Проект с воинской частью патриотического направления Наша ПОБЕДА

МБОУ «Новоозерновская основная общеобразовательная школа»








Выполнили: Сидорова Сусанна Петровна,
учитель начальных классов.
Козулина Вера Пантелеймоновна,
педагог-организатор.
п. Новоозерный
2015г
Проект
совместной работы МБОУ «Новоозерновская основная общеобразовательная школа» и воинской части Ермаковского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся
к 70 - летию Победы .

Актуальность проекта:     Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования. Переживая сложные  процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.  Исследования, проводимые органами исполнительной власти, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности. Статистика утверждает, что события Великой отечественной являются постоянной темой для разговоров в каждой 4 российской семье. Для сравнения – из немецких семей это касается только каждой 12. Молодежь гордится историей своей страны, но плохо её знает.
На вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?», респонденты назвали:
Сталинградскую битву – 71%
Курскую битву – 52%
Битву за Москву – 35%
Блокаду Ленинграда  - 22%
Оборону Брестской крепости – 15%
Битву за Берлин – 14%
Битву за Кавказ – 5%
Смоленское сражение – 4%
Героическую оборону Севастополя – 4%
Наступательные операции Красной Армии по освобождению стран Восточной Европы назвали единицы.
На вопрос: «Назовите имена выдающихся полководцев Великой Отечественной войны» были названы:
83% назвали маршала Советского Союза Жукова
29% – К.К. Рокоссовского
18% – И.В. Сталина
12% – И.В. Конева
5 раз – генерал царской армии Брусилов
1 раз – Дзержинский 
41раз – адмирал Ушаков
14 раз – адмирал Нахимов 
5 раз – фельдмаршал Кутузов 
14 раз – генералиссимус Суворов 
4 раза – генерал Багратион 
1 раз – Фрунзе 
13 раз – маршал Тухачевский 
1 раз – Распутин
4 раза – генерал Власов
Лишь 22% респондентов ответили, что Вторая Мировая началась в 1939 году, а не в 1941, как Великая Отечественная.  В качестве противников Советского Союза кто-то из опрошенных назвал Польшу, другие – Украину и даже Австро-Венгрию, которая распалась еще в 1918 году.  Дату снятия блокады Ленинграда знает 35% участников опроса. Командующего Красной Армией правильно смогли назвать 49%.  31% назвали Жукова.  100% участников опроса единодушно заявляли:  - Что знать историю нужно. В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны, своего города является жизненно необходимым.  Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.  В проекте представлен цикл мероприятий, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.




Проблема проекта
«Молодежный фактор» во многом определяет направленность идущих процессов в стране, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение - это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит прогрессивное развитие общества или его упадок. 
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций.
Политика государства по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию и школа является одним из важнейших инструментов данной политики.
Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на происходящее?
Почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
Сегодня перед Россией стоит множество проблем:
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 граждан России ежегодно уезжают из страны, 70% из них - люди до 28 лет);
безразличие молодежи к судьбе Родины;
забываются традиции и обычаи своего народа;
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе;
наблюдается снижение уровня культуры населения;
отсутствую в системе образования компетентные программы по вопросам гражданско-патриотического воспитания;
основная масса выпускников школ после получения профессионального образования предпочитают оставаться в больших городах и не возвращаются в провинцию;
учащиеся школ безразлично относятся к процессу обучения;
у большинства Россиян утрачено представление о семейных ценностях.

Цель: воспитание патриотизма и подготовка подростков и юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
1. Сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания.
2. Внедрить наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.
3. Сформировать систему мероприятий, направленных на развитие патриотизма учащихся через вовлечение их в практическую деятельность.
4. Сформировать заинтересованное отношение учащихся к военной и государственной службе.
5. Создать условия для самореализации, социализации подростков.
6. Обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.
Сроки разработки и реализации проекта
Проект разработан в сентябре - декабре 2014 года и рассчитан на реализацию в январе – июне 2015 учебном году.
Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, педагоги, военнослужащие.
Уникальность проекта: Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит: - в его временной продолжительности, - в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников, - в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, служащими в воинской части.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
-
· мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
- круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
- коллективные творческие дела.
- военно-спортивные состязания.
- встречи с военнослужащими.
- экскурсии.
- презентации.


