Кто в каком домике живет» («У кого какой домик») 1 12 Рисование красками «Снегурочка» 1 13 «Новогодние поздравительные открытки» 1 14 «Наша нарядная елка»
«Маленькой елочке холодно зимой» 1 Январь
15 «Развесистое дерево» 1 16 «Нарисуй какую хочешь игрушку» 1 17 «Украсим полоску флажками» 1 Февраль
18 «Девочка пляшет» 1 19 «Красивая птичка» 1 20 «Расцвели красивые цветы» 1 21 «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» 1 Март
22 «Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц» 1 23 «Сказочный домик – теремок» 1 24 «Мое любимое солнышко» 1 Апрель
25 «Твоя любимая кукла». 1 26 «Дом, в котором ты живешь». 1 27 «Празднично украшенный дом». 1 28 «Самолеты летят сквозь облака». 1 Май
29 «Нарисуй картинку про весну» 1 30 «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы» 1 31 Рисование по замыслу. 1 Диагностика. Всего - 31
Непосредственно образовательная деятельность – Лепка.
№ Дата, время Тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь Диагностические задания
1 «Большие и маленькие морковки» 1 Октябрь
2 «Грибы» 1 3 «Угощение для кукол» 1 4 «Рыбка» 1 Ноябрь
5 «Сливы и лимоны» 1 Декабрь
6 «Девочка в зимней одежде» 1 7 «Утка с утятами» (коллективная композиция) 1 Январь
8 «Птичка» 1 9 «Вылепи, какое хочешь игрушечное животное» 1 Февраль
10 «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция) 1 11 «Мы слепили снеговиков» 1 Март
12 «Зайчики на полянке» 1 Апрель
13 «Мисочки для трех медведей» 1 14 «Барашек» 1 Май
15 «Птичка клюет зернышки из блюдечка» 1 Диагностические задания всего - 15
Непосредственно образовательная деятельность – Аппликация.
№ Дата ,время Тема Кол-во час. Примечание
Сентябрь Диагностические задания
1.
«Укрась салфеточку» 1 Октябрь
2.
3.
«Украшение платочка»
«Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере») 1
1
Ноябрь
4.
5.
«Большой дом»
«Корзина грибов» (коллективная композиция) 1
1 Декабрь
6.
7. «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»
«Бусы на елку» 1
1 Январь
8. «В магазин привезли красивые пирамидки» 1
Февраль
9.
10.
«Летящие самолеты» (коллективная композиция)
«Вырезывание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке» (для украшения группы к празднику 8 Марта) 1
1 Март
11.
«Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» (коллективная работа) 1
Апрель
12.
13.
14. «Загадки»
«Вырежи и наклей что захочешь»
«Красная Шапочка» 1
1
1 Май
15.
«Волшебный сад»
Диагностика 1
Всего- 15 Формы, методы и приёмы работы по изобразительной деятельности
1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, ИЗО - деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
2. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.
Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
Чтение - расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
Рисование: Альбомы для рисования, цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, кисти разных размеров, стаканы для воды, подставки для кисти, салфетки.Лепка: Глина, пластилин, пластическая масса, стека, дополнительные материалы (косточки, бусинки и т.д.), доска для лепки, клеенки.Аппликация: Набор цветной бумаги, белый картон, цветной картон, клей, ножницы.
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез,2010.
Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России,2005.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2006.