Цикл классных часов по избирательному праву


Аннотация
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека.
Целью данного комплекса мероприятий является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, делам, готовность к активному участию в жизни общества.
Данный комплекс внеклассных мероприятий можно провести как в один день, так и в разное время, по усмотрению учителя.
Внеклассные мероприятия рассчитаны для учащихся 7-12 лет (1-6 классы). Данные сценарии внеклассных мероприятий помогут учителям начальных классов и классным руководителям быстро и качественно провести классные часы. Сценарии мероприятий разработаны таким образом, чтобы учащиеся смогли постепенно прийти к понятиям «выборы» и «избирательное право». Первое мероприятие «Мы – граждане России» имеет следующие цели: формировать представление о государственных символах; формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином. Способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к своей стране, её законам, символам.
Второе мероприятие «Мы- будущие избиратели» знакомит учащихся с понятием выборы, избиратели. Способствует формированию у учащихся представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства. Способствует формированию активной гражданской позиции, патриотизма, гордости за свою Родину.
Третье мероприятие «Мы идём на выборы» имеет следующие цели: формировать представление о том, как проходят выборы; формировать представление о важности участия на выборах. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности за себя и близких.
Патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения чувства патриотизма, любви к Родине, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей; воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Сценарий классного часа «Мы – граждане России»
Цели: 1. Формировать представление о государственных символах.
2. Формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином.
3. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, её законам, символам.
Подготовительная работа: учащимся даётся заранее задание нарисовать рисунки на тему «Моя Родина».
Оборудование: Государственный герб России, Государственный флаг России, аудиозапись Государственного гимна России, пословицы, рисунки учащихся.
Ход классного часа:
-Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Мы о символах России
Речь сегодня поведем.
Сегодня мы с вами поговорим о государственных символах нашей страны.
Как называется наша страна? (Россия.)
(Учитель читает стихотворение)
-Россия… Как из песни слов,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
-Что вы представили мысленно, пока я читала эти строки? (Ответы детей).
-Очень часто народ своё отношение к Родине выражает в пословицах. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(на доске пословицы)
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей её защищать.
(Ответы учащихся)
-Послушайте стихотворение С.Васильева и подумайте над вопросом, который задаёт автор в стихотворении «Что мы Родиной зовём?
(читает ученик)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
-Ребята, скажите, что же такое Родина? (Ответы детей: это наша страна; наше село; наш дом).
-Назовите столицу нашего государства. (Москва)
-Как называется главная площадь нашей страны. (Красная площадь).
Давайте выясним, что же такое символ? (Отличительный знак. Условный знак).Что является символами нашего государства? (Герб, флаг, гимн).
-Что такое герб? (Эмблема государства).
-Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». Что общего между «гербом» и «наследством»? Герб – это отличительный знак, который может принадлежать городу, государству.
Давайте рассмотрим, что изображено на Государственном гербе России.
-На Государственном гербе России изображён двуглавый орёл на красном фоне. Над головами орла- три короны. В правой лапе орла –скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом). На груди орла – щит, а на щите изображён всадник. Он копьём пронзил страшного, громадного дракона. Всадник – русский святой Георгий Победоносец, который побеждает врагов Российского государства.
-Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях).
-Посмотрите внимательно на российский флаг. Какие цвета вы на нём видите? (белый, синий, красный).
Где можно увидеть флаги? (На зданиях, На улицах, во время больших праздников).
-Флаги появились в глубокой древности. Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии, и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский.

Российский флаг состоит из полос трех цветов. Белый цвет означает чистоту и мир, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость, отвагу ,
мужество.
Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к её флагу –ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность.
-Ребята, А что же такое гимн? (Музыка. Торжественная песня.)-Что означает слово «гимн»? Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны – торжественные похвальные песни в честь богов или героев. Из греческого языка слово «гимн» перешло во многие языки мира. Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства.
-Как нужно слушать гимн своей страны? (Стоя).
-В каких случаях он звучит? (На соревнованиях. В новогоднюю ночь.)-Послушаем гимн России.
(Звучит гимн. Все встают ).
- На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз. Как мы бываем счастливы и горды, когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали на международных соревнованиях и бело-сине-красный российский флаг радостно взмывает вверх под торжественные звуки российского гимна!
Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.
- Ребята, мы живём в России. И мы являемся гражданами России. Что значит быть гражданином? (Ответы учащихся).
-Быть гражданином –значит, исполнять Законы своей страны, любить и уважать её, быть готовым защитить свою страну.
-Мы с ребятами нарисовали рисунки на тему «Моя Родина». А сейчас, ребята, ваша очередь познакомить нас со своими рисунками.
(Выступление учащихся. )-Ребята, что больше всего повторяется на этих рисунках? Как вы думаете, почему? (Потому что, это наша большая страна. Родина).(Учащиеся читают стихотворения)
1 ученик: Если скажут слово «родина».
Сразу в памяти встаёт
Старый дом. В саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзки –скромница
И ромашковый бугор….
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
2 ученик: В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!
3 ученик: Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
 
4 ученик: В этот день вокруг красиво:
Всюду флаги и цветы.
День России! День России!
Нарядились я и ты.
 