Ресурсы проекта:
историческая, учебная и справочная литература;
наглядный материал (иллюстрации, репродукции и исторические карты, фотографии, зарисовки);
разнообразные виды дидактического материала;

выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление зала).
медийные материалы ( аудио и видео записи, презентации)

Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает формирование:
системы знаний о Великой Отечественной войне,
повышения интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, служба в Вооружённых Силах РФ.






Планирование проекта

Содержание
Сроки
проведения
Место проведения

1
Экскурсия в воинскую часть.
История военной части Ермаковского района.
март
в/ч

2
Один день из жизни военнослужащего. Изучение техники и оружия, воинского уклада службы, противопожарных средств.
апрель
в/ч

2
Матчевые встречи по волейболу, баскетболу, футболу.
Раз в месяц
Спорт.зал
школы

4
Концерт для военнослужащих, подготовленный учащимися школы.
май
школа

5
Военно-спортивная игра «Зарница»
февраль
Территория школы

6
Беседа с учащимися школы по теме «Профессия - Родину защищать».
январь
Школа

7
Занятия по физической, строевой, огневой, тактической подготовке
апрель
в/ч

8
Участие военнослужащих в школьных мероприятиях. Уроки «Великая Победа»
Январь - июнь
школа

9
«Поклонимся Великим тем годам» Участие в конкурсе «Караул»
май


10
Совместные мероприятия в рамках акции «Боевой листок»
Январь - май
школа





План мероприятий, по патриотическому воспитанию
п/п
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Форма проведения
Время проведения

1
«Я гражданин России»
Познакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символом, великими людьми, раскрыть смысла понятия мероприятия.
Классный час
январь 2015г.

2
Подготовка и участие в проведении мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Формировать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества, солдатам ВОВ.
 
Февраль – май 2015г.

3
Проведение круглых столов, научно - практических конференций, посвященные историческим событиям и памятным датам среди старшеклассников
Формировать у воспитанников интерес к историческим событиям и памятным датам нашей Родины.
Круглый стол
Февраль 2015г.

4
Организация выставок и временных экспозиций в фойе школы, посвященных знаменательным датам в истории государства и разработка сценариев  их открытия.
Развивать у воспитанников интерес, уважительное отношение к истории Государства.
Коллективное занятие
Март 2015г.

5
Акция “Доброе сердце растопит снег”.
Адресная помощь ветеранам тыла ВОВ в п. Новоозерный
Акция
Апрель 2015г.

6
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение, рисунок, посвященных знаменательным датам России    Развивать у воспитанников умение выражать свои мысли в сочинении, рассказе, реферате.
Знать знаменательные даты России.
Творческие работы.
Апрель 2015г.

7
Организация и  проведение мероприятий по подготовке учащихся к защите своего Отечества
Воспитывать у детей желание служить в армии, защищать свою Родину.
Коллективное занятие.
Май 2015г.

8
«Бессмертен тот, кто отечество  спас»
Ознакомление с биографией великих полководцев России, воспитание чувств уважения героическому наследию России.
Комплексное занятие.
Май 2015г.

13
«Честь имею»
Формировать сознания необходимости защищать отечество.
Комплексное занятие
Июнь 2015г.

17
«Крепка семья – крепка Отчизна»   
Формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ценностях, подготовка к их будущей семейной жизни.
Круглый стол.
Июнь 2015г.








Заключение
Работая над проектом по столь значимой теме «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, открылись очевидные плюсы от его реализации.
Кроме повышения патриотического сознания у школьников проект позволит интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что способствует развитию аналитических способностей детей;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволит усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся и учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также откроет возможность формирования жизненного опыта , повысить самооценку и чувство успеха учеников.
Список используемой литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология.  Екатеринбург:, 1999.  С. 476-505.
Анфилов В. А. Провал «Блицкрига». М.: Наука, 1974.
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2 х кн. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов – н,Д.:Феникс, 2001.
Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.
Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.
Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. М.: Наука, 1973.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1985.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.
Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.». -М.: Просвещение, 2008.
Социология молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. Наук , проф., чл. – корр. РАН В.Н. Кузнецова. – Гардарики, 2007.
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.  Киев, 1984.
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов – н,Д.:Феникс, 2001. – с. 558
 Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с.3











Наша ПОБЕДА!15