ПРОЕКТ Информационный вестник «Путешествие юного гражданина» (творческие работы учащихся на тему права и морали)


ПРОЕКТ
Информационный вестник «Путешествие юного гражданина»
Выпуск № 2. Проектная работа учащихся гимназии
Составители: Афонькина Оксана, 11 «Д» класс, научное общество историков
Миронова Анна, 11 «Г» класс, творческая мастерская «Русь»
Кузовкина Мария, 11 «Г» класс, творческая мастерская «Русь»
Батаров Иван, 11 «Д» класс, научное общество историков
Меркулова С.Л., учитель истории, заместитель директора
Сухарев Н.А., кандидат педагогических наук, преподаватель ТГУ
Вестник подготовлен по материалам учащихся 5 – 11 классов
Тольятти
Гуманитарное знание многолико и разнообразно. Поэтому на уроках истории, обществознания, основ жизненного самоопределения рассматриваются нравственные проблемы, важнейшие из которых – вера, любовь, страх, свобода, добро и зло – именно то, что формирует сложный и многогранный мир, философствует, творит, любит, боится, верит, тянется к свободе. Образ человека складывается именно из этих состояний души.
Данный проект призван помочь школьникам осмыслить место и роль государства и права в жизни общества в целом и в жизни каждого отдельного человека, задуматься о себе, об окружающих, о человеке, мобилизовать собственный жизненный опыт. Процесс работы над проектом превращается в проект усвоения ценностей, сознательно принимаемых учащимися.
Вестник «Путешествие юного гражданина» включает в себя не только выдержки из документов, притчи, яркие фрагменты из древних сказаний, но и творческие работы учащихся на тему права и морали, добра и зла, гуманности и жестокости, совести.
Человеку свойственно мыслить. Как правило, гораздо сложнее заставить себя не думать, нежели думать. Другое дело, что мышление по правилам требует и знаний, и навыков, и наблюдений.
Если читатель, ознакомившись с этим вестником, обретет вкус к правильным, разумным наблюдениям над окружающим миром, если он поймет, что выводы из наблюдаемого необходимо строить по специальным законам, если ему приоткроется – хотя бы отчасти – эстетика мышления, если он испытает – пусть лишь на мгновение – удивление возможностям человеческого сознания, - авторы будут считать, что поработали не напрасно.

УКАЗ ЦАРЯ
ВСЕМ!
ВСЕМ!
ВСЕМ!
Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет!
Итак, в путь!
Мы на волшебном корабле Там люди гордые живут
Плывем по морю к той стране, И справедливость вечно чтут,
Где царство Мира и Добра, Мы в гости к ним приглашены,
Гуманность где и Красота. Спешить в Страну скорей должны

СОДЕРЖАНИЕ
РУБРИКИ:
Обратись к своей душе
Путешествие в страну Добра
Доброта сказки с добрым концом
В мире мудрых мыслей
Подумай, реши!
Словарик юного гражданина
Прочтите и подумайте
Испытания на дороге к кладу мудрости
Знакомство
Панорама
Хроника
Творческая мастерская
Возможно быть другим
Образование души
Мнение и факт
Размышления авторов
Поэтическая страничка
Пожелания
Вежливый мир
Философская мораль

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
Крамаренко Александра, 11 «Д» класс
ВЕСНА
Настала весна.
Цветет вся страна.
Птицы поют,
Гостей с юга ждут.
Солнцем земля согрета
Скоро придет лето!
МЕЧТА
Какое серое небо!
Хочу туда, где я не был.
Там я буду летать, летать,
Нектар с цветов собирать.
СТРАНА ГРЕЗ
Всю жизнь иди одной тропой
Только вперед и песни пой.
Пусть ровным твой будет шаг,
И не возникнет на дороге враг.
Пусть дружба согревает кровь,
А рядом шествует любовь.
Пусть буря чувств в душе играет,
Прекрасная муза Искусств
На подвиг тебя вдохновляет.
Пусть жизнь пройдет в труде,
И предстанешь ты на страшном суде.
Пусть бог убережет тебя от слез,
И отправишься ты в Страну Грез
Пусть там исполнятся твои мечты,
И будешь счастлив Ты!
ЗВЕЗДНЫЙ БЕС
Фары машин, словно глаза,
Глядят на мир,
В них застыла слеза.
Близок ночной пир
Горящих окон.
Проникает фонарный свет
Сквозь мглы темный локон.
Блестят силуэты планет
На черном бархате небес
Сидит огромный Звездный Бес.
Великолепный жемчуг он принес.
Эти сокровища сторожит Большой Пес.
Вечный мир и покой в вышине
Звезды берегут
Спит спокойно Земля в вышине, лишь секунды бегут
Мгновенья летят,
Отдохнуть не хотят.
ПОЖЕЛАНИЯ
Ученики 11 «В» класса
ГИМНАЗИСТУ
Мой милый друг,
Мой гимназист,
Учись пока не поздно,
Ученье – это путь в весь мир
Я это знаю точно.
Не будешь ты сейчас учить
Закроются все двери
Пойдешь ты дворником мести
Иль продавать в буфете,
Но можно это изменить
Учись пока не поздно
Ученье – это путь в весь мир
Я знаю это точно!
БУДУЩИЙ ШАГ
Аттестаты должны быть хорошими!
И пригодные и ненарочные,
И учитесь ребята прилежнее,
Чтоб попали в «Будущий шаг»!
Чтобы в школе вы не прогуливали
Ведь и в жизни всегда будет так!
И поверь, гимназист, школа - Родина!
Не прими ты ее за пустяк!

Морозова Алена, 11 «В»
ДИРЕКТОРУ
Предлагаем ввести конкурсный отбор преподавателей, в основе которого будут заложены принципы:
Добра, Справедливости, Гуманности;
Знания своего предмета;
Навыки художника;
А также ввести:
Правила поведения учителя на уроке;
Штраф за превышение скорости в рекреациях;
Суд чести за оскорбление личности;
Кроме этого:
Смастерить силами юношей скамейки отдыха в рекреациях, чтобы не падать на перемене от тяжелых сумок;
Повесить светящееся табло над дверями учебных кабинетов, чтобы посетители знали, когда можно входить, а когда следует подождать.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
Назарова Светлана, 5 «А» класс
ОЗАРЕНИЕ
Стихи я пишу не как поэт,
Стихи я пишу не как прозаик,
Стихи я пишу, когда легко на душе,
Когда сердце как солнце сияет!
