Статья Модель инклюзивного обучения в общеобразовательной организации Школа толерантности


МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
«ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Сезонова Лилия Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Макеевской ОШ І-ІІІ ступеней № 22 имени Маршала Сергеевна
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все большее количество детей, которые имеют определённые отклонения от условной возрастной нормы. Вот почему в современной педагогической практике насущной является проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников, создания для них нклюзивного образовательного пространства.
Инклюзивное образование как процесс развития общего образования, подразумевает доступность получения образования всеми детьми не зависимо от их состояния здоровья и психофизического развития.
Следуя велению времени, в нашей образовательной организации в рамках реализации инклюзивного подхода, учитывая потребности и социальный заказ родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, был разработан научно-методический проект по созданию модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с особым потребностями «ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ», которая предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной организации.
Цель проекта - создание системы инклюзивного образования путём программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации; развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного психолого-педагогического сопровождения всех обучающихся.
Проект имеет свои особенности, где определены основные направления его деятельности:
- развитие форм интегрированного обучения;
- повышение профессиональной квалификации педагогов по проблемам интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;
- создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;
- создание в общеобразовательной организации толерантной среды общения и отношения друг к другу.
Зачисление в класс с инклюзивным обучением производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании поданного заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация городской психолого-медико-педагогической консультации.
В общеобразовательной организации создана система мониторинга и учета детей с особенностями развития с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.
С 2014 года осуществляется полная интеграция «особых» детей, которые посещают школу наравне со своими сверстниками, получая при этом дополнительную специализированную помощь. Была открыта дополнительная ставка воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися имеющими недостатки физического развитии; в частности для ученицы 4-А класса Алистратовой Евгении, у которой диагностирована двусторонняя нейросенсорная глухота ΙV степени.
В 2015 - 2016 учебном году на инклюзивном обучении находится шесть человек: из них в общеобразовательных классах обучаются двое – это дети с ДЦП. Как показывает практика работы педагогического коллектива с детьми с ограниченными возможностями здоровья, наиболее эффективной формой является экстернальная интеграция.
Для двух учеников 7-А класса с диагнозом «умеренная умственная отсталость» организована индивидуальное обучение, где занятия проводятся узкими специалистами – учителями – дефектологами по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций У111 вида.
Обеспечивается организация смешанной или комбинированной форм интеграции (индивидуальное обучение - школа). Так, с целью успешной социализации ученицы 9-А класса обеспечено индивидуальное обучение с посещением уроков общего расписания образовательной организации по специальному графику.
В текущем учебном году работа по экспериментальной деятельности продолжается: открыт 5-В класс с инклюзивным обучением. Были разработаны индивидуальная программа и индивидуальный рабочий план работы с ребёнком, который интегрируется в детский коллектив сверстников;
обеспечивается целенаправленная психологическая поддержка практическим психологом (психолого-коррекционные развивающие занятия), сурдопедагогом; на учебных занятиях присутствует ассистент учителя (тьютер).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в Республиканских, городских конкурсах, в которых получили призовые места. Так, ученица 4-А инклюзивного класса Алистратова Евгения заняла ІІ место в Республиканском конкурсе для детей инвалидов «Все можем» по декоративно-прикладному искусству; стала победителем городского этапа Республиканского конкурса – выставки декоративно- прикладному творчеству детей инвалидов «Мы всё можем!».
Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности и реальные психофизические возможности.
Адаптация и социализация детей с ООП осуществляется через проведение психологических тренинговых занятий, индивидуальную работу, участие ребят, как в классных так и общешкольных мероприятиях.
С целью повышения квалификации педагогов по проблемам инклюзивного обучения, технологиям работы с детьми, имеющими ограничения здоровья, спланировали тематические семинары и практические занятия. Руководители, учителя начальных классов, практический психолог Макеевской общеобразовательной организации І-ІІІ ступеней № 22 прошли целевые курсы, которые проходили на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
Для учителей, работающих в инклюзивном классе, разработаны методические требования к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду, рекомендации для проведения занятий со слабослышащими детьми.
В общеобразовательной организации проводятся мероприятия по воспитанию у школьников толерантного поведения: «Толерантное отношение к окружающим», «Мы очень разные, но мы вместе» , недели толерантности. Ведь важно знать, что социальную адаптацию детей с ОВЗ усложняют различные нервно-психические отклонения, в отдельных случаях – различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, которые могут негативно проявляться через межличностные отношения ребенка с одноклассниками. Стало традицией проведение Акций, посвященных Дню инвалидов: «Мы рядом», «От сердца к сердцу».
Большое внимание уделяется родительскому всеобучу. На родительских собраниях проводятся беседы «Психофизические особенности детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста», «Формирование толерантного отношения к вопросу инвалидности», проводятся индивидуальные консультации и собеседования
Для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе города был проведен семинар, на котором представлен опыт реализации модели инклюзивного пространства в общеобразовательную среду.
Пока еще рано подводить итоги, но работа по внедрению проекта модели инклюзивного обучения в общеобразовательной организации продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети с особенностями развития могут и должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать и поддерживать друг друга.