Разработка урока русского языка на тему: Дательный падеж имён существительных.



Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема: «Дательный падеж».
Цель: познакомить с особенностями дательного падежа..
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять!
II.Актуализация знаний. Орфографическая минутка с взаимопроверкой.
-Прочитайте пословицу.
–Как вы её понимаете?
Грамоте учиться – всегда пригодится.
( В старину человека, умеющего читать и писать, называли грамотным. Если в старину его так называли, значит, нас с вами можно назвать грамотными людьми.)
-Давайте проверим, насколько вы грамотные.
-Проведём орфографическую минутку.
Ул..ца, расска.., п..сьмо, с..стра, луч(?), гн..здо
-Что объединяет все эти слова? (им.сущ-е)
-На какие группы можно их разделить?(по родам)
-Что такое имя сущ-е? –Как изменяются имена сущ-е?
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Плыл по реке, пришёл к бабушке, обрадовался другу.
- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже.)
- Сформулируйте тему урока и цель.
Заполнение таблицы:
Знаю
Хочу узнать
Узнал

Название падежа
Предлоги


Вспомогательное слово
Каким членом предложения бывает


Вопросы падежа
Как определить падеж имён сущ-х



IV. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
Упр.82 (с. 46).
Прочитайте словосочетания.
Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
Какие вопросы вы поставили?
К каким существительным поставили вопрос кому?, а к каким чему?
Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2.-Сделаем вывод:
-По каким признакам можно определить Дательный падеж имён сущ-х?

3.Работа в парах
Задание: Составьте и запишите словосочетания с существительными в Д.п., используя предлоги к,по (Проверка)
ползти, земля
ехать, шоссе
отойти, машине
бежать, речка
4. Упр. 83 (с. 46).
Прочитайте.
Из каких басен эти строки? («Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».)
Найдите имена существительные в дательном падеже. Как это сделать?
- Назовите алгоритм, как определить падеж им.сущ-го
Выполните письменные задания к упражнению.
Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
Назовите вопросы дательного падежа.
С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
-Каким членом предложения являются сущ-е в Д.п.?
5. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа с пословицей, которая была озвучена вначале урока: Грамоте учиться – вперёд пригодится.
-Определить падеж имени сущ-го. (грамоте-Д.п.)
2. Игра «Кто первый?»
Задание: выписать из ряда словосочетаний только те, где сущ-е стоят в Д.п.
Жить в Москве,
угощать земляникой,
подарить другу,
принести из магазина,
ехать по дороге,
пришёл с работы,
подошёл к девочке,
написать бабушке
Проверка.
VI. Рефлексия
Заполнение таблицы:
Знаю
Хочу узнать
Узнал

Название падежа
Предлоги
К,по

Вспомогательное слово
Каким членом предложения бывает
Второстепенным

Вопросы падежа
Как определить падеж имён сущ-х
По вопросу, по предлогу


Творческая работа: подписать конверт (отправитель –в Р.п., получатель – в Д.п.)
VII. Подведение итога урока
- Какие тайны открыл для вас дательный падеж?
-С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
-Какое задание вам понравилась на уроке?
- Какое-то задание вызвало затруднение?
- Кто легко справился со всеми заданиями?
VIII. Домашнее задание:
Упр. 84 (с. 47).,написать 2 пословицы с именами сущ-ми в Д.п.

15