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Не будь уныла и строга,
А будь сама собой
Ведь рядом мы, твои друзья,
А главное семья!
БЕРЕГИ СЕБЯ

Не расстраивай ты маму,
Не расстраивай себя,
Не расстраивай другого,
Тех, кто смотрит на тебя.
СОВЕРШЕНСТВО
Будь красива и умна,
Терпелива и добра,
Будь гуманна и тепла,
Чтобы совесть не спала,
Обратись к своей душе
Она плачет по тебе!
ПАМЯТНИК
Я памятник воздвиг
Тому, кто это заслужил.
Не жалко денег мне и сил
И только потому,
Что все они любили этот мир
И жизнь свою отдали,
За тебя, мой милый друг,
Чтоб ты дерзал, творил,
Чтоб ты и плакал и любил,
И счастье людям приносил!

Цемежевская Станислава ВЕЖЛИВЫЙ МИР
11 «Д» класс Есть старое безумие, оно называется Добро и Зло.
Ницше
Если мир повернулся не тем боком, как вам хотелось, вы ему благодарны. Мир повернулся как – то по - другому – поймите его обстоятельства и будьте благодарны просто за то, что он есть.
Есть ли у вас в этом мире права? – Да, есть. Вы имеете право на предпочтения, то есть право на постоянную радость всегда – и большую радость в некоторых случаях.
Чего в мире нет.
Когда я иду по дороге и встречаю большую лужу или грязь без края, я почему-то всегда верю, что через эту грязь где – то должен быть нормальный проход. Я не разрешаю природе быть грязной до конца. Мы верим, что в мире есть Добро. Есть Истина. Есть Красота. И мы кидаем это в мир, хорошее для нас считая Добром, подтверждение своих мыслей, принимая за Истину, а приятное нашим глазам – за Красоту. Мы обманываемся, потому что нам это так нужно! Нам холодно жить в мире, где всего этого нет. А в мире этого нет.
В мире нет ни добра, ни истины, ни красоты.
Но я не принимаю этого. Человек не принимает этого! И человек ищет это в мире, приписывает это миру, сокрушаясь каждый раз, когда мир упирается и обнаруживает Другое – реальность.
Здесь как в межличностных отношениях: тот, кто никак не может принять то, что люди, в том числе самые родные, любимые и близкие, бывают злыми, тупыми, нечестными и неблагодарными, каждый раз удивляется, обнаружив это, - и страдает. Сам напридумал – сам и напоролся. МИР НЕ ДОБР. МИР НЕ ЗОЛ. МИР ПРОСТО ЕСТЬ. Но как тогда, в ТАКОМ мире – быть счастливым?
ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ
НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
Прежде всего нужно воспитывать в себе внимательное отношение к людям. Без этого человек на каждом шагу ставит в неловкое положение и себя, и других. Гармоничное общение возможно только в том случае, если каждый человек будет считаться с окружающими, а не говорить и делать то, что ему придет в голову.
В обществе надо держаться непринужденно. А для этого надо иметь хорошее общее развитие. Некоторые на людях просто теряются, не знают, что им делать, как себя вести. Надо стараться побольше читать, посещать театры, быть в курсе самых интересных событий. Это поможет в любой ситуации быть на высоте, всегда находить тему для разговора, а ситуации с книжными героями помогут разобраться в твоих собственных проблемах.
Надо запомнить очень важное правило – никогда не злословь о других, не повторяй сплетен, иначе говоря не оберешься – твои слова уже на третьем человеке обретут совершенно другой смысл, да и вообще – сплетни- это одно из самых низких понятий, и надо постараться сделать так, чтобы эта низость нас не коснулась и мы сами до нее не опустились.
Если вы любите пошутить, то старайтесь это делать так, чтобы не задеть самолюбия присутствующих, не причинять никому боли неудачной шуткой или высказыванием. Человек не виноват в том, что он толст, худ, слишком близорук или имеет кривые ноги.
Хорошее поведение – не показная наружная оболочка, а выражение внутренней сущности человека, который уважает других, так как относиться с уважением к себе. Кто не уважает и не ценит себя, не должен ждать уважения от окружающих. Утратив чувство собственного достоинства, человек перестает уважать и других людей.
Вы общаетесь со многими людьми. Все они разные по возрасту, характеру, положению. Умение жить среди людей и для людей требует прежде всего живого и доброго внимания к ним, большого уважения к человеческой личности. Учитывайте интересы окружающих и считайтесь с ними.
Вы наверное слышали такую известную пословицу о том, что ничто не стоит нам так дешего и не ценится так дорого, как вежливость. Запомните, как бы вы не относились к тому или иному человеку, это не освобождает вас от обязанности быть вежливыми по отношению к нему.
Вежливый человек никогда не забудет:
первым произнести доброе слово «здравствуйте»;
любую просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»;
за всякое внимание и оказанную ему услугу поблагодарит и ответить тем же;
если сам случайно побеспокоит или причинит кому – нибудь неудобство, обязательно скажет «извините, пожалуйста».
Вежливому культурному человеку присуща тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним.
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Анисимова Дарья, 11 «Г»
Глаза мера, душа вера, совесть порока;
У него совесть, что розвальни, садись и катись;
У него совесть, что дырявое решето;
Чего стыдится, того боится;
У него стыда, как волос на камне;
Друг познается в беде;
Старый друг лучше новых двух;
Дружба – дружбой, а служба – службой;
С кем поведешься , от того и наберешься;
Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа;
Вспыльчивый нрав не бывает лукав;
Чего в другом не любишь, того и сам не делай;
Береги одежду снову, а здоровье и честь – смолоду;
Сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай;
В согласном стаде волк не страшен;
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись;
Доброе братство милее богатства;
Кто друг прямой, тот друг родной;
Русский человек любит авось. Русский на авось и взрос;
В каком народе живешь, того и обычья держись;
За морем теплее, а у нас светлее;
Встречай не с лестью, а с честью;
Словами, что листьем, стелет, а делами, что иглами, колет;
Скажешь - не воротишь, напишешь – не сотрешь;
РАЗМЫШЛЕНИЯ АВТОРОВ,
предназначенные как читателю, так и самим себе
Иногда говорят, что философия – не школьная наука. Ее – де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность – лучшее время для начала. Детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых. Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. Но и здесь его союзник – философия.
