Развитие логического мышления на уроках и во внеурочное время


Описание опыта методической работы
«Развитие логического мышления на уроках и во внеурочное время»
Цель: Развивать логическое мышление, повышать познавательный интерес.
Условия формирования опыта:
Опыт формируется в поселковой общеобразовательной школе, где есть следующие условия:
Средняя наполняемость классов;
Возможность тесного общения детей и учителей;
Кабинет оснащен необходимыми учебно-методическими пособиями, оборудованием, литературой, дидактическим материалом, контрольно-измерительными материалами и т.д.
Учитель: Синеговская М.В.
Стаж работы: 35 лет
Образование: высшее
Теоретическая интерпретация.
Актуальность опыта.
Сохранив неизменным главное содержательное ядро школьного начального образования, само содержание, тем не менее, подвергается изменению. Чаще всего эти изменения связаны с введением нового материалапри полном сохранении уже существующего содержания. В результате – непомерное, нередко невозможное для усвоения увеличение объема.
Назрела необходимость наряду с другими формами структурирования содержания начального образования создавать условия для развития логического мышления, которое позволяет усваивать сложный теоретический и практический учебный материал и формировать познавательный интерес.
Идея опыта.
Обеспечить качественное усвоение начального содержания, сформировать у учащихся особый тип мышления – логический.
Длительность функционирования опыта.
Данный опыт находится на стадии практического применения.
Динамика становления опыта.
Изучение литературы;
Анализ содержания;
Анализ УМК;
Апробация теоретических данных в практической деятельности.
Принципы опыта.
Принцип сотрудничества;
Деятельностный подход;
Принцип научности.
Трудности, испытываемые учителем.
При реализации данного опыта возникли следующие проблемы:
Разноуровневая подготовка детей;
Недостаток методической литературы по отслеживанию развития логического мышления.
Развитие логического мышления на уроках, во внеурочное время.
Логика (нем) – довод, доказательство, разумное основание. По определению Ожегова: 1. Логика – наука о законах и формах мышления. Логика позволяет рационально и эффективно строить теорию, раскрывая ее понятия и отношения между ними, и помогает осознать процесс мышления при изучении теории со стороны ее построения. Логическое мышление позволяет с наибольшей эффективностью устранять ошибки, встречающиеся в рассуждениях и не допускать их.
Актуальность: 2. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие логически творчески мыслить.
Цель: Развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Для того, чтобы развить личность, нужно из урока в урок развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умения устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новые факты с ранее известными. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно, но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель продуктивности его мышления.
Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках и во внеклассной работе вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы.
С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В 1 классе учащиеся обычно выделяет в предмете всего 2-3 свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.
Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предметов прием сравнения.
Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.
В дальнейшем, работая с логическими приемами, предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предмет и все его свойства.Самостоятельно сравнивая мяч с другими предметами выделили такие свойства: круглый, зеленый, резиновый, мягкий, легкий, непрозрачный, несъедобный, упругий.
Работая над развитием логического мышления, я опираюсь на свою веру в потенциальные возможности детей. При построении содержания обучения предусматриваю систему необходимых логических приемов мышления, которые применяются как готовые познавательные средства при усвоении материала всех учебных предметов. Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть сформированы при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи. С этой целью использую следующие задания:
Найди неизвестное число:
СеледкаЛед
СолисткаЛист
72350?
В словах первого столбца исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо соответственно исключить две первые цифры и две последние, получим число 3.
Найди неизвестное число:
Дерево + Земля = 11
Турист * Спорт = ?В слове дерево 6 букв, в слове земля – 5, сложив эти числа, получим 11.
В слове турист 6 букв, в слове спорт – 5, умножив эти числа, получим число 30.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. С возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства, благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения для развития творческих способностей детей.
Некоторые дети испытывают потребность в умственной нагрузке. Они готовы часами просиживать за книгами, читать даже во время шумной перемены, с увлечением заниматься решением задач. Такой ребенок наслаждается тем, что имеет возможность проверить свои умственные силы. Каждое новое задание, более сложное, чем то, которое ему было предложено ранее, вызывает у него интерес. Работа захватывает его, он мобилизует все свои силы. Будучи подвижным и жизнерадостным, ребенок при выполнении интересного для него задания, преображается: становится сосредоточенным и усидчивым. Он стремится преодолеть трудность, чтобы достичь цели – выполнить задание. Такое отношение к труду – свидетельство одаренности ребенка.
