Мастер класс Школа юных химиков

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»





















МАСТЕР КЛАСС

«ШКОЛА ЮНЫХ ХИМИКОВ»
(ЗАНЯТИЕ №1»).









РУКОВОДИТЕЛЬ:
Андреева Лариса Александровна,
учитель химии
МОУ «СОШ №4».

2016
г. Тихвин

Сценарий мероприятия
Занимательный час «Школа юных химиков»
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня школа отмечает свой День рождения и он традиционно проводится в виде города мастеров. А какой город без лавки древностей, интересных открытий, чудес. Вот и у нас работает школа юных химиков. С помощью моих подмастерьев, которые учатся уже в 8,9,10 классах приготовили интересные опыты, они покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого «чуда». Однако, вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим может быть и вас примут в Школу юных химиков. Для этого, вам, необходимо внимательно следить за всем происходящим, и в конце нашего представления, создать памятку безопасности при проведении занимательных опытов при проведении праздников. Все необходимое у вас на столах. А мы начинаем.

Ведущий:
Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая, потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Ведущий:
Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Ведущий :
Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята, которые уже изучают предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.
Ведущий:
Хоть чудес на свете нет. Химия дает ответ. «Чудеса на свете есть. И, конечно, их не счесть!» Мы вам несколько покажем И, конечно, все расскажем
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на одном из занятий в «Школе юных химиков».




Ведущий: (написать на бумаге содой сбрызнуть м/о)
Ребята! Мы нашли письмо древнегреческого ученого и философа Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н.э.
Но не можем его прочитать. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить его.
Bcjgпhоjjgtузkнуаjlнhlиgjе
khojнаhkчjkинgjаitеuiтся сjkn
gkjуhiдивjbkлjkеgjнhoи00яjlhk
(познание начинается с удивления)

Выходят четыре ученика.
1-й ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й ученик. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-й ученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому, то что он просил.
5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й ученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3, 4-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5-й ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1-й ученик. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2-й ученик. У меня в стакане сода.
3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.
4-й ученик. В моём – бария хлорид.
5-й ученик. О чём это говорит? Угадайте , ребятишки. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе
Ученики хором: Кислота!
Ведущий:
Загадки + интересные факты У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Все внимание!
Ребята! Угадайте, о каких веществах идет речь?
Он и легок, и пластичен,
С блеском серебристым,
Он снаружи никогда
Не бывает чистым.

Мы найдем его на кухне,
И на стройке, и в полете
И если чуть подумаете,
его вы назовете (Алюминий)

Ведущий:
А знаете ли вы, что было время, когда алюминий соперничал с золотом, потом подешевел, а сейчас становится соперником серебра – признанного «мастером зеркальных дел». Так многотонное зеркало, диаметром 6 м для крупнейшего в мире телескопа, созданного в России, покрыто тончайшей алюминиевой пленкой. Этот дальнозоркий глаз, обращенный в глубины Вселенной, способен увидеть свет обычной свечки на расстоянии 25 000 км. Американские ученые предложили использовать гигантские зеркала из пластмассы с алюминиевым покрытием для ночного освещения городов.

Ведущий:
Я самый главный элемент,
И нет других тут мнений:
Очень велик процент
Моих соединений.

Я и графит, я и алмаз,
Вхожу в состав растений.
Я есть в воздухе, и в вас,
Земля- моих владений. (Углерод)

Ведущий:
Углерод называют миллионером по числу образуемых соединений. Он входит в состав всех органических соединений, которых более 27 млн., а так же неорганические вещества, такие как алмаз и графит – это тоже углерод. Он входит в состав известного вам соединения – углекислого газа.

Ведущий:
То красный он, то белый
То черным станет вдруг,
То ядовитый, вредный,
А то наш лучший друг.
А вот собака мчится,
О ужас! Не смотри!
Во тьме она светится,
В глазах ее огни. (Фосфор)

Ведущий:
Фосфор, означает «светящийся». Его используют для приготовления спичек, в металлургии, химическом производстве. Соединения фосфора используют в медицине как лекарство, укрепляющее нервную систему, мышечную и костную системы.



Кинофрагмент из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» о жар-птице.
Ведущий: Сказку вспомнили слегка, про конька, про горбунка. Там жар-птицыно перо Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы.
Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворённые соли натрия, калия, меди, стронция и т.д. Потом закрывает чашки плотным листом картона.
Ведущий: Отвечайте сей же час, почему огонь погас? Пламя без чего умрёт? Ему нужен
Дети. Кислород!
Ведущий:
Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.
«Дым без огня»
В один химический цилиндр налить соляной кислоты, а в другой- р-р аммиака. Накрывают крышками и ставят на расстоянии друг от друга. Перед демонстрацией показывают, что цилиндры пусты. При их соприкосновении образуется белый дым
Ведущий: (медленно говорит и делает)
«Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Вот вам еще одно развлечение Кто дает руку на отсечение? Жаль руку на отсечение, Тогда нужен больной для лечения! Оперируем без боли. Правда будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, Дайте спирт. Один момент! (дает спирт - NH4CNS)
Спиртом смажем мы обильно. Не вертитесь, пациент, Дайте скальпель, ассистент! («скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3)
Посмотрите, прямо струйкой Кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – От пореза ни следа! А виной всему, ребята, Здесь реакция у нас! Получился цвет похожий, Так похожий просто класс!
Ведущий: Готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.

Ведущий: А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или рано утром спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
Прикасается палочкой нагретой, начинается «извержение вулкана» .

Ведущий: Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции здесь, кстати, какой?
Ученики. Разложения!
Выходят все участники.
1-й ученик. Наше время истекло.
2-й ученик. Но мы вам показали не все, что умеем делать.
3-й ученик. Говорить на химическом языке.
4-й ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».
1-й ученик. Устраивать грозу в пробирке.
2-й ученик. Получать водород и кислород.
3-й ученик. Взрывать гремучий газ.
4-й ученик. Делать черный порох и ещё многое другое.
1-й ученик. Этому и вы научитесь в будущем году.
2-й ученик. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.

Заключение.
Ведущий 1.
Без химии жизни, поверьте, нет, Без химии стал бы тусклым весь свет. С химией ездим, живем и летаем, В разных точках Земли обитаем, Чистим, стираем, пятна выводим, Едим, спим, и с прическами ходим.
Ведущий 2.
Химией лечимся, клеим и шьем С химией мы бок обок живем! Так что вы без нее пропадете, Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать, Надо химию понять.
Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Теперь вам необходимо доработать памятку безопасности. Вам в этом помогут мои подмастерья.
Рефлексия. Ответьте на вопросы небольшой анкеты
Что вы узнали нового?_________________________________________________
Чему научились?______________________________________________________
Понравилось ли вам работать над буклетом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!


Информационные ресурсы:
Журнал «Химия в школе», №5 1991год, стр.65-67
Занимательные опыты по химии В.Н. Алексинский, Просвещение М.1995 год.
Материальные ресурсы: компьютер, лабораторное оборудование, химические реактивы.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.
Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.
«Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 1999.
Ты - лучший! Смайл с наградой