Опыт показывает, что удачные методы снимают проблему, когда говорят, что слишком рано приобщать детей к философии. В США есть даже Институт по развитию философии для детей с филиалами в 20 странах, который рекомендует вводить уроки философии с 6 лет и разрабатывает методику для детских садов.
Вспомним, наконец, историю. В платоновских диалогах слушают мудрецов и вступают с ними в спор совсем юные существа. Так, наверное, и в самом деле было в Академии Платона. Беркли сделал свое открытие еще студентом. Программа немецкого идеализма была сформулирована вчерашними школьниками, «зелеными тюбенгемскими студентами, и почти в таком же виде осуществлена ими, но уже зрелыми мыслителями. Шеллинг становится магистром философии в 17 лет. Гегель читает, и не без успеха, свою головоломную философию нюрнбергским гимназистам. Ницше становится уважаемым профессором в 24 года. Конечно, это скорее исключения, чем правило. Но они говорят, что для страха перед философией нет оснований: дети умеют философствовать, философы умеют учить детей, а иногда даже сами чему – то у них учатся.
Даже если вы не увлекаетесь философией,
вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие;
поймете, как важно слушать собеседников, сносить их «иканомыслие»;
формулировать и выражать свои идеи, стремясь не только к самовыражению, сколько к пониманию;
освоите трудное искусство бесполезно вступать в контакт с сообществом или индивидуумом, обладающим другим, непривычным способом мышления, другой психологией и системой ценностей;
обретете способность не бояться авторитетов, но уважать их, развив в себе чутье к «высшему»;
поймете, что в мире есть тайны, превосходящие возможности нашего разума, о которых тем не менее можно мыслить, не жертвуя достоинством, ясностью и чесностью интеллекта.
Представим себе, что, путешествуя во времени, мы встретили человека той эпохи, который, как это нередко бывает во времена больших перемен, сетует на порчу нравов. «Раньше, сказал бы он нам, - знание сообщали боги, а теперь они молчат и люди сами ищут мудрость. Раньше тайны знания хранили жрецы, а теперь его носителями становятся люди разных сословий и о нем спорят, как о ценах на базаре. Если раньше добро, справедливость и благочестие вели друг друга за собой, то теперь умные и много знающие люди могут в то же время быть злыми и нечестивыми. Если раньше купцы считали, а мудрецы пророчествовали, то теперь все смешалось и мудрецы пытаются исчислить мир мерой и пропорцией, а ремесленники и купцы вместо богов предписывают миру законы».
Что же было на самом деле? Историки полагают, что в это время происходила настоящая культурная революция.
Итак, стоит задуматься над смыслом слова «философия». Человека больших знаний и ума называли в те времена обычно «софос», то есть мудрец, человек, обладающий «софией» - мудростью. «Философия» же буквально значит «любовь к мудрости». (В России еще в Х1Х веке вместо слова «философ»употреблялось слово «любомудр», но затем греческое заимствование вытеснило мало соответствующий духу русского языка и потому неуклюжий буквальный перевод.) Создатели философии скромно называли себя любителями мудрости, поскольку они острее осознали дистанцию между бытием и человеческим рассудком. Мудростью – решили они обладают боги, и если они не дарят ее людям по своему желанию, тем следует начинать самим, и притом начинать сначала.
Теперь попробуйте выполнить задания, которые подразумевают попытку самостоятельного подхода к проблеме. Однако следует учесть, что философия не знает окончательных решений. Главный результат:
правильная реакция на смысл проблемы, степень изобретательности при ее исследовании;
способность давать разные варианты решения и обосновывать и обосновывать саму возможность того, что эти варианты имеют право на существование;
старайтесь выработать не столько единое решение, сколько умение различать правильное суждение (логичное и основанное на фактах) и суждение неправильное, такими качествами не обладающее.
Задания
В Дельфах – наиболее значительном религиозном центре Греции – на одном из храмов было начертано: «Познай самого себя». Вы захотели откликнуться на этот призыв. Ваши первые шаги?
Греки любили изречения Семи мудрецов. Одно из высказываний гласило: «Ничего сверх Меры». Истолкуйте этот афоризм, представив, что он принадлежит: а) физику, б) политику, в) художнику, г) «среднему» гражданину, д) философу.
Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Обоснуйте ваше согласие или несогласие.
Платон говорил, что начало философии – удивление. Объясните эту фразу.
Кант сказал, что «прекрасное – символ доброго». Попробуйте истолковать этот тезис.
Кант сформулировал три основных вопроса философии: 1.Что я могу знать? 2.Что я должен делать? 3. На что я вправе надеяться? Сводным вопросом он считал следующий: Что такое человек? Какие философские дисциплины отвечают на эти вопросы?
Старая загадка гласит: «Может ли всемогущий Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Уже создал. Этот «камень» - человек с его свободой». В чем хитрость загадки?
Попробуйте найти в художественной литературе «философскую притчу или вспомнить ту, которая вам понравилась, или придумайте ее сами.
На острове Самос есть памятник Пифагору. На постаменте стоит катет и гипотенуза, вместо второго катета – сам философ, тянущийся к гипотенузе и замыкающий этим движением треугольник. Что по вашему мнению хотел сказать скульптор?
Вспомните Кириллова из «Бесов», которого «съела идея». Прочтите внимательно соответствующие фрагменты романа Достоевского и попробуйте найти в «безумии» Кириллова «свою систему».
«Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Объясните это высказывание Канта.
Кьеркегор в книге «Или – или» рассказывает следующую притчу: «В одном театре начался пожар. За кулисами. Вышел клоун, чтобы объявить об этом публике. Все подумали, что это шутка, и стали аплодировать. Он повторил – аплодисменты громче. Я думаю, что мир погибнет под всеобщие аплодисменты». Может ли оказаться философия в положении этого клоуна?
ФИЛОСОФСКАЯ МОРАЛЬ
ДОБРО
Моральный опыт человечества обнаружил, что добро не выводимо из природы, будь то природа человека или внешнего мира. Следовательно, чтобы обосновать возможность добра, нужно выйти за пределы природы. Отсюда – необходимость философии.
Вот основные проблемы, которые приходится решать моральной философии.
Чем отличается доброе от природного, приятного, полезного
Почему добро часто оказывается неестественным, нелогичным, неудобным?
Отчего так яростно сталкиваются разные понимания добра, причем компромисс здесь достижим труднее, чем при разных пониманиях истины?
Возможно ли добро для одного?
Возможно ли добро для всех?