Однако одаренность может сойти на нет, если неправильно строить процесс обучения. Велика опасность приучить детей к формализму в мышлении, т.к. в младшем школьном возрасте ребенок находится под влиянием непререкаемого авторитета учителя, принимает на веру все, что от него слышит, и оказывается не в состоянии выйти за пределы усвоенных в школе выводов и приемов решения задач. Чтобы этого не случилось с моими учениками, я выделила группу наиболее способных (9 человек) и веду с ними дополнительные занятия. Задания подбираю такие, чтобы ребенок, сопоставляя, анализируя, доказывая, приходил к определенным умозаключениям. Например, предлагаю задание: продолжить ряд чисел: 47, 45, 41, 35, 27 … (15, 17). Числа уменьшаются сначала на 2, потом на 4, на 6, на 5, значит следующее число будет меньше на 8 и на 12. Такие рассуждения готовят учащихся к строгим логическим доказательствам и обеспечивают осознанность и глубину знаний.
Работая над развитием логического мышления, заметила, что при самостоятельном решении логических заданий, даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательства, делают выводы. Работая по систему Л.В.Занкова, убедилась, что эта система способствует развитию логического мышления и повышению качества обучения.
Развиваю логическое мышление на всех уроках. Применяю цепочки на уроках математики, русского языка и природоведения.
Зверек по облику – нечто среднее между белкой и мышью, с круглыми ушами, большими глазами, пушистым хвостом. В лесах, где он живет, летом слышится кашель, кто-то посвистывает, ворчит. Так перекликаются эти зверьки. Назови этого зверька.
4 : 2 + 6 + 2ш…р – ка
Сурок – 5сурок – е , а
Соня – 10соня – и, о
Барсук – 4барсук – е. о
Про этих птиц ходила легенда, что они зарываются в ил водоемов и впадают в спячку. На самом деле они зимуют в далекой Африке. Весной возвращаются к своим прошлогодним гнездам. Какая это птица?
6: 2 – 3 + 8з – л – той
Ласточки – 8ласточки о, о
Синицы – 4синицы – а, а
Грачи – 5 грачи – а, о
Какая обезьяна самая крупная?
Мартышка – 31
Орангутанг – 26
Горилла – 28
Игрунка – 34
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь блок-схемой.
3
7:
8 *
6:
16 *


Гориллы обитают в Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. С наступлением ночи родители строят на дереве жилище из сучьев. Длина тела гориллы 2 метра, ширина плеч – 80 см. это исключительно миролюбивые животные.они ни на кого не нападают, между собой ссорятся редко и во всем подчиняются и подражают вожаку.
Математика
На грядке сидели 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (1, остальные улетели)
Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
Саша отдыхал в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно. Сколько дней Саша был на отдыхе? (24 дня)
Позавчера мне было 9 лет. В будущем мне исполнится 12. Какого числа я родился? (31 декабря)
Природоведение
У кого оба глаза на одном боку? (взрослая камбала)
Какие животные спят с открытыми глазами? (рыбы – нет век, змеи – веки срослись)
Сколь ушей у 3 мышат? (6)
Почему заяц скачет зимой в лесу? (по насту)
Какие из перечисленных деревьев в природе не существуют: колбасное, молочное, мыльное, свечечное, бутылочное? (все существуют)
Русский язык и литература
Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини стрелками в нужное предложение.
Дождь лилкак снег на голову
Скоро дело наладилось и пошлокак сивый мерин
Я знал городские переулкикак рыба в воде
Гости свалилиськак из ведра
Он всегда вреткак по маслу
У себя во дворе Мишка былкак свои пять пальцев
Ответь на вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую соль не кладут в суп?
Из какого крана не льется вода?
Какой лук не режут в салат?
По какому мостику нельзя перейти реку?
Скрипичным ключом; ключом, который бьет из-под земли (родником).
Морскую соль; ноту соль.
Из подъемного крана.
Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
По капитанскому мостику.
Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К.Андерсена:
Глупость, спесь, высокомерие, чванливостьКрот («Дюймовочка»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливостьКороль («Новое платье короля»)
Красота, доброта, талант, бескорыстиеСоловей («Соловей»)
Соотнеси автора с названием произведения искусства:
В. ВаснецовЗимний дворец
П. ЧайковскийЛебединое озеро
Б. РастреллиБогатыри
Работая над проблемой, изучаю статьи в периодической печати, применяю в своей работе современные достижения педагогической науки по данной теме. Используя технологии ЛОО, здоровьесберегающие, развивая интеллект, стремлюсь вооружить учащихся орудием для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.
ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