Конспект урока русского языка на тему Дательный падеж имен существительных (3 класс ПНШ )

Долганова Людмила Александровна
МОУ « Разметелевская средняя общеобразовательная школа»

Русский язык. 3 класс.
Тема урока: Дательный падеж имён существительных.
УМК « Перспективная начальная школа», авторы: Р.Г. Чуракова
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: научить распознавать дательный падеж; познакомить с предлогами, употребляемыми с дательным падежом.
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать дательный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.
Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Все друг к другу повернитесь
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем!

Запишите число, классная работа
Личностные
Положительное отношение к урокам русского языка

Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
Чистописание
Отгадайте, какую букву я задумала?
Эта буква означает согласный, звонкий, парный, твердый, непарный звук.
Это буква ж. Проанализируйте написание этой буквы. Буквы на доске: у одной неправильный наклон, у другой – высота, у теретьей – ширина.
Прошу учесть эти замечания и записать букву правильно – показ.
Посмотрите, какое соединение у буквы ж в словах уж и еж. Верхнее.
Просклоняем эти слова. 1в – уж; 2 в – ёж
Слайд №2
1-вариант просклонять 2-вариант
Уж Ёж

Работа у доски (2 человека)
Золотые листья по ветру летят. (разобрать по членам предложения)
Жлтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева, сл..зать сметану, зар..дть руж..ё. ( определить падежи имен существительных)
слайд №3 – проверка
Орфографическая пятиминутка.
Игра «Знаю орфограммы» Слайд№4
Моро..
П..льто
Тра..вай
М..тель
Сстье
Лес..ница
Ч..тыре
Со..нце
Ил..я
Ван..а
Ш..ссе
- Запишите пропущенные орфограммы в строчку, прочитайте слово
Замечательно
-Это оценка вашей предыдущей работы.
- Слова какой части речи записаны?
Слайд№5
Имя существительное
Обозначает имеет изменяется
Предмет род по числам
по падежам
- В каком падеже стоят имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
Слайд №6
Это интересно!

Россия – 6 падежей
Эстония – 14 падежей
Финляндия – 15 падежей
Венгрия – 22 падежа
Германия – 4 падежа
Познавательные:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного.
Личностные УУД.
Самоопределение и смыслообразование


Постановка учебной задачи
Вспомним, что мы уже знаем о Д.п. (Вопросы: кому? Чему?)
Что хотим узнать о Д.п.? (какие предлоги, каким членом предложения бывают существительные в Д.п.)
Чему хотим научиться? (находить в предложении существительные в Д.п.)
Значит, какие задачи у нас будут на уроке?
(перечитывают). Какую задачу не назвали? (проверить ,чему мы научились)
На дочке появляется запись (все, кроме «унал»)
Знаю/ Хочу знать/ хочу научиться/ узнал
Кому? Предлоги распознавать д.п. к.по
Чему? Член
Предложения второстепенный

Регулятивные
Определять цель учебной деятельности самостоятельно
Познавательные УУД (общеучебные):
Умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

Открытие нового знания
Подробное знакомство с формой дательного падежа дети начинают с чтения плаката Летучей Мыши.
Заполняют таблицу на доске
Что из правила мы узнали?
С какими предлогами могут употребляться существительные в Д.п.? (к. по)
Каким членом предложения бывают? (Второстепенным)
Понавательные
Понимать информацию представленную в виде текста;
Коммуникативные
Выскаывать свое мнение при обсуждении задания

Первичное закрепление
Упражнение 65. Цель упражнения – научить распознавать в тексте существительные в дательном падеже, а также научить задавать к ним как падежные, так и смысловые вопросы. Мы учимся задвать падежные вопросы, так как именно они помогают правильно распознать падеж.
Коммуникативные
Высказывать свое мнение при обсуждении задания
Познавательные УУД
(логические): подведение под правило

Физминутка: (проводит желающий)
Под музыку.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работа в паре.
От дуба. По тропинке.
На дорожке до дороги.
По небу. Из дома
Вокруг леса над лесом
К бабушке по ягоды
У окна

Задание: выбрать существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.
Самопроверка по образцу на доске. Самооценка.
Какие предлоги помогли определить дательный падеж?
Упражнение 48 (слабым) Взаимопроверка
Цель: учить образовывать форму дательного падежа.
Упражнение 49 (сильным) Взаимопроверка
Цель: учить распознавать дательный падеж
Регулятивные
Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки: самоконтроль процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
Сотрудничать с товарищами рпи выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Включение знаний в систему
Игра « Телеграмма»
( у некоторых уч-ся на партах «телеграммы»)
- прочитайте строки из известных вам произведений, найдите словосочетание с существительным в дательном падеже)
- уж сколько раз твердили миру
- вороне где-то бог послал кусочек сыру
- плутовка к дереву подходит..
- к муравью ползет она..
- по улицам слона водили
Познавательные
Применять базовые знания для решения конкретной проблемы

Рефлексия
Оценить себя на полях
! – мне все понятно
?! – я сомневаюсь
? – мне трудно


Домашнее задание







15