Совпадает ли моральное добро с нравами, исторически сложившимися у разных народов и социальных групп?
Есть ли объективные законы добра?
Оправдывает ли благая цель средства ее достижения?
Могут ли добрые чувства заменить принцип долга?
Совместимы ли долг и наслаждение?
Есть ли то, что выше добра?
Как соотносятся сила, право и добро?
Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой.
В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, например деонтология – наука о долге, аксиология – наука о ценностях. Существуют и прикладные ответвления, например медицинская этика.
СЛОВАРИК ЮНОГО ГРАЖДАНИНА
Опыт – мир, фактически данный человеку в явлениях, полученных через восприятие, переживание или деятельность;
Тотальность – целостность мира или его фрагментов, подразумевающая органическую связь частей и целого;
Экзистенциальность – данность той или иной сущности в существовании; на прощанье;
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

Н.И. Козлов. «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день»
Самый главный человек на свете тот, кто перед тобой;
Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился;
Ищите то, что вас сближает;
Старайтесь ни о ком не отзываться дурно;
Стройте общение на равных;
Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид, обвинений;
Настройтесь на волну собеседника;
Не нагнетайте напряженность;
Не спорьте по мелочам;
Не спорьте с теми, с кем спорить бесполезно;
Не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться;
Научитесь обходиться без резкости и категоричности;
Старайтесь не победить, а найти истину;
Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник;
Ищите то, в чем собеседник прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить;
Признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения;
Не давите на собеседника;
Догма – принимаемое на веру высказывание или учение;
Скепсис – установка на систематическое сомнение в достоверности выдвинутых положений или вообще любого высказывания и теории;
Схоластика – рационалистическая методология систематизации и изучения истин Откровения;
Мистика – методология непосредственного интеллектуального и волевого слияния мыслителя с волей Бога, а также какая – либо доктрина, обосновывающая этот путь богопознания;
Реализм – отождествление истинного бытия с общими понятиями;
Номинализм – отождествление истинного бытия с единичными предметами;
Рационализм – теория познания, считающая источником научного знания о мире формы рассудка, придающие неопределенному опыту статус закона;
Эмпиризм – теория познания, считающая источником знания информацию, полученную в результате опыта, придающего пустым формам рассудка реальное значение;
Феномен – явление, так или иначе данное в опыте;
Телеология – учение о целях, их отличии от причинных связей, о способах их постановки или присутствия в объектах;
Откровение – веление или сообщение, непосредственно исходящее от Бога, и поэтому принимаемое как истина;
Язык – естественно возникшая или искусственно созданная система знаков, порождающая и выражающая значения, обеспечивающая общение и хранение информации;
ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ДОБРА»
Павлова Дарья, 5 «Д» класс
Однажды во сне я попала на остров Добра. Он был прекрасен! Чистый воздух, прозрачная вода, щебетанье птиц и много , много пальм, которые вместо бананов дарили здесь маленьким детям ласку, уважение, любовь, а главное маленькие радости, сказочные фейерверки, игры, звонкий смех – все то, чего так не хватает детям в детских домах или детям, которых бросили родители. Все дети на этом чудесном острове были счастливы, потому что у них было все, что необходимо для счастливого детства: забота, внимание, добрые сказочники с волшебными палочками, дружба.
Лисовский Артем, 5 «Д» класс
Страна Добра есть везде. В каждом предмете. Выйдешь на улицу, и увидишь, как на полянке красуется спелая земляника. Бабочка лежит и радуется солнечному блику. Тебе станет радостно, когда кто – то или что – то будет радоваться вместе с тобой.
Вот береза удивляется твоему появлению и ласково машет тебе зеленой листвой. А там кузнечик зеленый – презеленый пытается привлечь твое внимание своим стрекотанием. Можно заглянуть и в чащу леса, затаить дыхание и насладиться пением соловья. А вот луч солнца коснулся луговой травы и заблестели, заискрились изумрудными бриллиантами маленькие росинки. Прекрасен наш мир полный тайн и загадок!
И ты мой маленький друг тоже можешь каждому предмету, каждой травинке дать жизнь с помощью фантазии и добра. И тогда для тебя каждый день, каждый час, даже каждая минута будет радостью. Это и есть страна Добра.

Смирнова Виктория, 5 «Д» класс
Когда я мечтаю, то мне кажется, что я лечу и вижу под собой большую солнечную страну. Там много красивых зданий, каруселей, красочных ярмарок. Отовсюду слышится чудная мелодия. Люди нарядные, приветливые. Много детей и звонкого смеха. А главное там никогда никто никого не обманывает. Там нет воровства, стихийных бедствий и все люди живут в мире и согласии.
В стране моей мечты все дети учатся очень хорошо, потому что их учитель – ДОБРО.
Добро всегда побеждает зло!
Добро всегда сильнее зла!
Добро не любит проигрывать,
А если проиграет, всем только хуже станет.
Дворядкина Екатерина, 5 «Д» класс
Однажды придя после школы, я присела у зеркала. Замечталась и вдруг услышала сначала легкий шорох, а потом увидела в зеркале доброго смешного человечка. «Хочешь ли ты попасть в удивительный мир Добра?», - спросил он меня. Я кивнула головой и в тот же миг оказалась в сказочном царстве. Там никто не спорил, не ругался, не мусорил. В этой стране все были милы и добры друг к другу, там было очень чисто и красиво. Я очень счастлива, что хоть в своих мечтах я увидела, что такое сказочная страна Добра!
Лулев Анатолий, 5 «Д» класс

Я представляю страну Добра как большое разукрашенное государство. В нем живут только добрые, умные люди, которые всегда могут прийти на помощь. Там все приветствуют друг друга. Если ты упал – поднимут, если ты проголодался – накормят.
Гогуля Екатерина, 5 «Г»
Я лечу в страну Добра на ракете. Вот передо мной Галактика. Вокруг меня множество планет. И вдруг нас всасывает в розовое облако. Ужасно сильно вертит. Но быстро все успокаивается и нашему взору предстает отдаленная розово – голубая планета. Приближаемся к ней. Облака становятся все кучней. Вскоре из них вырисовывается название со звучным словом «Страна Добра». Приземляемся.
Вокруг зеленая трава, поют райские птицы, ходят невиданной красоты животные. Люди все красивые и внешне и душой, улыбчивые и приветливые. Здесь нет богатых и бедных. Здесь светит янтарное солнце. Здесь падают прекрасные водопады и бьют холодные чистые ключи. Все напоминает о несбыточной сказочной стране Добра.
