Разработка занятия просветительского тренинга Противодействие вовлечению в секты


Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)
Задачи:
1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого
2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов
3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания
4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого
направления
5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты
6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения
7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции

Ход урока
Просветительский тренинг „Антисектик"
Разработал практический психолог ОШ № 1 г. Енакиево
Шемякин Николай Валериевич
Программа антисектик включает в себя 15 упражнений и 4 информационных сообщения общее время проведения около 4ч

Введение
Актуальность
Наше время совсем не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира ежегодно нарастает осознание крайней необходимости предоставления эффективного противодействия все растущему деструктивному влиянию всевозможных "гуру" и "вестников".

Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затянуть вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары для изучения Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии. Ниже приведена классификация сект:

Секты псевдохристианской направленности
Культы, основанные на "Новом откровении"
Оккультное движение "New age"
Общины неоязыческого пользы
Мистические ультраправые организации
Магические учения
Культы сатанистской направленности
Коммерческие культы



Описание упражнений

Определение проблемы

Упражнение 1 Нестандартное знакомство

Цель упражнения
Введение в тему
Актуализация собственного опыта

Описание упражнения
Давайте познакомимся , назовите свое имя и название секты о которой вы имеете представление
(для предотвращения некорректной вмешательству желательно спрашивать об источнике информации, чтобы не обидеть чувства участников)
Также следует предложить такие вопросы
Кто сам был
У кого родственники или близкие друзья
Кто знает про учение и идеи
Кто знает про нанесенный вред психике, социальному положению, кошельку и т. п

Обсуждение (вопрос)
Итак почти все уже сталкивались с такой проблемой, но мало кто знает о реальный вред, нанесенный участием, а ваши друзья родственники были лучше вас осведомлены в этом вопросе?
Для чего мы провели знакомство в такой форме?

Упражнение 2 ожидания от занятия

Цель упражнения
Вербализация присутствующими того, что они ожидают от занятия
Активизация всех участников

Описание упражнения . Работа по кругу. Что именно вы ожидаете от занятия ? о чем вы хотели бы узнать прежде всего?
Надеемся, что упражнения помогут нам осуществить наши пожелания.

Примечание ответы записываются на листах бумаги

Упражнение 3 определение проблемы

Описание упражнения проводится в форме мозгового штурма
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения по вопросу «какие ассоциации у вас возникают при словах секта культ» Все ответы фиксируются на бумаге.

Информационное сообщение «группа риска»
Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти.
Зависимый тип личности.
Из семей с гиперопекой.
Из неполных семей.
Лица из асоциальных семей.
Лица с ограниченными физическими возможностями.

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).
2. Диссоциирующие ("плавающие") состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.
3. Приступы паники и тревожности.
4. Депрессия.
5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).
6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
7. Чувство вины.
8. Страх.
9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
10. Духовное насилие.
11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детский (регресс в инфантильность).
13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне или культом наслаждаться гибкими, непринужденными связями.
15. Недобровольно, де-факто - рабство эксплуатация.
16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения

Социальные проблемы:
1. Преследования и угрозы со стороны культа.
2. Потеря друзей, что огорчает, семьи.

Возрастные и половые особенности.

Чем моложе человек, тем больше он подвержен влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду.

Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, которая приводит людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи.

Исследование проблемы
Упражнение 4 мозговой штурм
Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и замечания по вопросу «кто больше всего рискует попасть в ряды сектантов в т.ч. экономических».
Все ответы фиксируются на бумаге.
Список сокращается до 6-7 пунктов см. упражнение 5 , и выводится понятие восприимчивость (восприимчивость)

Упражнение 5 «зри в корень» (истинные причины)

Цель упражнения
Анализ причин привлечения каждой из групп риска
Мотивы участия

Описание упражнения Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 6 малых групп , выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп по 8 минут попробовать воссоздать причины и мотивы вступления в сект в т.ч. скрытые одной из групп риска
Экономические деприванты
Родственники сектантов
Одинокие люди
Неполные и асоциальные семьи
Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)
Кризисные состояния
Что ограничивает их выбор, как они воспринимают ситуацию выбора, есть ли он в них.

Презентация результатов работы каждой из групп
Обсуждение (вопрос)
Насколько близкие вам мотивы участия насколько вы их понимаете
Есть ли у вас знакомые которых можно было бы отнести к одной из групп


Упражнение 6 «альтернатива где ее взять»
Цель упражнения
Утверждение в сознании возможности выбора
Активизация критического мышления

Описание упражнения
Для выполнения упражнения необходимо оставить существующие малые группы. Тренер предлагает группам обменяться наработками, сделанными во время выполнения упражнения 5. и предложить на каждую написанную причину возможное альтернативное решение., другие средства удовлетворения указанных проблем.

