Конспект урока русский язык Синонимы (2 класс)


Тема урока: Развитие речи. Синонимы.
Задачи урока:
Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;
Способствовать развитию УУД (определять тему урока, ставить задачи, анализировать свою деятельность, сравнивать, делать выводы, оценивать свою работу);
Активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;
Способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебники «Русский язык» С.В. Иванова для 2 класса.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. - Тема нашего урока «Слова-синонимы». Они же являются главным предметом нашего исследования.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
Узнаем, что такое синонимы.
Узнаем, для чего они нужны.
Будем учиться использовать их в речи.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
3. Каллиграфическая минутка: на доске запись «та бя ре»
- Уважаемые исследователи, для разминки вам загадка! Посмотрите на доску, что вы видите? (Слоги)
- Исследуйте слоги, записанные на доске:
-Чем они похожи? (состоят из 2 букв: согл. и глас.)
- Чем они отличаются? ( «та» имеет тв.согл.зв.,остальные слоги мяг. согл зв.)
(«та» - глух.согл. зв., остальные – звон.согл.зв.)
(«ре» - звон.непар.согл.,остальные-глугие согл.пар)
- Как вы думаете, для чего эти слоги записаны на доске? (Для тренировки правильного буквосоединения)
4. Словарная работа.
- Уважаемые исследователи русского языка! Глядя на данные слоги, составьте слово. (Ребята. Верно. Давайте проанализируем его: сколько слогов (почему?), какой ударный, какие опасные места встретились?
- Попробуйте подобрать проверочное слово.
- Написание этого слова надо запомнить, потому что звук И в этом слове обозначается буквой Е.
- Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (Ребята)
5. - А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Перед вами сочинение первоклассников. (Чтение учителем текста)
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
- О чем пишут первоклассники?
- А вы, ребята, какие любите зимние забавы?
- Да, для всех главное – здоровье! Зимние забавы укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и выносливыми. В тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая? Прочитайте его в парах шепотом, выскажите свое мнение.
- Кто готов, поднимите соединенные руки вверх.
(Слово «ребята» повторяется много раз)
-Можно ли это слово заменить другими словами?
- Замените: запишите новые слова в тетради.
- Прочитайте ваши варианты. (2 человека читают)
- По значению эти слова близки?
- На какой вопрос они отвечают?
- Кто догадался как называются такие слова? (синонимы)
- Прочитайте в учебнике что такое синонимы?
-Что в переводе с древнегреческого языка значит слово СИНОНИМ? ( одноименный)
Давайте впишем эти слова в текст. Прочитайте этот текст. Какой текст нравится больше?
6. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
– К какой части речи вы подбирали синонимы в этом тексте? (К имени сущ.)
– Вот интересно, можно ли подобрать синонимы к имени прилагательному и к глаголу?
-Запишем в тетради: кататься – ехать, реветь- плакать
- Подберите синоним. Запишем в тетради: веселые - радостные, сильные - крепкие.
- Сделаем вывод: к каким частям речи можно подобрать синонимы? (Синонимы можно подобрать и к именам сущ., и к именам прил., и к глаголам).
с 44 упр 2
- За окном зима, непредсказуемое время года… Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление по-разному можно назвать? Подберите синонимы.
- Так какие же синонимы вы подобрали? (ответы детей)
- Давайте уточним значение слов в учебнике с.44 упр.3 (чтение по 1 предлож.)
-Найдите, что такое метель? Придумайте предложение, запишем на доске 2 предл.
(С утра поднялась сильная метель. Яростная вьюга занесла все дома снегом. Страшный буран разыгрался в степи. Начинается снежная пурга.)
- Обведите синонимы простым карандашом в кружок. Слова метель, вьюга, пурга, буран – синонимы, так как имеют общее значение: ветер, вихрь со снегом.
10. Физкультминутка для глаз. Отдохнем. Закрыли глаза, тихонько открываем их. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза - ясные, чистые, весёлые. Глаза - зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.
Работа в группах. с. 45 упр. 4. Делаем вывод
11. Закрепление изученного.
- Итак, что же такое слова-синонимы?
(1- близкие по значению, 2 – отвечают на один и тот же вопрос)
- Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?
- Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)