С. Л. Меркулова, учитель истории
Страна Добра, какая ты?
Наверное невиданной красы?
Коль имя доброе рисуешь ты.
Страна Добра, нам расскажи,
Кто сотворил Дворец мечты,
Где каждый рыцарь, донжуан,
Где мудрость правит балом там,
Где теплотой наполнен дом,
Где смех царит и радость в нем,
Там птицы южные поют,
В садах цветы благоухают,
Любовь и нежность окружают,
Дитя, и старца, и юнца.
Там мудрость чтят,
Детей ласкают,
Там старость очень уважают,
Труд в норму возведен,
Доход приносит всем он в дом.
С утра приветствуют друг друга,
А днем спасибо говорят,
Желают всем спокойной ночи,
И ночь им дарит свой наряд.
Явись нам край благоуханный,
Явись во сне иль наяву,
Мы непременно будем рады
Увидеть добрую страну!

Бокова Мария, 5 «Г» класс
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Живут лишь гномы.
То как снежинки в кучке все,
То как пушинки в разнобое,
Там пальмы выше небосклона,
Моря как лужи под балконом,
В одной стране, в чудной стране
Ты, почему не веришь мне?
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «РУСЬ»
Редакция журнала в январе присутствовала на одном из занятий творческой мастерской юных историков. Ребята с волнением и большим интересом обсуждали проблему «Какой они представляют себе Школьную Республику?». Практически мы попали на презентацию проектов: «Школьная республика гимназии», «Гимн школьной республики», «Символика школьной республики», «Кодекс гимназиста», «Декларация прав человека». Некоторые материалы с заседания Творческой мастерской мы представляем на суд читателя.
Андреева Юлия
Школьная республика – это добровольное объединение учащихся одной школы, во главе которой стоит директор. Никто его не должен бояться, так как он воплощает интересы всех, кто стоит за ним и верит в него. Кабинеты Школьной республики должны быть красивые и уютные.
Мироненко Элина
Я хочу, чтобы Школьная республика имела свой флаг, герб. Хочу, чтобы классы были яркие: зеленые, желтые, розовые. Вместо стульев были кресла, а на учебных столах – настольные лампы.
Новикова Настя
Лошадь – умное животное. Хоть она и не человек, но очень трудолюбивая. Поэтому все дети Школьной республики должны учиться и трудиться как лошадь!
Захарова Наталья
Думаю, что у Школьной республики должен быть свой девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!». А еще предлагаю ввести Книгу Таинств, в которой бы записывалась хроника самых сокровенных событий Школьной республики.
Токарева Светлана
Я хочу, чтобы Школьную республику представлял наш директор, так как она самая добрая и веселая. А гимном бы служили такие строки:
Мы ребята молодцы,
Мы ребята удальцы,
Мы дружнее всех на свете,
Мы умнее всех на свете.
Узнаете? Это мы –
Чемпионы всей страны!
Кулаев Артем
Предлагаю разработать флаг Школьной республики в виде камня и в нем только один проход, по которому предстоит пройти человеку, несмотря на все трудности пути.
Зайцев Дима
Если говорить о символике, то предлагаю разноцветный флаг для Школьной республики, который бы символизировал мир во всем мире.
Мельникова Екатерина
На флаге Школьной республики должна быть изображена планета, так как это символ Мира, Дружбы, Спокойствия между людьми не только нашей Республики, но и всей Земли.
Герб можно изобразить в виде Сердца, в центре которого юноша и девушка, символизирующие Красоту, Добро, Мир. Девиз: гимназия – радость, гимназия – свет, гимназия – мудрость всегда и для всех.


Гимн Школьной Республики
Терешин Максим
Школа – священная наша держава,
Школа – любимая наша страна
Могучая воля, великая слава, Твое достоянье на все времена!
Славься, школа наша свободно,
Учеников здесь союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, школа, мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность школе
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, школа наша свободно,
Учеников здесь союз вековой
Предками данная мудрость народная!
Славься, школа, мы гордимся тобой!
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Горлач Светлана, 6 класс
Человек прежде всего имеет право на жизнь, право на свободу. Поступки человека зависят от ума, воли, характера.
Ум – это количество знаний, полученных во время учебы.
Воля – это способность человека делать над собой усилия.
Характер – это самое главное в человеке, он определяет весь образ его действий.
Каждый нормальный человек ходит на работу и зарабатывает своим трудом себе на жизнь. У человека должна быть семья. Если у человека много денег, но нет здоровья, то это несчастливый человек. Главное в жизни человека не деньги, а здоровье. Только с помощью крепких нервов, хорошего самочувствия, сильной воли и энергии можно сказать, что человек действительно очень богат.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Говорить нужно спокойно и внятно;
Говорить нужно не слишком быстро и не слишком медленно;
При разговоре старайтесь смотреть собеседнику в глаза;
Во время разговора не занимайтесь посторонними делами;
Слушайте собеседника внимательно;
Постарайтесь смотреть на собеседника и реагировать на каждую его реплику;
Выслушивайте до конца рассказ или точку зрения собеседника;
Никогда не перебивайте собеседника;
Не забывайте здороваться друг с другом при встрече или говорить до свидания
АЗЫ ОБЩЕНИЯ
Валентина Сергеечева. «Азы общения. Стратегия и тактика»
Не говори того, что ты считаешь ложным;
Будь критичен к своим сообщениям;
Учитывай для кого говоришь;
Не отклоняйся от темы общения;
Выражайся ясно;
Будь краток, избегай многословия;
Будь организован;
Будь вежлив и тактичен;
Будь самим собой и действуй естественно;
Показывай свое лучшее «Я»;
Демонстрируй искренний интерес к собеседнику;
Устанавливай обратную связь со слушателем;
Целесообразнее сказать мало, чем слишком много;
Наиважнейшие мысли должны быть четко сформулированы;
Короткие предложения лучше осмысливаются, чем длинные;
Речь должна быть фонетически доступна, для чего желательно включить в произносимые фразы активные глаголы и избегать нагромождения существительных;
Необходимо помнить, что смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи;
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
РОССИЯ
Терешин Михаил, 6 «А» класс
О Русь, Россия, ты прекрасна,
Когда твои дремучие леса
Покрыты златом серебра
И развевается роскошная коса,
Когда твое лицо покрыто
Багрянцем легким на щеках
И песнь твоя о чем – то тихом
Тревожит грустью на губах.
