Реферат Славная покорительниуа небес

Славная покорительница небес.

Екатерина Ивановна Зеленко первая летчица, совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Родилась в Курске в 1916 году. Её семья была большой и дружной. Эту бойкую и задорную девочку отличали решительность и целеустремленность. Будучи ребенком, она наблюдала за тем, как прыгают парашютисты. И первый прыжок она совершила с крыши чердака своего дома, но вместо парашюта использовала обыкновенный зонт. Ушиблась, но не плакала.
Семилетку Катя закончила в Курске. Затем поступила в Воронежский авиационный техникум. Обучаясь в техникуме, Екатерина начала посещать Воронежский аэроклуб. В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Обе девушки по комсомольской путевке выехали в Оренбург. Окончив летное училище, Катя совершает первый полет. Вот как об этом вспоминает подполковник Б. Миневрин: «Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полеты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду «По самолетам!», резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершен, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» выпалила Катя. Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой ее мастерству было слово инструктора: «Отлично».
За четыре года Катя освоила семь типов летных машин. Вот как отзывается о ней ее командир Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична, решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Достойна присвоения воинского звания лейтенант.
В одна тысяча девятьсот тридцать третьем году поступила в девятнадцатую бомбардировочную авиабригаду, где испытывала самолеты и авиационное оборудование. Участвовала в советско – финской войне. Катя была единственной летчицей, воевавшей над Карельским перешейком. Она летает на самолете P-Z и наносит бомбовые удары по укрепленным точкам противника. В ходе вылетов уничтожает финскую батарею, успешно бомбит вражеский склад боеприпасов. За смелость и умелое выполнение боевых задач Зеленко награждают орденом боевого Красного Знамени.
В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: «В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично.»
С первых дней войны Катя просится на фронт. Не сразу была удовлетворена ее просьба: женщин тогда на фронт не направляли. Пришлось девушке убеждать начальство, что ей крайне необходимо ехать на фронт и командование уступило. Ее зачислили в 11-й легкобомбардировочный полк. Вот что пишет Катя своему будущему мужу Павлу Игнатенко: «Сегодня убываю на фронт пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага».
В один из июльских дней группа советских летчиков с участием Кати Зеленко разгромила в районе г. Пропойска сорок пять вражеских танков и двадцать автомашин без потерь. Мастерство и опыт юной летчицы росли с каждым днем. В этом же представлении указывалось, что Екатерина Зеленко летает на самолетах шести типов. В личном деле летчицы сохранилась и такая запись: «Отличница боевой и политической подготовки. Успешно летает днем и ночью. Хорошая спортсменка. Выдвинута на должность командира звена. Присвоено звание «старший лейтенант». Бывший военный летчик С. Комаров писал о Зеленко: «В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов. В то время ей уже было 25-26 лет. Во-вторых, она была опытным летчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню ее последний вылет 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне потому, что Катя в тот день уже в третий раз полетала на боевое задание».
Именно этот третий вылет стал последним в ее жизни вылет трагический и одновременно героический. Что же произошло в тот день? В этот утро Катя поднялась рано. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылет на разведку. При этом во втором вылете ее Су-2 получил повреждения, и девушка с грустью ожидала, когда закончится его ремонт.
Когда наши самолеты уже возвращались к себе на аэродром, внезапно в небе в районе села Анастасьевка показались семь немецких истребителей Bf.109.
Вот что рассказал Павлык, бывший штурманом на самолете Зеленко: «После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь «мессершмиттов». Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и, во что бы то ни стало, добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжала вести бой».
Неравный бой в небе героического летчика с семеркой фашистских истребителей шел на глазах местных жителей. Именно эти люди стали свидетелями смелого тарана, который совершила молодая летчица.
«Я видел, как над селом разгорался бой между нашим и фашистским самолетами, вспоминает очевидец М. Бутко. Я заметил, что наш самолет резко пошел на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет еще пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет. Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден боевого Красного знамени, который отдал старшим товарищам».
Местные жители не смогли сообщить о гибели храброй летчицы: утром следующего дня село захватили гитлеровцы. «Я убежден, вспоминал генерал лейтенант А. Пушкин, что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолет пулеметным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран это очень смелое действие летчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя».
Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Пантелеймоновна Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище.
В тот день экспедитор училища принес в штаб очередную почту. В одном из конвертов оказалось письмо из Сумского обкома комсомола и пробитый осколком, окровавленный комсомольский билет. В письме сообщалось:
«В сентябре 1941 года в ходе воздушного боя над одним из районов Сумской области пала смертью храбрых воспитанница 1-го Чкаловского военного авиационного училища комсомолка Екатерина Ивановна Зеленко. В течение одного боя она сбила два фашистских самолета.



15