Технологическая карта урока обществознание, 5 класс



Тема урока Образование и самообразование
Дата урока 12.12.2014
Тип урока Комбинированный
Цель урока Создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности
План урока Формы самообразования
Испокон века книга растит человека
Самообразование – путь к успеху
Новые возможности
Самообразование и самоорганизация
Личностно значимая проблема «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А.Рубакин)
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия Самообразование и самоорганизация
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научиться организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Ход урока:
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся Формирование универсальных учебных действий
I. Организационный момент Придумано кем-то — просто и мудро,При встрече здороваться Доброе утро! И каждый становится, добрым, доверчивымпусть доброе утро длится до вечера!
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас и гостей на нашем уроке. Готовность класса к уроку.
Звучит тихая музыка
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Личностные: действия смыслообразования;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.II. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучили тему «Образование». Я не сомневаюсь, что вы много узнали нового и выполнили домашнее задание, однако я попрошу вас, чтобы вы сами оценили, насколько хорошо вы готовы к уроку.
Домашнее задание сегодня мы проверяем письменно:
2 варианта заданий, на выполнение 2 мин. (Приложение №2)

Прошу вас приступить к работе над заданиями.
После завершения работы над заданиями взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев. Прошу вас приступить к работе над заданиями.
Ребята, прошу поднять руку у кого оценка, которую он поставил себе, совпала с оценкой за задание, у кого ниже, у кого выше той, которую он сам себе ставил. Спасибо.
А теперь предлагаю вам задание «Перепутанные пословицы».
Задание: «собрать» пословицы, соединив первую и вторую части; объяснить смысл одной из пословиц.

Вы изучали эти пословицы на каких-либо школьных предметах? А откуда вы их знаете?
Ребята ставят оценки в лист самооценки
Ребята работают над тестом по теме д/зЗвучит тихая музыка
Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.
Проверка (эталон)
Азбука – к мудрости ступенька.
Знание не водица - в рот само не станет литься.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
В книге ищут не буквы, а знания.
Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV.Актуализация знаний
Проблема
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Николая Александровича Рубакина, русского книговеда, писателя
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
- Предположите, что мы будем изучать на уроке?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Какие понятия изучим?(образование и самообразование)
Правильно, а теперь сформулируйте тему
Тема нашего урока «Образование и самообразование»
А какие цели вы ставите перед собой, приступаю к изучению темы.
Цели нашего урока
Познакомиться с понятием «самообразование»
Узнать какие есть формы самообразования
Выяснить какое значение имеет самообразование для современного человека
Ответы ребят
Самостоятельно формулируют тему урока
Тема «Образование и самообразование»
Самостоятельно формулируют цели урока
Познакомиться с понятием «самообразование»
Узнать какие есть формы самообразования
Выяснить какое значение имеет самообразование для современного человека
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиРегулятивные: целеполагание,
планировать пути достижения цели;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника;
V.Первичное усвоения новых знаний Ребята, а где мы можем узнать, что такое самообразование
Правильно, но мы давайте попробуем самостоятельно дать определение этого понятия
Прошу обратиться к материалам. Ознакомитесь с определениями понятия самообразования, которые дает философский словарь, толковый словарь Ушакова, Википедия.
Мы с вами выяснили, что такое самообразование. А для того, чтобы узнать
Узнать какие есть формы самообразования
Выяснить какое значение имеет самообразование для современного человека
Вы поработаете в группах
Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть, восстановить силы
Ответы ребят
Осмысливают структуру определения, выполняют задания.
 
Составляют определение и зачитывают
Записывают определение в тетрадь самообразование
Задания для групп
1 группа
Составьте на ватмане схему форм самообразования, расскажи о них.
Чем формы самообразования прошлого отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня, какие появились новые возможности
2 группа.
Составьте схему «Как получить нужную книгу»
Значение чтения для самообразования?
Способы получения необходимых книг. Какие из них ты считаешь наиболее доступными? Почему
3группа. Создайте информационный плакат о великих людях, которые добились успеха благодаря самообразованию, расскажите о них
Что дает человеку самообразование
4 группа. Выделите и запишите на плакате основные этапы самообразования и познакомьте с ними своих товарищей
ФизминуткаА теперь представители групп представляют свои проекты
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение. Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий
VI.Первичная проверка понимания. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Закрепление материала - решение теста
Самопроверка.
Ребята, прошу выставить оценки в лист самооценки за работу в группах и выполненное задание, выставить общую оценку за урок.
Тимофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием.
1.С кем из ребят можно согласиться?
2.Приведите аргументы ПРОТИВ другой точки зрения.
3. Если есть своя точка зрения, отличная от точек зрения Гены и Тимы, сформулируй её.
Закрепление материала, решение теста Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
VII. Этап рефлексии
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Скажите ребята, цели нашего урока были достигнуты?
Ребята, прошу вас открыть дневники и выставить себе оценку, которую вы заслужили в среднем за работу на уроке, а я проверю ваши материалы и тоже выставлю отметку, и на следующем уроке посмотрим, совпадут они или нет.
Прошу вас записать домашнее задание.
Познакомиться с понятием «самообразование»
Узнать какие есть формы самообразования
Выяснить какое значение имеет самообразование для современного человека
Рефлексия
Конверт недосказанных фраз:
Сегодня я узнал, чтобы добиться успеха в жизни человеку надо…..
Я захотел…………
Домашнее задание: всем п.7; в р/т №5
пообщаться с людьми старшего возраста и составить рассказ на тему «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь?» Познавательные: оценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;