Роль поэзии времен Великой Отечественной войны в нравственном воспитании современного молодого человека


РОЛЬ ПОЭЗИИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
А.В. Сазонова
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский педагогический колледж»
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжет, греет и освещает.
Л.Н. Толстой
Проблема нравственного воспитания личности, всегда остро стоящая перед государством и обществом, в последние десятилетия приобрела особую актуальность. Это связано с противоречивостью, неустойчивостью, многообразием существующих ценностных ориентаций, которые окружают молодого человека. Зачастую под воздействием негативных процессов, протекающих в обществе, еще не сформировавшийся как личность подросток начинает вести себя асоциально, проявляет эгоизм, жестокость, грубость, вседозволенность. Но нельзя забывать слова В.А. Сухомлинского: «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» 4, с.192. В научении «делать хорошее», поступать нравственно заключается основная задача воспитания.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено понятию морали. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей руг с другом и общественным целы (коллективом, социальным классом, народом, обществом)» 1, с.293. Но каким образом возможно формирование норм и принципов морали?На наш взгляд, на современном этапе для работы в этом направлении важным является переосмысление исторического и культурного прошлого людей, что способствует созданию правильного вектора развития молодежи. И где, если не в литературе и искусстве, можно найти достойные для этой цели примеры?! Особую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играют произведения, посвященные подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда с наибольшей силой проявились лучшие качества, которыми только может обладать человек: сострадание, совестливость, самопожертвование, ответственность перед людьми, боевое мужество, чувство долга.
Как не волноваться, читая стихи, написанные в окопах, в траншеях, пробитые пулей и найденные на груди поэта-бойца после боя? Да, в них есть огонь, и «огонь этот жжет, греет и освещает». Художественное творчество по самой своей природе есть созидание, утверждение жизни, есть преодоление сковывающих силы человека обстоятельств и тяжелых, подчас трагических условий. 2, с.7
«Ведь тогда, – писал А. Сурков, – на всех фронтах Великой Отечественной войны – от Чёрного до Баренцева моря – среди защитников городов - героев, среди героических народных мстителей - партизан с оружием в руках или с карандашом и блокнотом фронтового журналиста шагали поэты по трудным дорогам войны вместе с героями и читателями своих произведений» 3. Поэзия тех лет сыграла исключительную роль во всенародной борьбе с врагом, она стала духовным оружием, укрепляла веру в победу. Поэты жили одной судьбой с народом: работали непосредственно на фронте – в армейских и фронтовых газетах (А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, С. Кирсанов, С. Щипачев), в жесточайших условиях блокады в осажденном Ленинграде (Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Инбер), были военными корреспондентами центральных газет (А. Жарков, С. Михалков и др.)
Ключевое место в лирике военных лет занимала тема Родины, сражающихся за нее людей, поэтому в ней всесторонне раскрываются чувства, переживания, думы простого солдата. Например, в стихотворении Константина Симонова «Родина» лирический герой вспоминает родной «клочок земли», как самое дорогое достояние, ради которого можно отдать жизнь:
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком. 2, с.237
Патриотическое чувство поэта питает обращение к историческому прошлому, к национальным традициям:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
(«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», К.М. Симонов) 2, с.232
В стихах молодых поэтов-фронтовиков звучит подлинная правда о судьбе и опыте своего поколения. В жесточайших условиях утверждаются общечеловеческие начала, война за правое дело рождает в сердце солдата мужество, верность, отвагу.
Но пусть и смерть – в огне, в дыму –
Бойца не устрашит,
И что положено кому –
Пусть каждый совершит
(«В лесу прифронтовом», М. Исаковский) 2, с.103
Поэзия о Великой Отечественной войне показывает необходимость нравственного выбора, помогает молодому человеку понять самого себя, заставляет искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.
Война - это и проверка способностей человека любить вечно и беззаветно. А именно такая любовь нужна была солдатам, каждый день идущим в кровавый бой, вера в то, что их ждут. Эти чувства нашли свое отражение в стихотворении К. Симонова, написанном в июле 1941 года, «Жди меня, и я вернусь»:
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. 2, с.236
Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть, воинский подвиг оказались неотделимыми друг от друга. Разве можно, читая подобные стихотворения, оставаться равнодушным к тем чувствами, которые испытывали люди, разлученные войной? Разве не это пример высокой степени нравственности в отношениях между мужчиной и женщиной?
Данные примеры – лишь малая часть стихотворений, посвященных теме Великой Отечественной войны. Каждое из них – памятник герою-освободителю – не может оставить никого равнодушным. Именно поэтому изучение подобных произведений помогает сформировать в сознании молодежи представления о добре и зле, должном и допустимом, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе нравственного выбора, к принятию ответственности за их результаты, является залогом развития высоконравственного, творческого гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Он становится наследником духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Литература
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М., 2002.
Лирика военных лет. Стихи советских поэтов (1941-1945)/ сост. В.А. Зайцева. – М., 1985.
Советская литература. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-9961.htm свободный /закрытый - Загл. с экрана.
Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1958.