Почему?
Да праздник это!
Отдыхает вся страна!
В этот день в начале лета –
именинница она!
5 ученик: Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
куст сирени за окошком
и на щёчке родинка –
это тоже Родина.
6 ученик: Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
7 ученик: На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
8 ученик: И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь! 
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь! 
Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!
- Помните, ребята, «Родина любимая, что мать родимая!» Её мы должны беречь, ею мы должны гордиться. Именно родине человек посвящает свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
А сейчас все вместе споём песню «С чего начинается родина…»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина…
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где – то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина…
Сценарий классного часа на тему «Мы- будущие избиратели»
Цели: 1. Формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином; о главе государства.
2. Формировать у учащихся понятия выборы, избиратели.
3. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину.
Оборудование: аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского, муз. В. Баснера), записи на доске:– право на жизнь;
-право на свободу и личную неприкосновенность;
-право на личную и семейную тайну;
-право на защиту своей чести и доброго имени;
- право на свободный труд;
-право на образование;
-право на отдых;
Ход классного часа:
-Здравствуйте, ребята. Наш классный час я хочу начать с прослушивания песни «С чего начинается Родина?»
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» на слова М. Матусовского и муз. В. Баснера). -Ребята, скажите, а для вас, что означает слово Родина?
Ответы детей:
(- У каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом , где он родился. Это называется малой Родиной.
-А наш маленький уголок –это наше село. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги.) -Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина-это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
(Заранее подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения)
1 ученик:
Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,
 
2 ученик:
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса.
 
3 ученик:
Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны!..
 
4 ученик:
Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.
 
