Презентация по теории гармоничности цветосочетаний


Гармоничность сочетания цветов Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические:1) ахроматические – белый, черный и все серые;2) хроматические – все остальные. 1. Цветовой тон – качество цвета, когда этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами – это само название цвета.2. Светлота (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.3. Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее. 4. Насыщенность (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. 5. Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Локальный цвет — цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени. Качества локальности выражают предметность, материальность изображаемой формы Сочетания цветов имеют важную роль в создании композиций (открыток, картин, рекламных полосах). Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто "режут" глаз. Следует позаботиться о согласовании цвета и гармонии. Надо стремиться к созданию гармоничных созвучий, причем каждый цвет должен поддерживать соседние, контрастно увеличивая их насыщенность, светлоту или затемнённость. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Гармоничность сочетания цветов следует рассматривать как гармонию цветовых отношений, как набор комбинаций цветов с учетом таких важных параметров цветов как тон, светлота, насыщенность. Немаловажное значение имеет размеры и форма площадей, занимаемых сочетаемыми цветами. С точки зрения эстетики единственным способом оценить, насколько гармонично сочетаются друг с другом цветовые композиции, можно только визуально. Круг естественных цветов по ГетеДля определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами в круге представлены: треугольником СКЖ - первичные (основные) цвета, перевернутым треугольником ФОЗ - смешанные цвета первою порядка, а точками на окружности СЗ, СФ, КФ и т.д. - смешанные цвета второго порядка. контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;сочетание цветов, расположенных по углам основного либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора “цветовых аккордов” в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3 или ЖО и 3, или все вместе, или три из них). Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль. Белый цвет осветляет, делает “легче” любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. “Цветовой аккорд” воспринимается воздушным, спокойным. Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым. Немаловажное значение имеет фон композиции, о чем свидетельствуют следующие примеры:• серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;• на красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.• как правило, теплые тона обладают свойством “приближаться”, а холодные - “удаляться”. Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния 1 м, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях красные ближе, а серые дальше;• среди ахроматических светлые цвета воспринимаются приближающимися, а темные - удаляющимися. Иными словами под цветовой гармонией подразумевается цветовое равновесие: такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они, не кажутся чуждыми друг другу. Наиболее распространены следующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная и, как исключение, четырехцветная. В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции. Гармоническое сочетание цветовчетыре основные группы: 1. Однотонные гармонические сочетания цветов.«родительский» главный цвет (в нашем случае красный) и/или ахроматические цвета. 2. Гармонические сочетания родственных цветов 3. Гармонические сочетания родственно – контрастных цветов.     4. Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов  Большой интерес для художников, работающих в области декоративно - прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В.М.Шугаевым. гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) если в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность Основные принципы цветовой гармонии Адамс сформулировал следующим образом:1.        В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области; красный, желтый и синий.2.        Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного и через изменения в цвете.3.        Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм.4.        В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.5.        Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен» Спасибо за внимание