Презентация результатов работы каждой из групп

Обсуждение (вопрос)
Насколько конструктивные и реальные советы
Легко ли вам наблюдать за проблемой со стороны
Если ты внутри проблемы кто поможет


Упражнение 7 «черный ящик»
Цель упражнения
Выявление и анализ неконструктивных представлений участников о сущности сект
Анализ деятельности сект в т.ч. коммерческих

Описание упражнения тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией о деятельности тоталитарных культов и сект. Для чего необходимо объединить участников в 3 группы для изучения материалов, после того, как группы ознакомятся с информацией по одному участнику из каждой группы переходит к другой и знакомит ее с материалами своей группы., после этого еще по одному участнику переходит к следующей группе и «преподает» свой материал.

Обсуждение (вопрос)
Почему мы выбрали такую форму работы
Какую интересную и новую информацию вы получили от выполнения данного упражнения
Что для вас было неожиданностью


Упражнение 8 «риск не благородное дело» (мозговой штурм)
Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения относительно вопроса«, который существует риск попадания до тоталитарного культа секты в т.ч. коммерческой ?»
Все ответы фиксируются на ватмане

Обсуждение (вопрос)
Почему продолжают поступать ?
Что получают ?
Стоит ли оно того ?
Почему не пользуются альтернативными решениями ?


Упражнение 9 «дивиденды » (или кто получит проценты)
Цель упражнения
Дать возможность увидеть проблему со стороны пользы
Оценить истинные мотивы и фальшь организаторов сект в т.ч. коммерческих

Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды от привлечения нового члена к участию в секте для них самих.
Гуру (председатель)
Вербовщик и сектанты
Жертва
Родственники
Презентация наработок участников

Обсуждение (вопрос)
Одинаковую пользу получают участники
За чей счет идет улучшение жизни
Кто страдает больше всего

Информационное сообщение
является ли секта тоталитарной.
Вот ряд таких правил:
1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип "начальник - подчиненный" должен вызывать опасения.
2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное исполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправильный.
5. Уважаються ли в секте права личности? Особенно опасно, когда возникают требования сменить работу или семейное положение.
6. К чему призывают руководители секты? Скорый конец света, насильственная смена общественного строя несомненно должны насторожить.



Урок №
Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)
Задачи:
1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого
2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов
3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания
4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого
направления
5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты
6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения
7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции

Ход урока
Просветительский тренинг „Антисектик" (продолжение)

Упражнение 10 «универсальная идея»

Цель упражнения
Усвоение знаний о признаках сект и тоталитарных культов
Избавление от стереотипов

Описание упражнения ролевая игра. Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 2 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией по идеологии тоталитарных культов и сект и определить в сжатом виде универсальную идею. (желательно подвести к мысли, что универсальная идея сект лишь дополняет несовершенство и неустроенность нашего общества)

Презентация наработок

Обсуждение (вопрос)
Что отражает универсальная идея сект ?
На чем основывается успех этой идеи ?
Действительно ли участие в секте может принести пользу?
Какую черту/ слабость секта эксплуатирует в своей деятельности

Информационное сообщение «Охота, или как не стать добычей»
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге "Психология изменения установок и социальное влияние" приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
1. Технология "Step by step", вызывают все более и более существенные уступки: "приходи к нам - проведи у нас выходные - останься еще на недельку - отдай нам свои деньги".
2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3. Сила групповой динамики.
4. Отсутствие возможности или протестовать спорить: новичка постоянно пичкают новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, что отводятся гостю общины и т.п.
Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами секты не распознается. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки "духовного выздоровления"
"Бомбардировка любовью" обычно проводятся в наилучших психологических условиях - вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.
Рассказ бывшего саентолога: "Мы никогда не обращались к больным, беднякам, подонкам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего , следовало набрать энергичных людей".

Когда вербуемые считаются готовими они могут быть приглашены в "духовную дискуссионную группу", тот же самый вербовщик может пригласить другого «клиента», интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

Упражнение 11 «за что боролись на то и напоролись»

Цель упражнения
Иллюстрация возможных следствий участия для человека, его семьи и общества
Выработки гражданской позиции в отношении проблемы

Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 3 малых группы, выдать бумагу и маркеры, на каждую группу выдать лист с записанными ролями.

Тренер предлагает участникам посмотреть на проблему глазами жертвы, семьи жертвы, и общества, и высказать позицию которую они занимают, выразить их мнение относительно следствия участия в сектах в т.ч. коммерческих. Все ответы в виде таблиц и списков представляются группе.


Обсуждение (вопрос)
Какую позицию занимают секты в жизни
Помогают ли они решать проблемы людям и что с этого имеют
Что происходит с проблемой, которую хочет решить человек




Пути преодоления проблемы



Упражнение 12 «мозговой штурм SOS»


Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по вопросу «какая помощь нужна жертве» прежде всего и в дальнейшем.
Все ответы фиксируются на бумаге.


Упражнение 13 «эксперт»

Цель упражнения
Выработка рекомендаций для людей, попавших под влияние тоталитарных культов
Экспериментирование с полученной информацией

Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении с описанием определенной ситуации.
Тренер предлагает каждой группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по предложенной ситуации (можно использовать материалы упражнения 12)

Обсуждение (вопрос)
Согласны ли вы с рекомендациями ваших коллег есть дополнения ?
К чему могут привести отношения с культами и сектами ?
Какие чувства у вас вызвало это задание ?


Упражнение 14 «копилка мудрости»

Цель упражнения
Суммировать полученные знания
Проверка позиции участников

Описание упражнения тренер предлагает участникам выработать «справочник», в котором указали бы необходимую информацию о типологии, методов привлечения, универсальных идей, выгоды, способов контроля, риска для человека и общества сект в т.ч. коммерческих. Также советы и возможные альтернативные решения проблем.

Обсуждение (вопрос)
Для чего это нужно
Чувствуете ли вы собственную ответственность за своих близких
Как это может им помочь ?



Упражнение 15 «итоги»
Чувства участников, их ожидания оправдались ли они. Как менялось мнение о теме занятия. Наблюдения над тем, как постепенно проблема с далекой превратилась в свою и возможную. Тренер спрашивает как теперь участники ответили бы «вербовщику» или жертве.







Приложения


Приложение к упражнению 5

Экономические деприванты
Родственники сектантов
Одинокие люди
Неполные и асоциальные семьи
Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)
Кризисные состояния





Приложение к упражнению 13 «эксперт»

на каждую группу выдать распечатку приложения с описанием определенной ситуации.
(можно выбирать в зависимости от количества участников)

Светлана 27 лет. Разведена, имеет трех малолетних детей, образование среднее. устроилась работать уборщицей. " сегодня мне нечем накормить детей, нет никого рядом, кто бы мне помог, хотя бы морально..." коллега по работе пригласила посетить собрание секты С.Ы. "у нас все понимают и помогают друг другу, проведи с нами выходные и ты поймешь что ты не одна....."

Люба 20 лет. Родилась в семье баптистов, была первым ребенком, фактически не училась закончила 9 классов потому что нянчила младших детей в семье 14. никогда не смотрела телевизор, не ходила на вечеринки и тд. Сейчас не работает , замужем ждет 6 ребенка. О выходе из секты не думает.

Алексею предложили работать в солидной фирме консультантом. При этом заработок зависит не только от проданного, но и от привлечения новых членов. Должен постоянно посещать собрания где презентуют новые товары которые можно продавать, тренинги где учат техникам оболванивания покупателей, и как заманивать новых членов. Постоянно напоминают « не спи зарабатывай, продавай, привлекай, только тот кто продает хороший человек» присваивают новые звания «золотой директор, платиновый» и тому подобное.

Михаил 18 лет. Учится в техникуме. Познакомился с компанией, которая занималась мелким воровством, гоп-стопом и тд. Под их влиянием пошел на собрание секты "Белое братство", стал активным членом. Порвал все связи с семьей, бросил учебу, стал красться из дома вещи, все деньги отдавал на пользу братства.. участвует в коллективных преступлениях, однако преступлением свои действия не считает. Вполне доверяет лидеру.

Александр 30 лет. Женат детей двое. Работает начальником отдела. Материально обеспечен. Относится к технической элиты. Стал чувствовать обыденность жизни неполноту. Стал искать компанию по интересам, чтобы развлечься. Случайно в интернете нашел информацию о братство "южный крест" пошел на встречу. Во время инсинуации принимал участие в оргиях, попробовал всяческие извращения, для закрепления статуса поступил коллективный преступление. Многократно принимал участие в жертвоприношениях. Добивается продвижения в иерархии.

Татьяна 19 лет. Закончила школу с золотой медалью, поехала учиться в столицу, учится в институте. В общежитии подруги по комнате предложили посмотреть выступление с участием действительного мага Вуду. После концерта ей сказали, что теперь ее душа принадлежит этому магу и она должна ему повиноваться. Она была вынуждена пойти на новые сборы где ее окончательно сделали членом этой секты, под угрозой расправы с ней и ее родственниками.









13PAGE 15


13PAGE 141215