5 ученик:
Во всей в тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
-У каждого из нас есть свой дом, семья. Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется? (Страна.)
-Как называется наша страна? (Россия.)
- А мы с вами являемся гражданами России. Что значит быть гражданином? Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства. Все граждане России имеют равные права и обязанности.
-Какие же у нас есть права?
-Важнейшие из них:
– право на жизнь;
-право на свободу и личную неприкосновенность;
-право на личную и семейную тайну;
-право на защиту своей чести и доброго имени;
- право на свободный труд;
-право на образование;
-право на отдых;
-право на имущество и многие другие.
-А еще одно право, которое имеют граждане России – это право участвовать в управлении страной. Вы уже знаете, что ваши родители ходят на выборы.
Кого же они выбирают? (Президента страны, депутатов.)
-Ребята, а кто же такой президент? (Глава нашего государства.)
-Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.)
-Как вы думаете, каким должен быть президент? (Умным, честным, справедливым, строгим, смелым, мужественным, порядочным, должен любить нашу Родину и т.д.)Как вы считаете, трудно быть президентом? (Да, потому что надо за всеми следить. Надо успевать помочь всем. Президенту трудно, потому что он должен делать так, чтобы нам жилось хорошо.)- Ребята, давайте на минуточку представим, что вы- президент. Что бы вы сделали для страны?(Ответы детей: Увеличил бы зарплату, отменил бы уроки, платил бы деньги за пятерки, сделал бы длинными перемены в школе, вылечил бы всех больных и т.д.)- Граждане России выбирают главу государства и представителей органов власти. Право быть избранным на государственный пост имеет право любой гражданин нашей страны. Стать народным избранником не только почётно, но и очень ответственно. Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. Он клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.
- А можем ли мы с вами пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? (Нет, мы еще маленькие. Нам нельзя ещё выбирать.)- Совершенно верно, ребята. Участвовать в выборах граждане России имеют право, когда исполнится 18 лет. Когда вы станете взрослыми, то есть исполнится 18 лет, вы тоже сможете участвовать в выборах.
-Вы будете ходить на выборы? (Да.)
-Правильно, ребята. Обязательно нужно участвовать в судьбе своей страны. Нам дается право выбирать, и мы должны использовать это право. Мы сами должны выбирать будущее своей страны. От нашего выбора зависит будущая наша жизнь.
- Мы с вами говорили о правах. Но пользоваться правами, не имея никаких обязанностей, просто невозможно! Одна из важных обязанностей граждан нашей страны- забота о сохранении природы. Так же каждый гражданин своей страны обязан защищать свою страну, платить налоги, установленные законом.
Сценарий классного часа на тему «Мы идём на выборы»
Цели: 1. Формировать представление о том, как проходят выборы.
2. Формировать представление о важности участия на выборах.
3. Воспитывать чувство ответственности за себя и за близких.
Оборудование: бюллетени, ящик для голосования
Действующие лица: Кощей, Баба-Яга, Иван-царевич, члены избирательной комиссии.
Ход классного часа:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас ответственное мероприятие. Мы с вами должны пойти на выборы и избрать президента нашей Сказочной страны.
Но давайте по порядку. Перед тем, как мы пойдем на выборы, к нам придут гости. Это не простые гости, а кандидаты в президенты. Они познакомят нас со своими предвыборными программами. Давайте их встретим.
(входят заранее подготовленные ребята в костюмах: Кощей, Баба-Яга, Иван-царевич)Кощей: - Если я стану президентом, я буду каждый день выбирать по одному человеку из вас и буду отправлять за тридевять земель на поиски драгоценностей. А потом буду превращать вас в камни. Ха! Ха!
Баба-Яга: - Я буду каждый день жарить на обед по одному человеку. А женщины будут у меня работать день и ночь. А за это не получать ничего.
Иван-царевич: - Я построю школы, детские сады, больницы. Все смогут учиться и лечиться бесплатно. Я буду вас защищать.
- Вот мы с вами послушали наших кандидатов. Они много чего нам пообещали. Ваша задача – выбрать наиболее достойного среди них. Кому вы больше всего доверяете. Кто вас больше всех убедил. Вы должны сами решить, за кого будете голосовать на выборах. Помните, от вашего выбора будет зависеть, как вы будете жить дальше. Какая жизнь будет в Сказочной стране.
Итак, настал день выборов. Вы пришли на избирательный участок. Избирательный участок – это место, где проходят выборы. А люди, которые здесь работают, называются членами избирательной комиссии. Они отвечают за проведение и итог выборов. Здесь вам нужно получить бюллетень.
Что же такое – бюллетень.
Бюллетень для голосования (избирательный бюллетень) – избирательный документ (бланк) утвержденной формы, содержащий информацию о кандидатах на выборах. Бюллетень выдается избирателям на участке в день голосования и является свидетельством их волеизъявления. Основываясь на данных, указанных в бюллетенях, избирательная комиссия подводит итоги голосования. При подсчете голосов учитываются только действительные бюллетени.Недействительный бюллетень
Недействительными признаются следующие бюллетени для голосования:
пустой бюллетень – избирательный бюллетень, не содержащий отметок в квадратах справа от сведений о кандидатах;
бюллетень, содержащий более одной отметки в квадратах справа от сведений о кандидатах;
бюллетень для голосования, содержащий пометки и записи, благодаря которым может быть установлена личность голосующего, что нарушает тайну голосования.
Недействительные бюллетени не учитываются при подсчете голосов.Испорченный бюллетень
В юридическом смысле «недействительный» и «испорченный» избирательный бюллетень – разные понятия. Недействительным признается испорченный бюллетень, опущенный в урну для голосования. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он может обратиться к члену избирательной комиссии и обменять испорченный избирательный бюллетень на новый.
- На этом бюллетене (показывает бюллетень) имеется список наших кандидатов в президенты.
На против каждого имени есть квадратик. Вы должны поставить галочку в тот квадратик, на против имени того кандидата, которого вы выбираете. После этого бюллетень нужно опустить в урну для голосования. Сейчас мы это с вами сделаем. (Идёт голосование)
-Когда наступит время закрытия избирательного участка, наши члены избирательной комиссии начнут подсчет голосов. Сейчас избирательная комиссия произведет подсчет голосов. А потом нам сообщат итоги.
(Избирательная комиссия подводит итоги).
- Ребята, вам понравилось мероприятие?
- Что вы узнали нового?
-Нужно или нет ходить на выборы?
- Обязательно нужно участвовать в судьбе своей страны. Нам дается право выбирать, и мы должны использовать это право. Мы сами должны выбирать будущее своей страны. От нашего выбора зависит будущая наша жизнь.
Приложение 1
Выборы президента Сказочной страны
Кощей
Баба Яга
Иван Царевич