Одаренный ребенок в ДОУ или Как не закопать талант?


Слайд 1. Одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей.
Слайд 2. К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема.
Слайд 3. Рассмотрим основные составляющие его модели.
Мотивация. Мотив (от французского motif — побудительная причина) — психическое явление* становящееся побуждением к деятельности.
По мнению Дж. Рензулли, одаренного ребенка от других в плане мотивации отличает преданность задаче. Иначе говоря, в его мотивационно-потребностной сфере доминируют (преобладают) мотивы, связанные с содержанием самой деятельности.
Многие психологи склонны считать, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию, а не интеллект и не креативность.
В результате ряда специальных исследований было выявлено, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, значимую для них задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Максимально реализует свой потенциал, а, следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, умен, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
Креативность (творчесткостъ). Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.
Но большинство специалистов склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники или других видах деятельности, человек без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому креативность рассматривается как относительно автономная, самостоятельная, универсальная способность.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но чаще всего при оценке креативности учитывают четыре.
Продуктивность, или «беглость», —способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто мало продуктивен.
Гибкость — способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать асоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, час далеким по содержанию. Противоположное свойство — инертность, ригидность мышления.
Оригинальность — один из основных показателей творчесткости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой полюс креативности обозначается терм-ном —«разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи другие детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельность специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Интеллект (способности выше среднего уровня). Большая часть видов деятельности требует того что называют интеллектом и обычно определяют по системе IQ .
Но в ряде работ Дж. Рензулли вместо слова интеллект обозначены способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно способностями выше среднего уровня.
Представленная концепция одаренности дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании.
Слайд 4. Понятие «одаренность» - можно интерпретировать по-разному, что и делают разные авторы, но суть сводится к одному.
Слайд 5. Но все же при ее рассмотрении возникает ряд проблем. Например: кого можно считать одаренным. Того, кто по всем трем параметрам превосходит норму, или достаточно учесть лишь один или два? Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных детей носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.
Слайд 6. У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности, вялости, незаинтересованности в контактах, в асоциальном и агрессивном поведении, уходом в мир своих грез, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка. С одаренностью ребенка педагог-психолог чаще всего встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.
Слайд 7. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость». Рассматривание схемы.
Слайд 8-9-10. Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса.
Слайд 11. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми. Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход.
Слайд 12. Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности».
Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития. Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.
Способности – индивидуальные психологические особенности, оказывающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и прочность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование умений и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам.
Слайд 13. В группах должна проводиться диагностическая работа по выявлению одаренных детей.
Воспитателям нужно уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности, и при планировании воспитательно-образовательной работы учитывать индивидуальные особенности одаренных детей, делая задания более сложными, с опорой на зону ближайшего развития.
Слайд 14. Также в дошкольном учреждении воспитателями должна проводится индивидуальная работа со способными и одаренными детьми, а также личные консультации, беседы с их родителями.
Слайд 15. Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны, а с другой стороны — сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ребенка в детском коллективе.
Слайд 16. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.
Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Слайд 17-18-19-20-21-22. Психогеометрический тест. Посмотрите на пять фигур, изображенных на предыдущей странице. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это я! Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением.