Адаптивная программа развития.«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Адаптивная программа развития.
Воспитанницы Мишиной Д. Группы "Солнышко"
МБДОУ "детский сад№1 Дюймовочка "
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:
Воспитатель: Завьялова Елена
Александровна.
Р.п.Хор2017г.
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Мишина Даша 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
 Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
Мишина Даша– ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Саша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Даши есть способности и к которым она проявляет интерес.
3. Социальная характеристика семьи.
 Мать –Мишина Елена Александровна
 Отец –Мишин Сергей Анатольевич
 Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
 Условия проживания, условия быта  - семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Капельки», «Мастерок», студии «Радужка».
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
        Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
        Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
        Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.
Координатор (Ф.И.О):
Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна
                   5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
 Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка»,  с учетом  примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы Форма
работы Сроки Ответственные
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения
Тесты
Диагностики Сентябрь
Декабрь
Май Педагог - психолог
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) Диагностика художественно-эстетического развития     Музыкальный руководитель
Взаимодействие с педагогами
Информирование о результатах диагностических исследований Беседы
Индивидуальные беседы
Консультации
  1 раз в квартал Педагог-психолог
Консультирование педагогов на тему
«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»
«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»
«Создание творческих проектов» 1 раз в квартал Музыкальный руководитель
 
Создание условий для развития художественно-творческих способностей:
-наполнение центра творчества художественными материалами
 -участие в конкурсах Октябрь-ноябрь Педагог-психолог
Воспитатель
Оформление и пополнение портфолио 1 раз в месяц Воспитатель
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей
«Как развивать уверенность»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы
Консультации По мере необходимости Воспитатель
Педагог - психолог
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родители
Создание дома индивидуальных условий для творчества. Родители
Работа с портфолио. Родители
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей. Выставка Родители музыкальный руководитель
Посещение выставок в городском музее   Родители
Воспитатель
Создание творческих проектов
«Маленький художник»
«Обучонок»
 
  Совместная
деятельность Декабрь
Апрель Воспитатель
Родители
Музыкальный руководитель
Художественная деятельность

«Пришла весна – пришла Победа!»
«Лицейские годы Пушкина»
 
  Занятие - путешествие
Беседы
Просмотр видеофильмов Октябрь
Ноябрь
Февраль  
 
 
Музыкальный руководитель 
 
 
 
 
Воспитатель

Изготовление открыток к праздникам «День Матери», «Новый год», «День Защитников Отечества»,«Международный женский день», «День победы» Творческое
задание Декабрь
Февраль
Март
Апрель Участие в творческих конкурсах «Весенняя капель», «Светлячок» и др.  Творческая
мастерская По мере желания ребёнка Творческие задания
«Тёплый - холодный»
«Два ковра»
«Несуществующее животное»
«Нарисуй музыку»
«Ожившие предметы» Игры
Упражнения
ТРИЗ 1 раз в месяц Психолого-педагогическая поддержка
Развитие позитивной самоидентификации Игры
Упражнения
Беседы 2 раза в месяц
  Педагог-психолог
Воспитатель
Дивергентные задания Упражнения 2 раза в месяц Дополнительное образование
«Радужка» Студия 1 раз в неделю Музыкальный руководитель
«Мастерок» Кружок 2 раза в неделю Воспитатель
«Капельки» 2 раза в неделю Педагог по дополнительному образованию
Взаимодействие с социальными партнёрами
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей
Экскурсии
Беседы 1 раз в квартал воспитатель
6.    Оценка промежуточных результатов:
Содержание работы  
Критерии
оценки
  Постановка
дальнейших
целей и задач
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика -Результаты диагностики  
Взаимодействие с педагогами -Психолого-педагогическая компетентность педагогов
-Создание предметно-пространственной  среды для развития творческих способностей ребёнка
-Пополнение портфолио  
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей -Психолого-педагогическая компетентность родителей
-Создание портфолио  
Художественная деятельность
-Участие в конкурсах
-Победитель конкурса  
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка
-Развитие саморегуляции
-Формирование предпосылок коммуникативных действий  
Дополнительное образование -Уровень развития творческих способностей
 
Взаимодействие с социальными партнёрами -Посещение выставок и открытых мероприятий  
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка  Мишина Дарья
Группа   подготовительная к школе группа «Солнышко»
Специалисты Понедельник Втор
ник Среда Четверг Пятница
Педагог-психолог       10.00-10.30
Индивидуальная
работа
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами 16.30-17.30
Взаимодействие
с семьёй
Воспитатель 13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.00
Кружок «Мастерок» 16.00-17.00
Взаимодействие с семьёй 11.00-11.30
Индивидуальная
работа
  16.30-17.00
Кружок
«Мастерок»  
Музыкальный руководитель       16.30-17.00
Студия «Радужка» 
Педагог по дополнительному образованию   11.00-11.30
Кружок
«Капельки»     11.00-11.30
Кружок
«Капельки»
Воспитатель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
 воспитательно-образовательной работе
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.