Ты, ненаглядная Россия
Ты, мать полей, лесов и рек
И в эту пору, золотая,
Ты доживаешь долгий век.
В тебе живет мечта о вечном,
Тайком проникнутая в край,
И золотом открылся рай.
Молитва музыкой играя,
В мой дом стучится, ожидая,
Что пустят кроткую погреться,
А в доме тесно, мало места.
ОСЕНЬ
Если встанешь на заре –
То увидишь крыши в сером серебре
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь по утру –
Галки стынут на ветру,
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денек,
В полдень сядешь на пенек.
Смотришь - на припеке
Прыгают сороки,
А в обед совсем теплынь.
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой
И травой примятой.
Только этому не верь,
Осень все – таки теперь,
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
И деревья на пригорке
Словно в золотом уборе.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
РОДИНА
Меркулова С.Л., учитель истории
Родина, ты так огромна,
Твои поля, леса и реки
Неописуемы в моем воображеньи.
Когда – то правили тобой князья,
Соседи были: хазары, венгры, печенеги,
Монголы тьмою шли на нас,
Но ты стояла и стоишь сейчас.
Стояла ты и в грозную годину,
Когда французов армия рвалась
Мы встали грудью на твою защиту
И на колени не поставить нас!
Громили нас и в мировую,
И в первую и во вторую,
Нас жгли, пытали, убивали
Нас мучили и истязали,
Бросали в омут с головой,
На спинах звезды вырезали,
А мы упорно все молчали.
Молчала русская вдова,
Когда в огне горел дитя,
Молчал и плакал в тишине,
Ребенок в огненном кольце.
Стонало все в бушующем огне,
Ревели сосны вековые,
Казалось, Русь моя во сне,
И сердце лопнуло в надрыве,
Четыре года кровью, потом
Где марш броском, где напролом,
Рвались к заветной цели нашей
И сорок пятый к нам пришел.
Пришел салютом долгожданным
И возвестил на всю страну,
Что русский воин не напрасно
Терпел и голод и нужду.
Он прошагал по всей Европе,
Чтоб защитить свою страну.
Но и сейчас, как и тогда
Горит планета от огня,
И русский дух необходим,
И единенье добрых сил.
Воспрянь же, Родина моя,
Чтоб Русь стояла до конца!
Стояла как в девятом веке
Красу и мощь превознося
Со стен прекрасного Кремля.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
РОДИТЕЛИ
Лисовский Артем, 5 «Д» класс
Детям помощь нужна,
Как никому
И я хочу поразмыслить над этим.
Ведь я еще школьник,
Но помочь хочу
Русским обездоленным детям.
Есть много прав у родителей,
Есть право и на отказ,
На отказ от ребенка малого,
Который нуждается в вас.
Вернемся однако назад
В спартанский лагерь Греции.
В ту пору царил там жестокий приказ,
Бросать в море младенцев слабеньких.
И горько рыдали отец и мать,
Напрасно взывая о помощи.
И вот снова двадцатый век,
Век насилья, печали и страха.
И тысячи брошенных детей
Маются в поисках своих матерей.
Однако свечу тепла
Несет другая семья,
Любовь и семейный уют
Дает им детский приют,
А горше всего сознавать,
Что у тебя иностранная мать.
Где же тепло людских сердец,
Где же милость и состраданье?
Где благородство и честь,
Которое должно свято беречь!
Вспомни потомок мой дорогой,
Мономахов наказ удалой,
Поучал он своих сыновей,
А теперь поучаем мы матерей.
Горько нам всем сознавать,
Как в мирное время страдать.
Изжить бы нам это порок
И в историю все записать.
Записать, чтоб на все времена
Планета не знала такого зла.
Мира всем и добра
На долгие, долгие времена!
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ДОБРА
Терешин Максим, 6 класс
Сидоров Евгений, 6 класс
Жарко, жарко нету сил!
Пить прохожий попросил:
И холодной, ключевой
Напоили путника водой.
Люди здесь добрые
Носят воду не дыша,
Тут нельзя идти вприпрыжку,
Расплескаешь пол – ковша.
Тридцать градусов с утра
В городе Добра
И все выше выше ртуть,
Надо сделать что – нибудь,
Что – то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.
Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.
В городе Добра
Каждая улица равна.
Шла старушка по равнине,
Причитала: ох, жара!
Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносят,
Подает бумажный веер
Паренек в фуражке белой.
Мол шагайте поживее,
Легче с веером идти:
Обмахнетесь по пути.
Вовка – добрая душа,
Да еще три малыша,
Да еще мальчишек восемь
Распевают на откосе:
Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаем бесплатно,
Не берем обратно.
На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Не перевелись видать у нас
Люди с добрым именем.
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенной
Деловой походкой.
И пошло конвейером,
Каждый машет веером
Веера колышутся-
Людям легче дышится.
Приглашаем вас, друзья,
Посетить наш град Добра
И узнаете тогда,
Что не жить нам без добра!
ОБРАЗОВАНЬЕ ДУШИ
ШКОЛА
А. Дольский
Школьной премудрости кончился срок,
Новые истины время составит
Жизнь преподаст за уроком урок,
Но расписанья на них не составит.
Чтобы судьбу как задачку решить,
Мало постигнуть азы мирозданья,
Есть еще образованье Души
Самое высшее образованье.
ЖИЗНЬ СТОИТ БОЛЬШЕГО
Есть много имен красивых,
Таящих любовь и мечту,
А имя Людмила - одно из милых
Дарит нам свет, красоту.
Воспето оно и в стихах, и в поэмах,
Взлелеяно негою радостных струн,
Оно не напрасно звучало в сонетах
И музою нежной затронуло ум.
Явись величаво ты миру, Людмила,
Напомни о гордости прежних времен,
История имя нам подарила
И мы воспеваем о нем.
Когда – то Жуковский в балладе своей
С любовью и негой Людмилу воспел.
История помнит их имена
Людмила, Людмила надежды полна.
Полна она мыслей и радужных встреч,
И шепчет с любовью ей ангел с небес,
И вторит и манит шелест листвы,
Удачу и радость готов принести.
В березовой роще поет соловей,
Шум моря, напомни о детстве скорей,
Наполни душу солнечным светом
И озари глаза самым радужным цветом.
