Программа по курсу Волшебный мир театра (3 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Волшебный мир театра» для 3 класса разработана на основе « Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В. А. Горского с использованием авторской программы В. А. Горского школьный театр « Петрушка»
( 2 –е изд., Москва «Просвещение», 2011 год)

Актуальность: одним из требований, которые предъявляет жизнь к современному человеку, является устойчивость к стрессам, умение ориентироваться в потоке информации. В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к эмоциональным нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры и успешности. Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Только школьных уроков для решения этой проблемы недостаточно. Практика показывает, что за четыре урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.
Лишь немногие дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное. Это побуждает искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей школьников. Театральная деятельность позволяет увидеть чтение в другом, более значимом, ракурсе.


Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография, театра и т. д.)

Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительного мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.



Отличительные особенности программы: были внесены изменения в раздел «Устройство ширмы и декораций» по три часа отводится на теорию и практику. В разделе « Особенности изготовления кукол» на практику мною не были включены 6 часов, так как имеется набор для кукольного театра. Также были внесены изменения в разделы « Выбор сказки» и «Генеральная репетиция. Сказка» были добавлены часы на практику, а именно на отработку музыкальных номеров, репетиции.


Участники реализации образовательной программы: учащиеся 3 класса.

Сроки реализации образовательной программ: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные виды деятельности:
работа с различными источниками информации
театральная игра, репетиции сценария, работа над литературными текстами.


Ведущие формы и методы организации занятий: игра, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела, мини – сочинение.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
творческий подход к театральной деятельности.

Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Формы оценки достижений учащихся по изучаемому курсу: самооценка, оценка зрителей во время выступления, устная оценка педагога.

.



Структура курса:



Тема
Количество часов



всего
теория
практика

1
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
2
1
1

2.
Устройство ширмы и декораций
6
3
3

3
Особенности изготовления кукол
2
2


4
Речевая гимнастика
4
1
3

5
Особенности работы кукловода.
6
1
5

6.
Выбор сказки.
9
1
8

7
Генеральная репетиция. Сказка.
5
1
4

Итого:
34
11
24








Тематическое планирование

№ п.п.

Наименование разделов и тем
Кол. часов
Дата по плану

Дата по факту


1
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
2




1
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете.
1

05.09


2
Практическая работа: отработка техники движений на руке.
1

12.09


2
Устройство ширмы и декораций
6



3
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления кукольного спектакля.
1

19.09


4
Первичные навыки работы с ширмой.
1
26.09


5
Понятия о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.
1

03.10


6
Практическая работа: изготовление элементов декорации.
1
10.10


7
Практическая работа: изготовление элементов декорации.
1

17.10


8
Практическая работа: изготовление элементов декорации.
1

24.10


3
Особенности изготовления кукол
2




9
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы.
1

31.10


10
Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
1
2 чет.
14.11


4
Речевая гимнастика
4



11
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля.
1

21.11


12
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
1

28.11



13
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
1

05.12


14
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
1

12.12



5
Особенности работы кукловода
6



15
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения кукол по передней створке ширмы.
1

19.12


16
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
1

26.12


17
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
1
3 чет.
16.01



18
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
1

23.01



19

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.


1


30.01



20
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.

1

06.02



6
Выбор сказки.
9



21
Выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

1

13.02


22
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

20.02


23
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

27.02


24
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

06.03


25
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

13.03


26
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

20.03


27
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1
4 чет.
03.04


28
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

10.04


29
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

17.04


7
Генеральная репетиция. Сказка.
5



30
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.

1

24.04


31
Практическая работа: организация и проведение спектакля.

1

08.05


32
Практическая работа: организация и проведение спектакля.

1

15.05


33
Практическая работа: организация и проведение спектакля.

1

22.05


34
Практическая работа: показ спектакля учащимся начальных классов.
1
29.05



Итого:
34





Ожидаемый результат. В ходе реализации программы учащиеся должны иметь навыки работы с текстом, партнерского взаимодействия, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, навыки коллективного творчества, сценической речи и движения; различать темпоритм; выполнять упражнения, этюды; иметь такие качества как взаимопомощь, поддержка, доброе отношение дуг к другу.
Самоопределять себя как личности, способную к саморегуляции; воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Учащиеся должны знать:

различные понятия: театральные, сценические, по основам актерского мастерства; иметь общее понятие об искусстве в целом и театре как синтезе всех искусств;

Учащиеся должны уметь:

направлять свою фантазию по заданному руслу; образно мыслить; концентрировать внимание; ощущать себя в сценическом пространстве, так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность






Информационно - методическое обеспечение:


Список литературы для педагога
Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная пресса. – 2007.
Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М. : Просвещение. 2008.


Рекомендованный список литературы для детей
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.




























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Согласовано:
На заседании методического объединения школы
Протокол № 1 от
« » августа 2013г.

Принято:
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от
« » августа 2013 г.

Утверждаю:
Директор школы
_______ Никонова Т.В.
Приказ № от
« » августа 2013 г.






Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Волшебный мир театра»
3 класс
2013-2014 учебный год











Разработана: Зайцевой Ольгой Александровной,
учителем начальных классов,
первой квалификационной категории.




Горняк
2013 год

15