Статья по психологии Изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста

А. Н. Клековкина
Научный руководитель – ассистент кафедры общей и специальной психологии К.В. Ончурова
Изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
Проблема изучения интеллектуального развития детей младшего возраста в рамках школьного обучения весьма актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так с все возрастающим количеством детей имеющих какие-либо отклонения в развитии.
Особое значение при диагностике уровня познавательного развития школьника придается изучению внимания, так как с самых первых дней школьного обучения именно к этому процессу предъявляются очень высокие требования, особенно к его произвольности и устойчивости. Именно высокий уровень устойчивости внимания позволяет ребенку удерживать внимание на учителе и материале, который он объясняет, независимо от уровня его привлекательности. Соответственно, низкий уровень устойчивости и произвольности внимания приведет к постепенному непониманию учебного материала, появлению ошибок в выполнении урочных и домашних заданий, замечаниям и плохим оценкам, и как следствие, к снижению или полному исчезновению учебной мотивации.
Согласно исследованиям отечественных ученых, произвольное внимание – самое главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников. Однако не все дети, которые только пришли в школу, обладают высокой устойчивостью внимания, поэтому педагог должен работать над его развитием и совершенствованием. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр, что является показателем эффективности учебной деятельности. При этом необходимо учитывать уровни развития других свойств внимании, таких как объем, концентрация, распределение, переключаемость т.к., только высокий уровень развития всех свойств внимания обеспечивают школьнику такое качество как внимательность и произвольность, как психических процессов, так и поведения в целом.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: внимание как психический процесс
Предмет исследования: объем внимания и психическая работоспособность детей младшего школьного возраста.
В исследовании приняли участие 10 учащихся 2 класса МОУ СОШ п. Краснооктябрьский: 6 мальчиков и 4 девочки.
В качестве методов исследования выступили наблюдение и тестирование («Таблицы Шульте»), метод математической обработки данных.
Перейдем к обсуждению полученных результатов.
Из полученных данных мы видим, что показатель точности работоспособности, степень устойчивости внимания у всех детей ниже среднего, что свидетельствует о недостаточной устойчивости внимания, неточности работоспособности. Все дети допускали в работе ошибки. В частности Соколов Павел и Сахаров Алексей работали очень медленно и не придавали нашему исследованию особого интереса, именно поэтому показали неудовлетворительные результаты.

№ п/п
Ф.И.О.
Время в секундах



1 таблица
2 таблица
3 таблица
4 таблица
5 таблица

1
Борисочкин В.
51
45
45
55
55

2
Васильева О.
55
60
60
65
63

3
Гришина Е.
50
53
60
60
67

4
Егоров И.
60
55
55
63
65

5
Котов В.
70
60
65
75
75

6
Паньшин М.
75
65
60
55
60

7
Сергеева К.
55
50
50
60
60

8
Соколов П.
80
80
75
80
85

9
Сахаров А.
90
95
110
90
90

10
Титкова Л.
55
50
60
63
70

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Результаты исследования, проведенные нами, показали заметное увеличение времени отыскивания чисел последних (четвертой и пятой) таблицах, что свидетельствует о быстрой утомляемости детей. Некоторые дети называли и показывали ряд чисел со скоростью 1,5 сек.на число, а затем вдруг не могли найти какое-либо число (смотрят на него, не видят, думают, что такого числа в таблице вообще нет). Наличие таких пауз позволяет делать вывод о неравномерности темпа психической деятельности младших школьников. В ходе эксперимента выяснилось, что у всех детей снижен объем внимания. Вместо нормы 40-42сек.отыскивания чисел в таблицах, среднее время участников было 65сек. Это подтверждает истощаемость и падение работоспособности младших школьников. Полученные данные позволяют сделать вывод о низкой степени устойчивости их внимания, о снижении продуктивности работоспособности младших школьников.
Таким образом, в ходе проведенного нами диагностического исследования можно отметить следующие особенности внимания у данной группы детей:
- Неустойчивость (колебание) внимания;
- Сниженная концентрация. Выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности, быстрая утомляемость;
- Снижен объем внимания.
Для того, чтобы повысить уровень произвольного внимания у этих детей, считаем необходимым провести коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие произвольного внимания.
Root Entry