Катятся волны, уходят года
И не вернуть их назад никогда,
Но миру явилась сегодня звезда
Любви, вам огромной, на все времена.
Нежность и ласку вам шлют небеса,
Греет вас солнце сегодня с утра,
Зимний февраль вам крепость дает,
И парус надежды мчит вас вперед.
МНЕНИЕ И ФАКТ
Умению мыслить критически, в частности, учит игра Мнение и Факт, которая была проведена среди учащихся 5 – 11 классов на уроках основ жизненного самоопределения. Подростки легко справились с заданием, в котором требуется уяснить разницу между мнением и фактом.
К сожалению, факты не всегда убеждают, и многие люди остаются в плену предрассудков. Предрассудки – это сложившееся заранее и ставшие привычными представления, которые кажутся истинными.
Предрассудки могут стать основой негативного отношения к другим людям, и только терпимость и умение оценивать явления объективно являются средством их преодоления.
Предрассудки плод ленивого ума. Следует подумать о значении мысли, высказанной отечественным филологом Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, который сказал, что интеллигентного человека отличает умение додумывать каждую мысль до конца. Мы же часто поддаемся искушению пользоваться своеобразными «заготовками» сознания, к которым можно отнести и предрассудки.
В конкурсе на тему «Мнение и факт» ребята проявили немало смекалки и остроумия. Одну из лучших работ выпускниц 11 класса Сбоевой Анастасии и Афонькиной Оксаны мы предлагаем на суд читателя. В игре «Правда – неправда», составленной ими вы можете потренировать свой ум.
ИГРА «ПРАВДА – НЕПРАВДА»
В Африке жареные муравьи считаются лакомством. Это правда. Для африканца муравей – деликатес. Только не угощайте его селедкой или устрицами. Наши вкусовые ощущения зависят в основном от того, к чему мы привыкли.
В ресторанах Японии подают «дьявольскую рыбу», от которой можно умереть. Это правда. Некоторые рестораны предлагают эту рыбу как деликатес, но если она плохо очищена, то достаточно небольшого куска, чтобы умереть.
Самая большая рыба – это кит, достигающий в длину 30 метров и весящий около 160 тонн. Неправда. Кит не рыба, а млекопитающее. А самая крупная рыба на земле – это китовая акула, длина которой 18 метров, а вес 12 – 14 тонн.
Двести пятьдесят лет назад в России в рот не брали картошки. Это правда. Картофель был впервые завезен в Европу в середине ХVI века, а в Россию в ХVIII веке. Насильственное внедрение картофеля вызывало картофельные бунты среди крестьян. Некоторые плохо осведомленные земледельцы употребляли в пищу не клубни, а плоды, которые образуются на месте цветка, что вызывало отравления.
На Соломоновых островах картофель используется в качестве денег. Это правда. Картофель является здесь большой редкостью, а потому возведен в ранг валюты.
Шотландца не заставишь съесть колика. Это правда. В некоторых областях Шотландии люди не едят крольчатину, так как считают, что кролик относится к семейству грызунов, подобно крысам или мышам.
Голубые розы растут только в Китае. Неправда. Голубых роз, как и черных, в природе не существует.
В Австрии дети шарахаются от Санта – Клауса. Это правда. В Австрии Санта – Клаусу помогают своего рода дьяволята с рожками и хвостом. В день праздника они бродят по улицам и нападают на детей.
Мальчики майя из Мексики выбирают профессию в полугодовалом возрасте. Это правда. Впрочем, слово «выбирают» звучит несколько преувеличенно. Когда ребенку исполняется 6 месяцев, его кладут между предметами, имеющими отношение к той или иной профессии. Первый предмет, за который ухватится ребенок, указывает на его предрасположенность к будущей профессии.
ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИ
Путешествие школьников по выставочному пространству «Возможно быть другим» прошло на уроках Основ жизненного самоопределения в результате обсуждения темы «Нормально – странно: обычаи разных народов». Ребята отыскивали пример обычая или традиции, которые могли восприниматься как нормальные или странные в зависимости от культурного контекста. Затем эти примеры записывались на табличку и прикреплялись к стендам, на одном из которых написано «Нормально», а на другом «Странно».
Такой выставочный проект помог прийти присутствующим к выводу, что понятия нормально и странно – весьма относительны. В каждой культуре существуют традиции, правила, привычки и коды, которые возникли вследствие исторической необходимости. Существуют и такие, которые имеют отношение к уникальным особенностям определенной группы или отдельной личности и проявляются в определенных нормах или «условиях игры» (манера приветствия, представления о красоте, пристрастия в одежде…).
На этой выставке понятия нормально и странно рассматривались с нескольких сторон и то, что одним казалось совершенно нормальным, другим казалось – странным. Подобные выводы способствуют выработке относительного взгляда на собственные привычки и традиции.
Однако это не означает, что мы не можем или не должны иметь своих привычек, следовать обычаям своей страны, из поколения в поколение передавать культурные традиции. Наоборот, необходимо знать свои корни.
Обычаи определяются культурой. Условием толерантного сосуществования в обществе является уважение чужих обычаев и норм поведения, даже когда они в корне отличны от своих собственных.
Знакомясь с традициями Китая, юные путешественники узнали на выставке, что:
В Китае принято сначала есть мясные блюда, а затем суп;
В Китае моют руки после, а не до еды, как у нас;
В Китае во время трапезы не разговаривают, а у россиян принято поддерживать разговор за столом;
В Китае считается неприличным целоваться при встрече, а у нас поцелуи являются обычным проявлением симпатии;
В Китае не пьют холодную воду, а у нас ею утоляют жажду в жару;
В Китае кожуру с овощей и фруктов счищают лезвием ножа, направленным от себя, а у нас – к себе.
Странными кажутся не только традиции и обычаи. Многие предметы и слова первоначально воспринимались как иностранные диковинки, но, путешествуя из страны в страну, постепенно внедрились в нашу жизнь и стали восприниматься как «свои». Некоторые технические приспособления появились в России после путешествия Петра I в Голландию – это мельницы, каналы, дамбы, коньки.
Редакция Альманаха объявляет конкурс на лучший проект «Равенство». В нем могут принять участие юные историки, художники, поэты и журналисты, представив для выставки комиксы, рисунки, плакаты, эссе, стихи, рассказы на темы: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим», «Каждый ребенок имеет право свободно выражать свое мнение», «Фашизм – это ту
ЗНАКОМСТВО
БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ
За годом год, за вехой веха,
За полосою полоса
Не легок путь, но ветер века
В мои он дует паруса.
Лев Ошанин Стоя на рубеже двух веков я с радостью и одновременно с волнением, ожидаю. Что наше будущее станет таким, каким мы его сделаем сами. Но из прошлого мы возьмем с собой не только хорошее. Вместе с нашими надеждами на прекрасное будущее в новый век перейдут многие, до сих пор нерешенные нами проблемы: войны, безработица, экология, старики…
В нашем городе есть дом для престарелых. Там живут одинокие, брошенные, оставленные собственными детьми старые люди. Работая там и общаясь с ними, я узнала, какие разные и, зачастую, грустные судьбы. Почти все пережили Великую Отечественную войну. Там, среди этих пожилых людей, живет Валентина Алексеевна женщина семидесяти восьми лет. Мне она поведала о себе очень печальную историю. В их семье было двенадцать детей – она и одиннадцать братьев. Отца своего Валя не знала. Мать умерла очень рано. Когда началась война, девочке было десять лет. Старшие братья ушли на фронт, а она осталась одна с двумя младшими. Соседи помогали детям, чем могли: кто дрова принесет, кто хлеба испечет, кто печь растопит. За два года Валя получила девять похоронок. Но за этой бедой пришла и другая – дом, где они жили, загорелся и два ее младших брата погибли в огне… Жесткая судьба. У человека искалечена вся жизнь и не по ее вине. И сколько еще таких людей – Детей войны – ветеранов доживают свой век в нищете и одиночестве. А ведь они заслужили почет и уважение. Я очень хочу, чтобы в будущем наши дедушки и бабушки жили в своих семьях вместе с детьми и внуками, окруженные заботой и любовью. И если этого хочу не только я, но и все остальные люди, то так оно и будет.
Неустроенное общество, неправильное руководство нашего правительства привели к обнищанию не только пожилых людей. Молодежь тоже чувствует себя растерянно и неуверенно перед такими проблемами, как безработица, платное образование и лечение, что приводит их к наркотикам и алкоголю. Наше общество породило новое поколение алкоголиков и наркоманов. Но это отнюдь не изгои и мы должны помочь им, проявить милосердие, ибо разве милосердие не должно проявиться с особой силою там, где особенно глубоко падение?
Скворцова СветланаЗНАКОМСТВО
ТАЙНА ДНЯ И НОЧИ ЖИГУЛЕЙ
Ильичева Алена, 9 «Б» класс
Если ты хоть раз побывал в этих заповедных местах, если взбирался на кручи, если испил студеной воды из родника, - тебя не надо убеждать, что Жигули сказочно щедры красотой. Она не такая яркая, как в горах Кавказа или на берегу теплого моря. Ее не увидеть через окно мчащегося автомобиля. Рядом с ней надо жить, открыть все свои чувства и попытаться слиться, но ни в коем случае не навязываться и не вторгаться грубо. При общении с природой человек должен руководствоваться принципом: «не навреди». И тогда откроются тебе маленькие и большие тайны., та красота, что не доступна маленькому глазу.
Этот чудный уголок природы находится в том месте, где сходятся два оврага – Яблоневый и Сухая Брусяна. Смотришь издали и видишь, что стоят вдалеке группы кустарников. Подходишь ближе, и куты тотчас же оказываются вершинами огромных деревьев, выступающих над поверхностью земли, поскольку растут они на дне глубокого оврага. В этой влажной, прохладной глубине, звенящей нудными комариными голосами, среди корней деревьев и в мелком ручейке можно обнаружить коричневатые «чертовы пальцы» и «спираль улитки» - окаменевшие древние моллюски.
А наверху тепло и душно, кружится голова от запаха трав и цветов. Все здесь располагает к покою и созерцанию. Где – то далеко остался шум и грохот далекого города.
Ночью здесь ни единый звук не нарушает всеобщей тишины и покоя. В небе блестят звезды, но свет их так далек и так слаб, что почти не освещает землю. В непроницаемой тьме видны только силуэты деревьев да золотистые пятнышки в густой траве – светлячки. Надоедливо звенит в ушах неумолкаемый стрекот цикад. Каждый лесной шорох заставляет вздрагивать, слышно, как во тьме, где – то рядом, шепчет ручей, упрямо пробиваясь меж камней и упавших стволов, пробежал какой – то зверек. Вспорхнула птица, напуганная шагами человека. Потом опять наступила тишина.
Утром же здесь совсем по – другому. Деревья из черных стали разноцветными: белыми, серыми, коричневыми и зелеными. Звезды вверху пропали. Но вместо них над головой разлилось небо, такое голубое, синее и такое прозрачное, что сколько в него не смотри, конца – края ему все равно не будет. Взошло солнце. Откуда – то из – за леса в чащу полились потоки теплых золотистых лучей. Они пробивались сквозь кустарник и деревья, и вся земля под ними покрылась нежными, подвижными бликами. Воздух наполнился птичьими голосами. Зазвенели синицы, затрещали дрозды, зяблик пропел свою короткую песенку, щелкнула дважды сорока. Ласковый ветер прошуршал по деревьям, одетым в яркую, шелковистую зелень. Над высокими, пышными травами, устилавшими землю пахучим ковром, зажужжали пчелы. Лес преобразился. Теперь в нем не было тех таинственных ночных шорохов, все звуки слышно ясно и отчетливо.
Неподалеку, во впадинке между холмами, лежит озерцо. Здесь необыкновенно красиво. По воде проходит легкая рябь. Около берега озерцо видно насквозь. Песчаное дно, разноцветные камушки, перламутровые ракушки. С трех сторон зеркало озерца обрамлено свежей зеленью кустов и деревьев. Тихо покачиваются метелки камыша. Так бывает днем. А когда вечереет, заходит солнце, по озеру бегут волны. Они тихо плещутся, и каждая отливает золотом. Сначала робко, а потом все громче и громче начинают свои распевки маленькие лягушечьи оркестры. Вот справа в камышах залопотали, но тут же заголосили на другой стороне. Постепенно музыка становится все более громкой и слаженной, то становясь тише, то расходясь во всю, но никак не замолкая насовсем. Легкий туман затягивает озерцо прозрачной кисеей, и о чем – то нереальном, жутко фантастическом слышится в жестком шорохе осоки. По небу плывут багрово – золотистые облака. Когда солнце заходит, начинает быстро темнеть и наступает непроглядная ночь.